Сергей Садовников: «Качество дорог я проверяю за рулем».Сергей Садовников: «Качество дорог я проверяю за рулем».

Мосты для Благовещенска

— Благовещенск ждет не дождется нового моста через Зею. Будет ли он?

 — Мост через реку Зею — достаточно актуальная проблема. В новом Министерстве развития Дальнего Востока сейчас формируется программа развития региона. Для Амурской области пока предусмотрен достаточно серьезный объем финансирования — порядка 50 миллиардов рублей на пять лет, в том числе на дороги. Мы включили в программу строительство моста через реку Зею, уже работаем с проектной организацией из Омска. В ближайшее время, думаю, получим от них заключение: сможем ли уложиться в те лимиты, которые нам даст федеральный бюджет. Эта организация проектировала два моста для АТЭС: через Восточный Босфор и на остров Русский. 

— Новый мост будет рядом со старым? Есть информация, что вы рассматриваете вариант строительства в районе улицы Октябрьской?

— Место для строительства еще надо выбирать. Что на сегодняшний день представляет из себя улица Октябрьская? Если мы туда приведем мост и дорогу в четыре полосы, мы столкнемся с эффектом «бутылочного горлышка» — весь поток машин будет въезжать в две полосы. Расширять улицу сложно и дорого, там же уже есть постройки, есть собственники земли, которую мы должны будем выкупить. При этом некоторые люди, что скрывать, хотят на этом заработать и специально скупают землю. Вообще нужно говорить о перспективах развития не только Благовещенска, но и в целом области. Нам же нужен не только мост через реку Зею, но и мост через реку Амур. Эти два серьезных объекта надо рассматривать в связке. А то получится, что мы построим оба сооружения так, что у нас опять весь транзит пойдет через город. Нужно подходить к тому вопросу, во-первых, с точки зрения минимизации затрат по выкупу земель и, во-вторых, чтобы логистика была выстроена с учетом развития города. 

— Не можем не спросить про канатную дорогу через реку Амур. Это все-таки реальный проект?

— «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть» (улыбается). Сейчас идет достаточно серьезная проработка проекта канатной дороги. Это сложное искусственное сооружение, аналогов которому в мире нет, так как это будет межгосударственное сообщение. Прорабатывается вопрос взаимодействия с федеральными структурами, которые занимаются обеспечением национальной безопасности: пограничниками, ФСБ, таможенной службой и так далее. Китайцы, конечно, заинтересованы в проекте. Кроме того, должна быть серьезная проработка инженерной составляющей этого проекта. У нас в России есть подобная канатная дорога через Волгу в Нижнем Новгороде протяженностью около трех с лишним километров. 

Но не надо забывать, что мы живем в Амурской области, нужно учитывать наш температурный режим, наши ветра. Вот, допустим, повесим мы на канате люльку, она 800 метров проедет и сломается. А в ней — 10 человек сидят, внизу пограничный Амур. Что мы будем делать? Омская компания «Мостовик» предлагает нам достаточно интересное решение — совместить фуникулеры с пешеходным мостом. То есть если произойдет какая-то неординарная ситуация, люди смогут выйти из кабинки и дойти до берега. Мы сейчас просчитываем, сколько это будет стоить. 

— Строиться мост будет за счет частных средств?

— Да, это будет инвестиционный проект. Окончательное решение будет принято до конца года. Вообще интерес к этому проекту достаточно живой.

— Проект автомобильного моста через Амур не забыт?

— Вопрос тоже открыт. Канатная дорога рассматривается скорее как туристический объект, мы рассчитываем, что многие захотят просто прокатиться, посмотреть на реку с высоты птичьего полета. Если будет автомобильный мост через Амур, по нему в основном будет ходить грузовой транспорт. Пассажиры смогут поехать или на автобусе по мосту, или на фуникулерах. 

Самолетами, пароходами…

— В августе объявили о создании федерального казенного предприятия «Аэропорты Приамурья». Уже есть какие-то результаты работы?

— Войти в эту программу было достаточно сложно. Но постановление подписано, принципиально вопрос решен. На базе аэропорта города Зеи создано федеральное казенное предприятие, которое будет заниматься развитием нашей воздушной инфраструктуры. Сейчас идет процедура передачи имущества в федеральную собственность. В предприятие «Аэропорты Приамурья» вошли два аэропорта (в Зее и Тынде) и пять посадочных площадок (в поселках Береговой, Бомнак, Горный, Октябрьский, Хвойный). Позже планируется передать ФКП аэропорт в Экимчане и посадочную площадку в Февральске. 

Конечно, уровень финансирования из федерального и местного бюджета — не сравнить. Росавиация заявляет порядка 9 миллиардов рублей на развитие наших аэропортов, но пока нам доведен лимит в пределах 3,4 миллиарда рублей на пять лет. Мы должны реконструировать посадочные площадки. Передав на федеральный бюджет имущество, мы освобождаем областной бюджет от затрат на его содержание, реконструкцию. Сэкономленные средства можно направить в том числе на приобретение воздушных судов. 

