Амурские хлебопроизводители допекают последние булки из дешевой муки.Амурские хлебопроизводители допекают последние булки из дешевой муки.

Печные энтузиасты

— Если честно, выживаем на энтузиазме и желании, чтобы у людей был свой, горячий хлеб. Выгоды особой нет, прибыль минимальная и уходит в основном на зарплату, налоги и покупку сырья, — делится с журналистами АП владелица небольшой пекарни в селе Среднебелая Ивановского района Лариса Жилина. 

Пара производственных комнат и крохотный административный кабинет — вот и вся пекарня, которая ежедневно снабжает хлебом и выпечкой три села (Среднебелое, Троицкое, Надежденское) и магазин в соседней воинской части. В среднем здесь готовят 200 булок в день. По словам хозяев, товар у них никогда не залеживается. «Люди знают, что в обед будет горячий хлеб, и идут к этому времени», — рассказала молодая предпринимательница. «У нас, знаете, какой покупатель требовательный — если булка негорячая, уже брать не будут», — улыбается ее отец и заведующий пекарней Виктор Добрынин. Кстати, чтобы сократить расходы, ему приходится выполнять и роль бухгалтера, вести всю калькуляцию пекарни, и самому развозить хлеб по магазинам. 

Несмотря на все сложности и серьезную конкуренцию, закрываться предприятие не собирается, были даже задумки по развитию производства. Но все улучшения, по словам хлебопроизводителей, пока придется отложить, в этом году главная задача — выжить. Неурожай зерна и выросшие тарифы на железнодорожные перевозки сказались на цене главного сырья — муки. Кроме того, традиционно поднялись цены на электроэнергию.

— Повышение цен сильно бьет по нас. Помню, два года назад был подобный рост стоимости муки, я тогда хотел закрыться, но потом цена пошла вниз, и мы выстояли. Сейчас даже не знаю, как будет. Последняя дешевая мука заканчивается, осталось на неделю-две, — отметил Виктор Добрынин. — Сейчас я за машину муки заплатил 109 тысяч рублей, а буду отдавать 140—150 тысяч. Так эти деньги можно было бы пустить в новое оборудование, ремонт сделать, все же старенькое, но в этом году денег уже не хватит. Вот еще хотим зарплату девчатам-пекарям повысить немножко. Чтобы мы работали не в убыток, нужно, чтобы булка стоила где-то 14,5—15 рублей, мы пока держим на 13,5 рубля. 

Сейчас хозяева пекарни обдумывают варианты того, как можно сдержать рост цен и не разориться самим. Уже увеличили ассортимент продукции, пробовали работать с мукой, которую производит агрофирма «Партизан» из собственного зерна. «Мука у них неплохая, работать с ней можно, — оценил Виктор Васильевич. — Но они сейчас ее не дают, сами хлеб пекут. Мечтаю мельницу построить, чтобы покупать зерно и самим молоть, все равно получалось бы выгоднее. Но мельница стоит где-то 250 тысяч, и нужно еще здание». 

— Спасает то, что у нас семейный бизнес, держимся на взаимопомощи. И спасибо поставщикам, которые дают муку в рассрочку. Благодаря этому мы еще живем, работаем, все сотрудники на месте, — рассказала Лариса Жилина. — Очень надеемся, что следующий год будет урожайным и цены снизятся, а пока надо продержаться, чтобы и хлеб был, и люди работали.

Цена хлеба

По данным амурского минсельхоза, в первой половине августа производители подняли цену на муку высшего сорта на 5,6—7 процентов. Вслед за ней в Приамурье начал постепенно дорожать и хлеб. Стоимость булки высшего сорта выросла в среднем на 1,4 процента. Так, в Благовещенске килограмм хлеба первого-второго сорта за месяц подорожал с 31,65 до 32,16 рубля за килограмм. Многие производители и в областном центре, и в районах еще стараются удержать цену на хлеб, но признают, что, если мука продолжит дорожать, им придется поднимать стоимость этого социально значимого товара. 

— Получается, что отпускать продукцию по прежней цене просто невыгодно, — рассказал предприниматель Роман Володин. — На сегодняшний день есть два пути — или в убыток себе поставлять хлеб и потом закрыть предприятие (это можно делать месяц-два, пока не закончатся запасы муки, купленной по более низкой цене), либо повышать цену.

