Финансисты хватаются за головы: вместо бюджета развития в муниципалитетах повсеместно процветает бюджет «проедания». Разбор полетов главам муниципалитетов устроила зампред областного правительства — министр финансов Вера Щербина. Почему деньги улетают на ветер и как повысить эффективность бюджетных расходов, чиновники выясняли на выездной коллегии амурского минфина в Свободном.

Плата за воздух 

— Из тех 55 миллиардов, которые область потратила в 2011 году, 86 процентов мы отдали на «проедание» и на социальные льготы, и только 14 процентов у нас — бюджет развития. Но это в том числе и дорожный фонд. Если его отнять, то вообще остается всего ничего. Мы больше не можем мириться с неэффективными расходами. Час расплаты близок, не может так бесконечно продолжаться! — предупредила глав Вера Щербина. — Начисления на заработную плату съедают у нас добрые 30 процентов всех расходов бюджета. А если посмотреть внутрь по муниципальным образованиям, у многих этот процент гораздо выше — нагрузка на зарплату даже выше 50 процентов. Это не что иное, как бюджет проедания, ни о каком развитии речи быть не может. И потом мы говорим о том, что у нас все обшарпанное, все обветшалое, что мы не можем ремонтировать здания, сооружения, не можем строить новые детские сады. Нагрузку по заработной плате на бюджет нужно снижать!

Между тем это не значит, что у госслужащих не будет долгожданного повышения зарплаты. Их жалованье вырастет на 13%. Правда, министр отметила: ресурсов на эти цели нет, их «придется изыскивать каждому самостоятельно». В тех самых неэффективных расходах.

Больше всего впустую тратят в здравоохранении и жилищно-коммунальном хозяйстве. По словам Веры Щербины, в первом случае одну и ту же услугу умудряются оплачивать дважды. Схема бездумной траты денег в здравоохранении проста: в участковых больницах не хватает узких специалистов и их замещают те медики, которые есть. Учреждение, таким образом, оказывается полностью укомплектованным врачами и получает лицензию. Когда же доходит до дела, до непосредственного оказания медицинской услуги, выясняется, что по узкому направлению больница сделать это неспособна. И больной, прямо или косвенно, «перекатывается» на областной уровень, в итоге — те самые двойные затраты. В сфере ЖКХ еще «веселее». 

— Здесь мы по пять раз одну и ту же услугу оплачиваем. Наши предприятия меняются из года в год, меняют названия, приходят к процедуре банкротства, это наши злостные налогонеплательщики, на которых мы управу не найдем. Зачем мы позволяем им так работать? Почему не можем навести порядок в ЖКХ? — недоумевает министр. — Почему у нас такой бардак с тарифной политикой, почему главы не вникают и не понимают, что их предприятия даже не способны предоставить надлежащую отчетность? На многих предприятиях ЖКХ просто содержатся штаты родственников и знакомых, получают заработную плату, оплачивают себе какие-то социальные пакеты, им нужны средства на связь, бензин. Все это идет из кармана нашего налогоплательщика. Главы муниципальных образований предпочитают зарыть голову в песок, и вот результат. Структура, которая работает на нашем муниципальном имуществе, должна работать эффективно. 

Кстати, правила игры в жилищно-коммунальной отрасли меняются. Хозяйствующим субъектам дают возможность привлекать бюджетные кредиты, чтобы обновить свои мощности, построить более эффективные котельные, оптимизировать протяженность тепловых трасс. При этом процентные ставки по такому кредиту компенсирует регион. Да вот только на всю область — единственный кредитоспособный хозяйствующий субъект в ЖКХ. Похвастаться им может лишь Белогорск.

Полезное консервирование 

С использованием школьных мощностей в муниципалитетах картина такая же безрадостная. Так, в Ромненском районе в обороте лишь 28% школьных помещений, Свободненском — 32%, Зейском и Мазановском — 35%, в Белогорском — 38%. В других территориях цифры чуть выше, но в целом — все равно низкие. Среди городов больше других подкачала Зея, ее показатель — лишь 56%. Такое положение дел — нонсенс, отметила Вера Щербина, к сентябрю местные власти должны предоставить отчет, как разрешат ситуацию. Путь один — либо частично законсервировать простаивающие здания, либо сдать в аренду, пусть даже за символическую плату, либо использовать так, как положено. В том числе и перепрофилировать помещения в группы для детсадовцев. Но главное — не отапливать за государственный счет пустые здания, не платить за воздух, ведь это те самые неэффективные расходы, когда деньги выбрасываются на ветер. Кстати, не будет больше прощаться муниципалитетам и кредиторская задолженность. Задача — всю «кредиторку» вывести в ноль, ориентировала глав Вера Георгиевна.

Программный бюджет спасет от трат

В лидерах по уровню неэффективных расходов в области в основном отдаленные, северные районы — Тындинский и Зейский. Но потраченные впустую деньги — настоящая головная боль для всех амурских территорий. Таблеткой от нее станет новый, программный бюджет. С 2014 года он станет обязательным для всей страны. «Набивать шишки» регионы будут в переходном 2013-м году. В Приамурье со следующего года программный бюджет сформируют прежде всего в области сельского хозяйства. В этой сфере рубль вкладывается не всегда результативно. Задача — уйти от «кормления» неэффективных хозяйств. Кроме того, есть планы применить программный бюджет в области дорожного строительства. В 2013 году придется снижать текущие расходы.