— Вы недавно говорили о том, что нужно возобновить перевозки речным транспортом по реке Зее. Насколько реальна эта идея?

 — Пока все на уровне документооборота. Конечно, нам надо вернуть пассажирские перевозки по реке — это снимет напряженность, ведь РЖД сокращает невыгодные маршруты. Плюс это позволит сохранить наши дороги, ведь сейчас по ним едет техника, которая, по сути дела, должна эксплуатироваться в условиях карьера, а не выезжать на дороги общего пользования. Еще одно направление — туризм, и это напрямую касается Зейского водохранилища: там столько красивых мест, которые были бы интересны для отдыха, рыбалки и амурчанам, и гостям области. Я, кстати, сам окончил школу в поселке Хвойный, поэтому знаю эти места. Область в свое время отказалась от навигационного обслуживания водохранилища из-за нехватки федерального финансирования. 

Но водохранилище-то живет, я был там недавно, много людей по нему ездят. Сейчас, чтобы восстановить судоходство, нужно порядка 23 миллионов рублей. Мы подготовили предложения по включению этих мероприятий в проект федеральной программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

Не хуже, чем в Краснодаре 

— В каком состоянии у нас сейчас дороги? 

— Что касается покрытия, то похвастаться ничем не можем: более 70 % дорог — гравийные. Но если говорить о состоянии трасс, то не такое уж оно и плохое. На протяжении последних лет — с тех пор, как прекратил существовать наш территориальный дорожный фонд — дороги финансировались по остаточному принципу, естественно, все хозяйство пришло в упадок. Два года у нас недоремонт составлял порядка 90%, а до 2008 года у нас ремонтов практически не было. В 2011 году, я считаю, здравый смысл восторжествовал — было подписано постановление о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, и с 1 января 2012 года мы уже работаем с дорожным фондом Амурской области. 

— Что нам дает дорожный фонд?

— Прежде всего, мы знаем, что есть стабильный источник средств. Раньше мы не знали, сможем ли отремонтировать то или иное количество дорог, так как не знали, будут ли на это средства в бюджете. Сейчас финансирование законодательно закреплено, объем нашего фонда без малого 3 миллиарда рублей. Плюс еще федеральные средства, которые мы получаем в виде субсидий. 

— 3 миллиарда — достаточно для наших дорог?

— Говорят, это много, но я для сравнения приведу Краснодарский край. Дорог у них чуть больше, чем у нас, а бюджет дорожной отрасли составляет 75 миллиардов рублей, только на содержание проезжей части они тратят 7 миллиардов. У них бюджет профицитный, они могут себе это позволить. Мы пока стараемся работать в рамках того, что есть. Кстати, я сам жил в Краснодаре и скажу, что амурские дороги ничуть не хуже. Понятно, что всем хочется иметь хайвей, чтобы можно было ехать на большой скорости. Хотя наши водители умудряются и на дороге Зея — Тыгда лихачить. Едешь со скоростью 90 километров в час, а тебя обгоняют на легковушке со скоростью 120 километров в час. Наверно, не такие у нас плохие дороги, раз можно так разгоняться?

 — Кстати, вы сами машину водите?

— Конечно. А как можно оценить состояние дорог, если ты едешь в машине пассажиром? Все равно или чем-то занимаешься, или уснешь. А когда едешь сам, уже чувствуешь дорогу. У меня служебный автомобиль Land Cruiser, но я и на «Волге» ездил.

Дорожные перспективы

 Как отмечают специалисты областного минтранса, все накопившиеся дорожные проблемы в Приамурье сразу решить не получится. В этом году планируется построить и реконструировать 14,6 километра автодорог и 213 погонных метров мостов, более 270 километров проезжей части будет отремонтировано. Уже сданы в эксплуатацию мостовые переходы на 14-м и 15-м километрах дороги Муравьевка — Корфово в Тамбовском районе и на 258-м километре трассы Введеновка — Февральск — Экимчан в Селемджинском районе, отремонтировано 42 километра заасфальтированных трасс и 71 километр гравийных автодорог. Закончен ремонт проезжей части, проходящей через поселки Прогресс, Новобурейский, Февральск, села Возжаевка и Томичи Белогорского района, Константиноградовка Ивановского района.Продолжится строительство подъездов от федеральной трассы «Амур» к Сковородину, селам Селеткан, Урил, Нижние Бузули и поселку Прогресс. За 2014—2015 годы собираются построить путепроводы через Транссиб в Завитинске, Серышеве и Новобурейском. Планируется реконструкция автодорог, входящих в состав трасс Благовещенск — Свободный, Благовещенск — Гомелевка, Зея — Тыгда , Введеновка — Февральск — Экимчан.

26,7 процента региональных автомобильных дорог не соответствует нормативным требованиям и нуждаются в  реконструкции.

17 тысяч километров — протяженность дорог в Амурской области, из них 1,5 тысячи — трассы федерального значения, 6,2 — регионального.

Возрастная категория материалов: 18+