Эта часть дома осталась без ремонта, по решению первого суда она принадлежит Михаилу.Эта часть дома осталась без ремонта, по решению первого суда она принадлежит Михаилу.

Штамп квартире не помеха

В 1994 году амурчанин Владимир Малышев отслужил свой армейский срок в Амурске Хабаровского края. К родному брату в Ивановку он приехал не один, а с любимой женщиной Стеллой. Ее он забрал из родительского дома вместе с четырехлетней дочкой от первого брака Вероникой. Вслед за братом Михаилом Владимир устроился работать механизатором в колхоз «Луч». Тогдашний председатель колхоза Анатолий Бойко дал новому сотруднику трехкомнатный дом на улице Кирова, 91. Даже когда Стелла родила мальчика Вову, влюбленная пара не подумала оформить свой союз в загсе. «Я всегда была уверена, что жить можно и без штампа в паспорте», — вспоминает женщина.

Когда Владимир пристрастился к выпивке, Стелла собрала детей и уехала к матери обратно в Амурск. Мужчина во всем раскаялся и через полгода вернул любимую и детей в Ивановку. В 1999 году они снова прописались в доме. Тогда Петровские-Малышевы зажили по-настоящему: поменяли заплесневелые полы, выровняли стены, построили сарай и забетонировали площадку во дворе. Но сожитель Стеллы пить не бросил, хоть и обещал, даже стал периодически поднимать на женщину руку. После страшного случая, когда Владимир душил Стеллу на глазах у детей, они расстались окончательно. Женщина пошла в колхоз «Луч» для переоформления соцнайма на себя, чтобы самостоятельно платить за дом, и узнала, что по документам здесь до сих пор «проживает» брат Владимира Михаил. Чтобы выписать бывшего деверя и сожителя из дома, Стелла Николаевна в 2009 году обратилась в районный суд села Ивановки. Отец ее детей выписался с жилплощади самостоятельно, а его брат заявил, что дом принадлежит ему, предоставив судье документ о соцнайме, оформленном на год раньше, чем у Стеллы Николаевны. 

Суд принял решение в пользу Михаила Малышева, выделив ему положенные квадратные метры. Но мужчина на этом не остановился и в 2012 году подал в суд на Стеллу и колхоз «Луч» о признании документов о соцнайме, выданных женщине, недействительными. Судья изучила материалы и приняла решение выселить из дома Стеллу Петровскую с двумя детьми, младшему из которых 16 лет.

— Это нетипичный иск по структуре и обстоятельствам, — отмечает адвокат потерпевшей Валентина Кильян, — суды неохотно принимают иски о выселении семей с несовершеннолетними детьми. Но мы рассчитывали на другое решение судьи и уже подали на рассмотрение кассационную жалобу. 

Пустил невестку пожить

Михаил Малышев живет от Стеллы Петровской через огород и знаться с родней больше не желает.

— Это мое жилье, я разрешил брату временно в нем пожить. Почему я должен отдавать его этой женщине? — недоумевает Михаил. — У меня взрослая замужняя дочь, хочется, чтобы в этом доме жила она.

По словам Михаила, бывшая невестка — хитрая женщина, которая незаконно прописалась в 1999 году в его доме, не предупредив его. Мужчина предлагал заплатить семейству 180 тысяч рублей, но они отказались. После судов, в обиде на колхоз «Луч», который заключил договор о соцнайме с Петровской без его ведома, Михаил написал заявление об увольнении.

— Ситуация, как в той сказке: пустил волк лису переночевать, а теперь ее выгнать не могут, — поддерживает сторону Малышева юрист колхоза «Луч» Ирина Костина. — Квартира была предоставлена Малышеву Михаилу Валентиновичу. Сначала он прописал Петровскую, чтобы она смогла на работу устроиться, а вторично она зарегистрировалась без его и нашего ведома в сельской администрации. После ухода ее сожителя образовалась задолженность за дом, и мы были вынуждены оформить туда Стеллу Николаевну, чтобы иметь возможность принимать от нее плату. 

Сейчас Стелла Петровская не знает, куда ей выселяться. Глава Ивановского сельсовета Евгений Манголин сообщил АП, что в фонде села свободного жилья нет. «И на ремонт мы потратили больше ста тысяч, кто мне их вернет?» — сокрушается женщина.

Любовь Хащева, уполномоченный по правам человека в Амурской области:

— Судья повела себя очень гуманно. Мальчику предлагали вариант проживать в этом доме вместе с матерью до совершеннолетия. За этот период они смогли бы поискать иной вариант или найти общий язык с братом сожителя. Но они отказались от этого предложения. Ситуация была сложная. Ведь Петровская первой попыталась выселить брата сожителя из квартиры и остаться там полноправной хозяйкой. На что Малышев подал встречный иск. Дело в том, что женщина считает, раз она так долго там прожила, дом должен быть ее. Суд рассматривал это дело очень долго, и комментировать его решение мы не вправе. С какой бы жалостью мы ни относились к этой женщине, но оспорить решение можно только в судебном порядке. 

Возрастная категория материалов: 18+