— Никакие инфляционные процессы не являются аргументом. Не хватает средств на содержание каких-то бюджетных учреждений — тоже не аргумент. Вы должны выстроить свою систему так, чтобы денег хватало на все. Нам нужно поднимать заработную плату, нужно повышать качество предоставления бюджетных услуг. И средства на эти цели нужно изыскивать в наших с вами резервах — в неэффективных расходах, — подчеркнула Вера Щербина.

Вера Щербина, зампред областного правительства, министр финансов Амурской области: 
— Неэффективных расходов по области — порядка 2 миллиардов рублей. Представьте, какая это сумма! На эти средства можно строить новые детские сады, новые школы, можно развивать область. А сегодня они улетают в трубу, поскольку мы отапливаем полупустые здания и помещения, у нас низкая наполняемость классов во многих бюджетных учреждениях. И даже там, где можно принять какие-то управленческие решения, органы местного самоуправления принимают их слабо. К тому же у нас не только не сокращаются неэффективные расходы, они увеличиваются! Для любого здравомыслящего человека понятно: расходы бюджета должны давать результат. Мы должны оказывать качественные бюджетные услуги, чтобы все малыши могли иметь доступ в детский сад, чтобы амурчане могли получить качественное образование, медицинские услуги. Это главное, о чем нас просят люди. Сделать это — задача органов власти. А наша задача — научить их, помочь, потребовать, чтобы расходы были эффективными и направлялись в первую очередь на то, в чем нуждается наше население.
Алексей Тарасов, глава Сковородинского района:
— В плане неэффективных расходов мы по сравнению с другими где-то в середнячках. Но сами понимаем, они не всегда происходят по нашей вине. Сковородинский район — это свыше 20 тысяч квадратных километров. Огромная территория, с большой отдаленностью населенных пунктов друг от друга. Отсюда и идет неэффективность расходов в тех же школах. Например, у нас есть школа в Игнашине, с отдаленностью от ближайшего населенного пункта в 80 километров. Мы не можем закрыть ее здесь, хотя там и учатся всего семь детей. Также и по детским садам, по фельдшерско-акушерским пунктам. Конечно, сразу падает общий показатель района. Но мы боремся. В прошлом году вот в поселке Лесном закрыли среднюю школу, оставили только начальный блок. Как бы это ни тяжело было, как ни больно, но мы сделали это. Правительство поддержало — нам дали новый автобус, мы организовали подвоз школьников и увеличили количество учащихся в школе №1 города Сковородина. Население очень болезненно воспринимает все эти мероприятия, ну а куда деваться? Получается, мы на передовой. Но снижение неэффективных расходов у нас идет. Ежегодно мы максимально пытаемся сократить нашу расходную часть. Но есть еще и кадровая проблема, она тоже очень существенная. Все привыкли жить по-старому. Тех же медиков заставить модернизироваться, думать по-новому, считать, анализировать очень тяжело. Приходится очень много убеждать и доказывать, что идти нужно именно по такому пути. 
Станислав Мелюков, глава города Белогорска:
— Есть, конечно, неэффективные расходы, но мы с ними боремся и снижаем их. Понимаем, что это достаточно важно для муниципалитетов и области. Одна из задач местного бюджета — сделать так, чтобы он работал максимально эффективно. Не всегда получается, но наши показатели говорят о том, что мы целенаправленно работаем. В 2009 году у нас были достаточно серьезные неэффективные расходы, особенно в сфере образования, там были излишние помещения. Одна школа находилась в трех зданиях, и в связи с этим были неукомплектованные классы. Разумеется, когда мы объявили жителям о том, что учреждение сокращается и детей будут возить в другую школу, возникли сложности, были возмущения. Но мы все объяснили, и люди поняли. Сейчас все довольны, дети получают качественное образование, это главное. Так что сейчас мы значительно сократили неэффективные расходы. В ЖКХ у нас тоже есть кое-какие подвижки. Например, наше муниципальное учреждение может позволит себе взять кредит в банке для закупки топлива, а потом его своевременно и благополучно отдать. У нас принята стратегия развития Белогорска до 2030 года, и документ живой. По ходу возникновения новых задач туда вносятся изменения. Доля наших бюджетных расходов еще не так высока в программах, но выводы сделаем, скорректируем. Есть вещи, которые напрямую закладываются в бюджет, другое дело — просто перенести в программу. Но это, в принципе, не проблема. Надо будет — сделаем.
Цифры
117 процентов составил в Приамурье рост налоговых доходов в текущем году. В РФ средний показатель — 108%. «По НДФЛ у нас рост налицо. Это радует — появляются новые рабочие места, многие отрасли показывают хорошие результаты по средней заработной плате», — отметила министр финансов области Вера Щербина.

Возрастная категория материалов: 18+