Несмотря на северное безмолвие, проливной дождь и окружающих его диких зверей, Ваня остался цел и невредим, он практически вышел сухим из воды и даже не заболел. Как ему удалось не потерять рассудок и силы и выжить в экстремальной ситуации, выяснял корреспондент АП. 

Об этой истории нам стало известно случайно — во время командировки журналистов в Мазановский район жители восхищенно рассказали о мальчишке, выжившем в тайге. 18 апреля 2012 года Ваня вместе с отцом Иваном Табаковым отправились на рыбалку, переправились на другой берег Селемджи. Отец попросил сына присмотреть другое, более «клевое» место. Ребенок отправился с собакой на прилегающие озера, но к назначенному часу к отцу не вышел. 

Мужчина особо не переживал: мальчишка таежный, места знает, придет домой сам. А может, он уже с уловом возле печки сидит, пьет горячий чай. Однако дома Вани не оказалось. Табаков решил зайти к соседям, но в селе его сына никто не видел. Родители отправились в лес на поиски. Но тщетно. Ночью об исчезновении ребенка оповестили сельскую администрацию, МЧС и полицию.

Таежное безмолвие

Как рассказала глава Новороссийки Надежда Первухина, 19 апреля в 6.00 в здании сельсовета развернулся штаб. Из тридцати мужчин-односельчан сколотили бригаду, дождались полицейских и отправились прочесывать тайгу. Поздно вечером вернулись ни с чем. Собрали все результаты воедино, стали определять задачи на следующий день и отрабатывать непройденные места. 20 апреля из Новокиевского Увала привезли рупор. Подключились профессионалы из охотпромхоза. Опытные охотники пошли по следам, но они были затоптаны в первый же день. Беда объединила весь район. На поиски добровольно подтянулись жители соседних деревень Слава и Угловое. Передвижная мобильная группа насчитывала 100 человек. Местный предприниматель снабжал всех продуктами. 

— Поискам препятствовала суровая северная природа, весенняя распутица, — вспоминает Надежда Кирилловна. — Лед на реках уже начал сходить, образовались полыньи, тяжелой технике ни пройти, ни проехать, люди по пояс проваливались. Группы разделялись на цепочки по десять человек в каждой и шли пешком по 13 километров. Ночью работы сворачивались. Дневная температура едва доходила до десяти градусов тепла, в темное время суток понижалась до нуля. Для меня все эти дни слились воедино. Холод, морось, град. В ночь с 21 на 22 апреля разразилась страшная гроза, гром и молнии. Мы уже отчаялись найти Ваню живым, но продолжали молиться. Мальчишка был хоть и одет по сезону, но ушел без еды, спичек и других, необходимых в тайге вещей. Вместе со всеми сына искал отец. А мать все это время буквально рвала на себе волосы.

Как рассказал глава Мазановского района Михаил Пивень, на третий день к поискам подключился самолет из Февральска, предоставленный авиаохраной лесов. Но высота его полета — один километр. Обнаружить Ваню Табакова не удалось. На четвертые сутки из Благовещенска прилетел вертолет, но в штаб поступил сигнал, что пропажа нашлась неподалеку от села Углового, через тридцать километров, от места, где он с отцом рыбачил. Никто бы и не подумал в тех краях его искать. Хотя в тайге он мог пойти на все четыре стороны. 

«Деда, спаси мальчика»

