Утиная НЕохота

Зилов в исполнении Епифанцева страдает от нравственных проблем нашего времени

«Утиная охота» — пьеса Александра Вампилова конца 60-х годов о трагической нереализованности талантливого человека в эпоху застоя. В антрепризном спектакле в постановке Павла Сафонова, показанном на «Амурской осени», эпоха ни при чем — главный герой мечется в тисках нравственных проблем от собственной дурости, лени и привычки идти на поводу у своих инстинктов. И, может быть, еще чуть-чуть — по причине загадочной русской души.

Декорации отсылают к 70-м годам — скудный быт, радиола, стол, накрытый клеенкой. 

Главный герой Зилов в исполнении Владимира Епифанцева — человек вполне современный, он живет в сегодняшнем ритме, он четкий прагматик и активный жизнелюб. Он далеко не лишний человек. Наоборот, харизматичный Зилов Епифанцева — центр всеобщего притяжения. Вокруг него, как планеты вокруг солнца, постоянно крутятся друзья, в него безоглядно влюбляются самые прекрасные женщины, а начальник на его фоне выглядит мальчиком на побегушках. 

Сегодняшний Зилов страдает от нравственной болезни времени сегодняшнего — бездуховности и бессовестности. Он живет инстинктами, увлекается, запутывается в отношениях с женщинами, изменяет и жене, и любовницам, врет, подставляет друзей (но и друзья, честно говоря, того же поля ягоды). Его ждет умирающий отец, а он не едет. Работа для него — место, где можно тупо перекладывать бумажки и заводить романы. Любимое место — кафе, где можно выпивать, с друзьями или в одиночку. 

Единственное, что в Зилове осталось живого и человеческого — это воспоминание о первом свидании с женой и сборы на утиную охоту. 

Если в 70-х чудовищно ведущий себя Зилов воспринимался как протест против эпохи застоя, губящей незаурядную личность, то сегодня свои промахи и неудачи свалить на эпоху уже не получится. Сегодня надо спросить с себя: почему я такой? Раскаяться и измениться. А иначе — путь очевиден: все та же изматывающая душу тоска, алкоголь, скандал с дракой и доставка похоронного венка похмельным утром (шутка-месть обиженных друзей). Понимание, что это — все, приехали. И голый палец ноги на спусковом крючке охотничьего ружья вместо утиной охоты, о которой так долго и с таким упоением рассказывал Зилов. 

В этом спектакле очень хорош весь актерский ансамбль. Жена Зилова Галина (Ольга Ломоносова) настоящая шестидесятница-идеалистка, которая хочет вернуть любовь и видит невозможность этого — годы, прошедшие с момента свадьбы, изменили и ее, и Зилова до неузнаваемости. Продавщица Вера (Анастасия Веденская), которую Зилов неохотно сбагривает сначала своему начальству, а затем другу, постоянно балансирует на грани бравирующего цинизма и трепетного ожидания настоящей серьезной любви. Наивное немногословное существо Ирина (Надежда Михалкова) влюбляется в Зилова и верит ему безоговорочно, чем очень его раздражает, но по наивности не замечает этого. Начальник Кушак (звезда Ленкома Сергей Фролов) пытается казаться строгим, но все время пугается, теряется, смущается — ведь он тоже внутри чудовище, просто маскируется лучше, да и положение обязывает. 

Почему в этом спектакле Зилов, несмотря на то что он своим поведением, включающим мерзкий пьяный скандал, должен вызывать отторжение, но все же вызывает сочувствие? Потому что его душа жива, пока есть утиная охота, это его единственная надежда. Но поедет ли он на охоту? Это зависит от того, выстрелит ли ружье, которое постоянно находится на сцене, как часть охотничьих доспехов Зилова.

На «Утиной охоте» побывал губернатор Олег Кожемяко с супругой Ириной. По окончании спектакля, который длился три с половиной часа, Олег Николаевич вручил букет цветов исполнительнице одной из главных ролей Надежде Михалковой.

Владимир Епифанцев, актер: 

— Я самый обычный Зилов. Но я хочу для духовной профилактики сделать свою версию спектакля, где Зилов — совсем животное. Слишком много таких милых обаяшек сегодня на сцене. Их легко полюбить. А полюбить человека страшного — трудно. Но надо. Все люди в той или иной степени страшны, просто не все это показывают. Герой Вампилова — это герой Вампилова, он не зависит от времени, как и герои Шекспира. Время другое,  да, но ничего не меняется. Это парадоксы, которые приходится разгадывать — как быть рядом с такой сложной машиной под названием «человек». Это загадка, и мы ее разгадываем с помощью театра. Для того и есть творчество, чтобы разгадывать тайну, сидящую у нас внутри.

Роль мальчика Вити сыграл московский школьник

Московский школьник 11-летний Степан Федоров сыграл роль мальчика Вити. «Дело в том, что директор моей школы дружит с режиссером спектакля, так меня и нашли, — объяснил юный артист журналисту АП. — У нас был отбор — нас попросили рассказать стихотворение, спеть песенку. Отобрали двоих. Мы играем в спектакле с еще одним мальчиком по очереди». Когда «Утиная охота» идет в Москве, Степану не нужно пропускать школу. Гастроли — другое дело. «Амурская осень» — вторые гастроли в его жизни, до этого он со спектаклем побывал в Таллине.