Учителя как бухгалтеры

Мы в последнее время, рассуждая о школе, начали много говорить о деньгах, которые идут в школу. Собираемся на совещание, и начинается: деньги туда, деньги сюда. Учителя и дети стали как бухгалтеры, уже знают, куда сколько вложено. А деньги нужны для повышения качества образования, чтобы каждый ребенок, независимо от того, где он живет, в столице или отдаленном населенном пункте, мог получить достойное образование и поступить в любой вуз. Я беседовал с ректорами, и они говорят, что в московских вузах ребята из регионов смотрятся лучше, чем москвичи, они больше мотивированы к учебе, шире смотрят на жизнь и больше верят в себя. 

В школьный интернет никто не верил

Восемь лет назад, когда я только вступил в должность министра, я побывал в Хабаровске. И когда я сказал, что скоро в каждой школе будет интернет, на меня посмотрели с жалостью. Мол, все это фантазии. А это получилось. И многое другое получается. И сегодня мне на Алтае уже говорят, что скорость в два мегабайта для школы — как-то маловато, 6 мегабайт — это было бы нормально, а еще лучше — 10. У нас был один компьютер на 50 школьников, а сейчас — один на 10 учеников. В 2004 году я приезжал в школы и смотрел, как оборудованы кабинеты физики. Мне показывали реостаты еще 80-х годов. А сегодня я вижу, что положение изменилось. И что бы мне ни говорили, изменилось существенно. Если спросить у учителей, хотят ли они вернуться к тому, что было 10 лет назад, они скажут, что не хотят.

Школа остается светской

Реформа образования не терпит суеты, образование — система инерционная, и все реформы надо проводить плавно. Несколько лет назад мы в порядке эксперимента в 19 регионах ввели курс основы религиозной культуры и светской этики в 4-м классе. С этого года он вводится повсеместно. Нас пугали, что дети перессорятся на религиозной почве, что учителя не смогут этому предмету учить. Мы очень аккуратно вводили этот курс, готовили преподавателей. Там есть что менять, но в целом курс себя оправдал. Человеку необходимы знания о том, как возникла мировая культура. Выбор мировоззрения — это дело родителей, семьи. Но дать представление о культурных ценностях — это задача школы, наша задача. При этом мы остаемся светской школой и должны эту светскость сохранять. 

Идеология ЕГЭ 

ЕГЭ — не форма, ЕГЭ — это идеология. Ее суть: экзамен должны принимать не те, кто учил в школе, и не те, кто будет учить в вузе, то есть экзамен должны принимать независимые эксперты. Все должно быть честно. У нас, как обычно, уделяется много внимания форме и мало — содержанию. Нужно сохранить идеологию, а форму можно совершенствовать. Например, уже с будущего года информатику будут сдавать на компьютере. 

Удивила кочевая школа в Якутии 

За эти годы я видел очень много школ. Самое сильное впечатление на меня произвела кочевая школа в Якутии. Бригада оленеводов идет за стадом, с ними идут дети, а с детьми — учитель. То есть в сентябре дети учатся в стационарной школе в поселке вместе с оседлыми детьми, а когда начинается кочевка, они тоже кочуют. А в мае снова возвращаются в свою школу. Мы им привезли в подарок ноутбуки, вручили, а я спрашиваю: «Зачем вам ноутбуки в тайге? Там же электричества нет?» Они говорят: «А у нас солнечная батарея, она заряжается днем, а потом еще допитывается от Луны, так что на ноутбуки хватает». Самое удивительное, что выпускники этой школы поступают в вузы наравне с другими ребятами. 

Высшее образование стало всеобщим

Школьники плохо сдают ЕГЭ, абитуриенты приходят слабо подготовленные — я слышу эти жалобы регулярно. А вы вспомните, сколько в Советском Союзе выпускников школ поступали в вузы? Получать высшее образование шли 20 процентов, остальные поступали в техникумы и ПТУ. Да и университетов было в разы меньше. А сегодня 80 процентов несут документы в вузы и поступают. У нас сложилась ситуация, когда высшее образование становится полностью всеобщим. Но при этом значительная часть абитуриентов не готова к этому образованию, отсюда и жалобы. Да, вы можете сказать: зачем всем высшее, пусть идут в ссузы, в училища. Но если дело касается вашего ребенка, вы так скажете? Нет, вы тоже будете настаивать на том, что ему нужно высшее образование.

О визите в Приамурье

Позитивное впечатление произвело то, что на всех встречах педагоги начального, среднего и высшего образования с интересом участвовали в разговоре, стремились обсудить острые проблемы. Это говорит больше, чем красивые классы и хорошее оборудование. На встречах не было нареканий по поводу низких зарплат учителей. Это означает, что руководством области сделано многое в этом направлении. Однако пока остаются вопросы по жилью, по оплате труда педагогов профобразования и дошкольных учреждений. Общение было конструктивным, преподаватели не просили деньги, а предлагали решения, как можно совместить дополнительное участие государства с новыми требованиями, предъявляемыми к самим педагогам и к образовательным учреждениям. С руководством региона мы обсудили, что можно сделать для поддержки учителей. Думаю, что в ближайшее время амурское образовательное сообщество это почувствует.

 

Возрастная категория материалов: 18+