— Сообщение, что пропал мальчик, пришло мне на второй день поисков, — уточняет глава села Углового Юрий Иващик. — Моя пятилетняя внучка Виктория стояла рядышком. Она как заревет: «Деда, найди правильную дорожку, спаси ребенка, скажи папе, чтобы он спас!». Я стал думать, как найти мальчика. Хотя не было информации, где и при каких обстоятельствах он пропал. За тридцать минут собрал десять добровольцев и посадил их в уазик. К вечеру бригада вернулась ни с чем. Надежды на благополучный исход у людей не было. И тут появилось предчувствие, что ребенок где-то рядом. Я хорошо знаю эти места, и если бы сам заплутал, двигался туда, куда ведут таежные дороги. Была мысль выйти на пригорок и пострелять из ружья, вдруг ребенок услышит и выйдет на звук. 21 апреля вечером я дозвонился зятю Дмитрию, он в этот момент с другом был на рыбалке. Говорю им, все бросайте, езжайте в Пальминский, Быковский ключ, покатайтесь там по дорогам, найдете ребенка. Ребята на самодельном вездеходе отправились в путь. На рассвете прибыли в Пальминский ключ и там увидели мальчика. Он выскочил навстречу, расплакался и закричал: «Дяденьки, я потерялся, спасите меня». 

Мальчишку тут же укутали в теплое сухое и накормили. Привезли в Угловое в дом к Юрию Викторовичу. Там умыли и посадили за стол. Маленькая Вика принялась ухаживать за подростком. Затем в дом к Юрию Иващику приехал участковый и отвез Ваню Табакова в больницу. Для экстренной госпитализации не было оснований. Состояние потерявшегося сочли удовлетворительным. Следов истощения и температуры не было. Полицейский повез пропажу в Новороссийку.

Живой и невредимый

— «Живой и невредимый», от этой весточки, полученной утром 22 апреля, я разрыдалась, — продолжает Надежда Первухина. — Заплакали даже видавшие виды мужики-охотники. Его мать долго не верила, пока лично не увидела сына. Как рассказала мне позже Вероника Табакова, сама я не рискнула расспрашивать мальчика, боялась причинить ему боль, он четыре дня ничего не ел, только пил воду из ручейков. Днем шел, а вечером ломал ветки и стелил их на землю. В последнюю дождливую грозовую ночь, спасаясь от дождя, залез в дупло сгоревшего дерева. У тринадцатилетнего ребенка была конкретная цель — выйти из тайги живым. Он искал дорогу, и она в любой момент должна была его привести к людям. Может, Ваня от безысходности и плакал в лесу, свидетелем его слез была единственная близкая душа — собака. Ее он привязал веревкой к руке. Вместе спали и грелись, спасали друг друга. 

История знает немало примеров героизма подростков. Дети вытаскивают людей из огня, спасают тонущих. 13-летний Иван Табаков в экстренной ситуации спасал себя и любимую собаку. Он совершил подвиг во имя своей маленькой, но такой нужной России жизни. И он достойно выдержал экзамен на само выживание.

 «Пацан родился в рубашке» 

По словам Надежды Кирилловны, сейчас угрозы для жизни Вани Табакова нет. Ребенок не замкнулся в себе. Он по-прежнему весел, общителен. Вот только на мир стал смотреть совсем не детскими глазами. Да и родители ни на минуту его из поля зрения не выпускают. Даже на речку один не ходит.

 — Это уникальный случай за многолетнюю историю района, — считает Михаил Пивень. — Пацан родился в рубашке и для своего спасения действовал грамотно. В тайге легко заблудиться, никаких выдающихся ориентиров нет. Местность одинаковая: леса, озерки, речушки. И ходишь по кругу. Больше всего мы боялись, что мальчишка решил самостоятельно перейти реку по тонкому льду и утонул. Или ему удалось выбраться, он лег на холодную землю, уснул, замерз и не проснулся. Ребенок был безоружен и беззащитен перед суровой природой. Опасность несли в себе дикие звери. В это время медведи выходят из берлоги. Они голодны и агрессивны. Да и для стаи волков или коварной рыси ослабленный мальчик был достаточно легкой добычей. 

Цифры

335 человек живет в Новороссийке, 74 из них – дети.

100 жителей Мазановского района принимало участие в поисках. Было задействовано 2 вездехода, ГАЗ-66, самолет и вертолет авиаохраны лесов. Сотовой связи в этом северном уголке Приамурья нет.

25 километров прошел Ваня Табаков. 

Возрастная категория материалов: 18+