По мнению бывшего председателя ассоциации хлебопеков Олега Зимина, без повышения цен на хлеб не обойтись: то, что выросли две самых главных статьи расходов — мука и электроэнергия, — не может не отразиться на стоимости конечного товара. «Нужно понимать, что хлеб — это точно такой же продукт, на который тратят сырье, силу, энергоресурсы и все прочее. Работать с нулевой рентабельностью никто не будет. Кстати, в прошлый раз, в августе 2010 года, когда сильно поднялись цены на хлеб, такой переполох был, хотя перед этим два года цена держалась. А у нас в год только заявленная инфляция 8—9%», — заметил он. 

При этом комбинат питания АмГУ обещает держать цену, по крайней мере, до сентября. Компания «Кэш энд Керри» себестоимость своего хлеба пытается снизить за счет расширения производства. «Мы увеличили объемы выпечки, купили дополнительно печи. За счет этого как-то держимся. Стоимость хлеба-то не очень хорошо поднимать. Мы вообще уже 1,5 года держим цену на свою выпечку, — поделился глава компании Игорь Ротарь. — Но если сейчас рост цен на сырье продолжится, то, наверное, все же придется немножко поднимать, держаться уже не сможем».

В областном минсельхозе рост цен на хлеб считают оправданным, вопрос только в том, как долго он продолжится. «Повышение цен на хлеб идет с июля, просто без резкого всплеска, — отмечает начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности Елена Романова. — Этого стоило ожидать. Рентабельность в этом бизнесе очень маленькая, если вообще есть. Крупных производителей у нас нет, все мелкий бизнес, объемы у них небольшие. И все друг с другом борются, тут чисто рыночные отношения — кто меньше цену предложил, тот на рынке и выигрывает. И цены у нас на хлеб, кстати, одни из самых низких, во всяком случае на Дальнем Востоке».

— Будет ли дальше подниматься цена, прогнозировать сложно, так как урожай на сегодня еще не весь собран, — отметила начальник отдела развития продовольственных рынков минсельхоза Ольга Здункевич. — Все будет зависеть от конечного результата, когда закончится уборка и будут подведены итоги. Повышение цены хоть и незначительное, но уже есть. Будем надеяться, что на этих цифрах остановимся. 

Спасение в своей пшенице

Глава агрофирмы «Партизан» Геннадий Зражевский считает, что проблему надо решать кардинально, выращивая в области зерно, пригодное для изготовления муки. Пекарня предприятия сейчас как раз спасается мукой из собственного зерна, это позволит сдержать рост цен на хлеб. «Нам нужно самим закрывать потребности области, — отметил он. — Такая возможность есть, сорта можно подобрать. Это, конечно, не одного дня работа, но если целенаправленно проводить ее, то можно снять остроту этой проблемы». 

Однако специалисты министерства сельского хозяйства считают, что полностью отказаться от завозного зерна Приамурье не сможет. «Выращивать свое зерно для выпечки можно. Но нашу муку можно использовать только в сочетании с «сильной пшеницей», которая при добавлении усиливает свойства нашей муки, и тогда можно выпекать хлеб, — пояснил начальник управления растениеводства и земледелия Юрий Немилостив. — Самим вырастить «сильную пшеницу» не получится, у нас в области для этого не очень благоприятные условия».

«Настоящий хлеб не может быть дешевым»

Бывший председатель ассоциации хлебопеков Олег Зимин считает, что цена на хлеб в Амурской области сильно занижена. Настоящий, выпеченный в соответствии со всеми технологиями продукт не может быть дешевым.

— Два года назад мы с ассоциацией хлебопеков добивались установления минимальной цены на продукт, чтобы было ясно, что по такой цене — это еще хлеб, а если он стоит дешевле, то уже все что угодно, но только не хлеб, — рассказал он. — Но сегодня стоимость диктует рынок, что это за продукт, никого не волнует. Месяцев 6—7 назад по центральному телевидению выступал бывший шеф-повар кремлевской кухни, его спросили, сколько должна стоить булка ржано-пшеничного. Он сказал, что минимум 35 рублей. И это он считал, исходя из московских условий, где ниже цена на сырье и энергоносители. Делайте вывод, сколько должна стоить булочка хлеба у нас. Но по такой цене у нас никто не продает, потому что все хоть и возмущаются, но работают с рентабельностью 3—5%. Отсюда и массовое закрытие пекарен.

Стоимость килограмма пшеничного хлеба высшего сорта, по данным Росстата, за июнь 2012 года

Амурская область — 36,89 р.

Хабаровский край — 58,5 р.

Приморский край — 53,9 р.

Республика Саха (Якутия) — 59,22 р.

Иркутская область — 58,37 р.

Москва — 47,26 р.

Санкт-Петербург — 83,51 р.

Из чего складывается цена хлеба?

60 % — стоимость муки

30 % —цена за электроэнергию

10 % — зарплата работников.

Возрастная категория материалов: 18+