Пролетая над нефтепроводом

С высоты в 200 метров увидеть место, где проходит ВСТО-2, не так-то просто — с вертолета видно лишь лесную просеку. Первый ликбез по транспортировке нефти дает специалист пресс-службы ООО «Дальневосточная строительная дирекция». 

— Вот это и есть наш нефтепровод, — пытаясь перекричать шум двигателей, просвещает Максим Евсеев. — Вот эта просека. Труба проходит под землей, ее глубина зависит от рельефа, но это не менее полутора метров.

Спустя полчаса наш вертолет начинает снижаться, и в иллюминаторе появляется пункт налива нефти, откуда 15 миллионов тонн «черного золота» в год отправляется к побережью Тихого океана. Через несколько минут внизу появляется НПС-21 — крупнейшая нефтеперекачивающая станция на всем протяжении ВСТО. Именно здесь заканчивается первая очередь нефтепровода и начинается вторая — из Амурской области до порта Козьмино Приморского края. С высоты журналисты разглядывают девять огромных нефтехранилищ, каждая на 50 тысяч тонн. Отсюда через ответвление нефтепровода «Сковородино — Мохэ» в Китай уходит 15 миллионов тонн нефти в год. После того как ВСТО-2 введут в эксплуатацию, а сделать это планируется к концу этого года, общий объем транспортировки нефти со Сковородинской НПС составит 50 миллионов тонн ежегодно. 

На пропускном пункте журналистов встречает начальник нефтеперекачивающей станции.

— По сути, НПС нужны для создания давления в трубе, а также чтобы при плановых остановках осуществлялся запас нефти, — поясняет Виталий Ибрагимов. — Перекачка здесь ведется непрерывно, а при плановых остановках, техническом ремонте мы уже ведем перекачку с резервуарного парка.

Гостей проводят тем же маршрутом, по которому движется нефть. Первой остановкой становится операторная. Здесь в небольшой комнате за хранением, наливом и перекачкой нефти следят два сотрудника. Как рассказал Владимир Ибрагимов, совсем недавно оператор здесь был один, но к началу заполнения нефтепровода ВСТО-2 штат операторной увеличился вдвое. 

— Вот эти наши молодые кадры дают своей стране нефть, — рассказал заместитель начальника Нерюнгринского РНУ Александр Лещенко. — На этих мониторах они смотрят, как идет поступление, в каком положении находится каждая задвижка, состояние каждого резервуара — идет его заполнение или откачка. 

Сейчас на НПС в Сковородине работает 169 сотрудников. Причем 119 из них из ближайших населенных пунктов — райцентра и Большого Невера. Начальник станции сам из Сковородина, и, по его словам, спрос на вакансии сюда немалый.

Следующая остановка — система контроля количества и качества нефти. Во время перекачки нефти по трубе замеры осуществляются два раза в сутки — в 12 и в 24 часа по местному времени. Оценивается множество параметров, в том числе плотность и морозоустойчивость. Нефть марки ESPO (East Siberia — Pasific ocean), которая будет перекачиваться по ВСТО, отличается тем, что сохраняет свои свойства при температуре до минус 50 градусов. Сейчас система находится в режиме ожидания, она снова заработает после того, как начнется заполнение следующего участка ВСТО-2 — от Тыгды до Екатеринославки.

По словам Александра Лещенко, система уже прошла аккредитацию и по ней можно производить перекачку в соответствии с ГОСТом. «Наша нефть является малосернистой, — отметил Александр Лещенко. — А сернистость нефти в первую очередь влияет на процесс коррозии внутри трубы». 

Пройдя от операторной через систему контроля количества и качества нефти, насосной станции и лаборатории, мы оказываемся на той самой точке, где 2 июля началось заполнение ВСТО-2. Сам стык двух труб увидеть невозможно, и чтобы показать, откуда в трубу пошла нефть, заместитель генерального директора по эксплуатации ООО «Дальнефтепровод» Виталий Казаков подводит журналистов к камере, которая выведена на поверхность, — именно через нее нефтяники запустили два очистных скребка, между которыми закачали 200 метров воды.

— Это сделано, чтобы исключить контакт нефти с сухой частью нефтепровода, — пояснил технологический процесс заместитель генерального директора по эксплуатации ООО «Дальнефтепровод» Виталий Казаков. — Под давлением нефти скребок прошел весь 197-километровый участок нефтепровода. Со скоростью около трех километров в час нефть шла по трубе, и к 21 часу 4 июля дошла до НПС-23, недалеко от Тыгды.

К концу июля нефтяники планируют довести нефть до Екатеринославки. По плану к 6 ноября они обещают полностью заполнить нефтепровод — от Сковородина до порта Козьмино, тогда мощность ВСТО составит 50 миллионов тонн в год.

Цифры

169 сотрудников работает на НПС в Сковородине. Причем 119 из них из ближайших населенных пунктов — райцентра и Большого Невера.

Возрастная категория материалов: 18+