Борис Галкин на звездной дорожке.Борис Галкин на звездной дорожке.

«В Благовещенске я восьмой раз»

Борис Сергеевич, расскажите о ваших взаимоотношениях с Благовещенском?

— Эти взаимоотношения начались давно, еще со времен театра на Таганке, я приезжал сюда с концертами, потом были творческие встречи от Бюро кинопропаганды, потом приезжал просто по приглашению. А однажды у меня было такое турне — Владивосток, Хабаровск, Уссурийск, Благовещенск. Так что я ныне восьмой раз. Благовещенск сравнительно молодой город, и название у него мощное, сильное и перспективное. Недаром говорят: как корабль назовете, так он и поплывет. 

Где вы сейчас снимаетесь, где мы вас скоро увидим?

 — Очень смешно называется этот сериал — «Королева бандитов», проект осуществляет канал «Россия». Мне предельно надоели на нашем экране такие белые, пушистые, сладкие и архиблагородные милиционеры. И тут я решил сыграть преступника. Правда, там сценарий надо было немного переписать, потому что сценаристы не совсем понимали, что такое вор в законе. 

Вор в законе? Вам это действительно интересно?

— Да, очень. Преступный мир я терпеть не могу и не вижу, и не чувствую там благородства и каких-то человеческих принципов жизни. Но при всем при том в этой страшной системе порядка больше, чем в прочем обществе. 

Каждый актер — адвокат своего персонажа. Или нет?

— Нет, я ничего там не оправдываю, он сволочь, человеческая погань в моем представлении. А в представлении персонажей он даже иногда хороший. А по существу — конечно, тварь. Съемки еще идут, думаю, что зимой фильм уже выйдет. 

Кто еще вместе с вами играет?

— Екатерина Васильева и очень много молодых артистов. 

Для книги нужно время и свобода

— Вам, классику советского кино, интересно работать с молодыми коллегами?

— Интересно. Слава Богу, есть актеры, которые бьются за то, чтобы их профессия сохранилась. Сейчас профессия актера девальвирована. Режиссер Алексей Балабанов договорился до того, что ему не нужны артисты. Ведь неартисты играют гораздо подробнее и достовернее. Я единственное могу сказать, что, если он берет неартиста, потом его кино никто не вспомнит. Ведь именно актер привносит в фильм характер, который он почувствовал и воссоздал, и может сделать так, что это будет отзываться в сердцах зрителей. А это может сделать только актер. Мало того, что сценаристы сегодня пишут очень схематично, да еще и актеров не будет? Мы потеряем то богатство сложившейся культуры, сложившейся актерской профессии. Надо вспомнить, какие у нас были великие артисты, которые оставили для поколений столько добра, тепла, любви, азарта, которые наполняли содержанием человеческую жизнь. Взять и отказаться от этого? Хотя, собственно говоря, к этому все и идет. Живем в условиях рынка, в таком идиотском времени, когда главный вопрос — «Сколько он стоит?» Все относятся к человеку как к вещи. 

— Сегодня многие актеры советской эпохи пишут книги, и эти книги востребованы, потому что сейчас другая формация, все советское становится историей. Вы пишете такую книгу? 

— Нет, я этим не занимаюсь, я пишу песни, стихи, иногда рассказы. О такой книге я не задумываюсь. Книжка с моими стихами выходила, кстати, разошлась она очень быстро. Сейчас ни времени, ни сил не хватает, чтобы поднять новый материал, который за это время написан, чтобы новую книжку издать. На книгу, о которой вы говорите, нужно время и свобода. Просто так сесть и записать — это будет поверхностно. Эпоху надо осмыслить, надо все продумать, для чего ты пишешь, чтобы людям книга принесла пользу, а не только информацию или поверхностные воспоминания. 

— Вы сказали, что у вас ни времени, не свободы. Чем же занято все ваше время? 

— Каждый месяц или через месяц я то там, то тут снимаюсь, потом надо зарабатывать деньги концертными программами, и есть обязательства по дому, хлопоты семейного характера, которые отбирают много времени. 

Какой герой нужен кино

— Мне в свое время очень понравился сериал с вашим участием «Тайга. Курс выживания», где ваш герой вместе с сыном и другими пассажирами оказался в тайге после падения самолета. С каким настроением вы играли эту роль?

— Очень трудно начиналась эта картина. Незадолго до встречи с режиссером я был на Камчатке и познакомился с ученым-вулканологом, который преподает в университете. Удивительный человек — очень яркий, непосредственный и наивный, как ребенок, с очень звонким смехом. Я был потрясен — таких людей уже нет. И когда мне предложили роль учителя в «Тайге», я вдруг вспомнил этого человека. Предложил режиссеру, но тот не согласился. И мне было очень трудно, потому что я уже представил своего героя именно таким — солнечным, ярким. Жена от него ушла, потому что ей трудно жить рядом с гением. Я очень жалею, что режиссер мне не поверил — это была бы совершенно иная фигура. Но дальше, слава Богу, мне удалось прописать отношения с сыном. Мне очень понравился мальчик (Ваня Добронравов, сын актера Федора Добронравова. — Ред.), мы с ним душа в душу работали. И благодаря ему мой характер установился, стало понятно, кто я такой. А того человека с Камчатки я мечтаю сыграть до сих пор. Уж очень яркая личность, он мне запомнился на всю жизнь. Но такого пока не предлагают. 

— Какой герой сегодня нужен кинематографу?

— Сегодня в нашей державе разрушены все сословия — нет ни рабочих, ни крестьян, ни дворян, но есть богатые, средние и бедные. Я убежден, что сегодня герой — это тот, кто способен достойно нести лишения, не озлобиться, не сорваться, не сойти с круга, или тот, кто благородно распоряжается сверхдоходами. До революции в Подмосковье был такой предприниматель Волков. Он очень быстро заработал капитал. И вот в 34 года, когда он стал одним из самых богатых в России людей, он задумывается и говорит примерно так: «На что была похожа моя жизнь до сегодняшнего дня? На курьерский поезд, который с огромной скоростью летит к станции Нажива. Господи, какой позор!» Это в 34 года. И он резко меняет отношение к доходам и начинает работать на край, строит дороги, больницы, богадельни, вытаскивает мужиков из пьянства, строит детские дома, приюты. Вот — герой. А не тот, кто с фантастическим оружием на экране борется с непонятным нам врагом или злом, или пришедшими из иных миров. Это если говорить о достоверности, а наше кино всегда стремилось к художественной достоверности, максимально приближенной к жизни. Но никто не хочет сегодня заниматься жизнью.

— Вы смотрите современное кино? Есть такое, что понравилось?

— Смотрю редко. «Елена» понравилась Звягинцева. Он подписал приговор обществу. Это тонко подмеченная социальная трагедия государства, где такое разобщение, когда любовь уволена из жизни. Ее нет. Есть какие-то функции человеческие, абстрактное представление о богатстве, и есть абсолютные приспособленцы в жизни, которые мечутся между своей бездарностью и надеждой жить побогаче. Все это отвратительно и горько. Но это дух времени. Очень сильное кино, беспощадное. Но не массовое — кто же хочет себя в таком виде увидеть? Лучше пусть совесть дремлет.

«Влад очень рано стал самостоятельным»

Свой творческий вечер в центре эстетического воспитания Борис Галкин посвятил памяти Владислава. По его признанию, таким образом он приблизил Владислава Галкина к «Амурской осени». 

— Владислав Галкин был прекрасным актером, его талант набирал силу, начиная с роли Гекльберри Финна в «Томе Сойере». Как удается воспитывать таких сыновей?

— Он пробился своим талантом. Когда меня спрашивали: «Как тебя воспитывал твой отец?» — я говорил: «Да никак, я просто всю жизнь видел, как он работает». В этом отношении Влад не был обделен — он видел, как работает его мама, не покладая рук, и умеет все делать, и он не видел, когда у меня бывают отпуска. Если удавалось, то мы ехали вместе куда-то в деревеньку отдохнуть на несколько дней. А потом, он очень рано стал самостоятельным. Когда он 17-летним снялся в фильме «Абориген», я увидел, что он уже мыслит над характером, над персонажем, выстраивает отношения  очень самостоятельно. А еще раньше, в 12 лет, он снялся в фильме «Этот негодяй Сидоров» в главной роли, и уже там он сыграл как настоящий глубокий артист. А он совсем еще мальчик. Я понимал, что это не метод импровизации ребенка, который может так, а может этак. Это все было осмысленно. И я ему сказал: «Владик, ты будешь очень большим актером». И он это принял очень серьезно. Он был самостоятельным в своем внутреннем мыслительном процессе. А что касается жизни бытовой, когда он снялся в картине «Дальнобойщики», он стал просто приходить к нам в гости — мы его очень редко видели. Дальше понеслась работа, он очень много снимался, был постоянно занят. 

— Какая из его ролей вам нравится больше всего?

— Во всех его ролях, которые я видел, а видел я все — он нигде не повторяется. Но если говорить о филигранном мастерстве и серьезном материале, это, конечно же, Иван Бездомный в «Мастере и Маргарите» Владимира Бортко. Он единственный в этом фильме, да простят меня все артисты, был в духе времени. Он это так почувствовал, и детали одежды, и прическа, и пластика — все оттуда. Это высокое мастерство. Характер, природа чувств, реакции — это истинный Иван Бездомный, с такой амплитудой и трагизма, и детскости, и нелепо смешных моментов. Такой обширно многоплановый характер, и, главное, наш, из нашей российской действительности. Наш герой. Передана его природа деревенская, и ненайденность в этом городе — ну не вписывается он в эту жизнь никак. Действительно — бездомный. И так можно говорить о каждой роли его.

Возрастная категория материалов: 18+