Разборка и сборка именного клубного автомата у «варягов» занимает 25 секунд.Разборка и сборка именного клубного автомата у «варягов» занимает 25 секунд.

Любить море всю жизнь можно и без моря. Это Иван Степанович знает по себе. Он три года прослужил во Владивостоке в подводниках — и так проникся морским делом, что хватило на следующие 30 лет. И еще хватит.

 — У нас шесть клубов в районе. Получилось так, что все — десантники, морская пехота. Думаю, надо, чтобы и моряки были — чтобы рода войск были разными. Тем более у нас в Свободном есть Детский морской центр, — говорит Иван Мигна. 

В этой маленькой школе на полсотни человек шесть ребят в форме Морфлота РФ, нарядившиеся специально для нас, выглядят экзотически. Эта форма — дорогого стоит. Ее собирали в течение трех лет: что-то куплено за свои деньги, что-то на средства районного бюджета, помогало ДОСААФ. Полностью обмундирование одного моряка стоит три-четыре тысячи. У девчонок, которых в клубе восемь, тоже есть форма. 

 — Форму приобретали через Владивосток в основном, хотя что-то и в Благовещенске покупали. Но вот бескозырки, бушлаты, голландки — все там, — вспоминает руководитель клуба.

«Это гюйс — форменный воротничок. Это голландка — рабочая фланель», — показывают ребята. У десятиклассника Ромы поверх голландки красуются аксельбанты. Он признается, что хочет поступать в военное училище, не обязательно морское. 

В «Варяге» сейчас занимаются школьники с третьего по 10-й класс. В «расписании»: физическая подготовка (зимой — лыжи, летом — многоборье), строевая, сборка-разборка автомата, которой занимаются все, включая самых младших. Четыре года назад Иван Степанович придумал устраивать зимой взятие снежной крепости. В этом году на него съехались команды патриотических клубов со всей области. Дважды в неделю к «варягам» приезжает педагог из Детского морского центра Свободного — рассказывает, как устроены корабли, какой распорядок на судне. Летом у ребят практика на кораблях центра — это погранкатера типа «Шмель». «Я на смене был сигнальщиком, нас до управления не сильно допускают», — вспоминает восьмиклассник Сергей. Он хочет стать юристом, а про занятия в «Варяге» говорит: «Мне военное дело просто интересно изучать. А пойду в армию — там проще будет, заново учить не придется — все уже знаешь». 

Этим летом у «Варяга» появился свой парусник, на покупку которого районная администрация выделила 10 тысяч рублей. Он не новый и требует небольшого ремонта, так что на воду Джелуна его спустят в следующем году. 

Спрашиваю мальчишек, что привлекло их в клуб. В ответ они мнутся: «Просто нравится». Насколько им это нравится, становится ясно через минуту. «Вот затвор, вот здесь патрон стоит, в патроне порох — он взрывается и патрон вылетает», — терпеливо показывают они. Собрать и разобрать автомат за 25 секунд — задание, выполняемое с плохо скрываемой гордостью. 

Из шести пришедших на встречу членов клуба море видели четверо, а двое из них даже ходили по нему под парусом. Это случилось летом во Владивостоке на всероссийских соревнованиях по парусному спорту. «Варяги» вошли в команду области вместе с двумя школьниками из села Малая Сазанка Свободненского района. Говорят, пришлось хлебнуть соленой воды — парусник, рассчитанный на одного человека, накрывало волной, переворачивало, а капитанам доставалось по голове снастями. «Мы до этого ходили на таком по Зее. Но то Зея, а это море. Там и ветер другой, и волны есть», — вспоминают участники. 

«Варяг» — не случайное название, говорит Иван Мигна. И рассказывает историю русского крейсера, в одиночку сопротивлявшегося во время русско-японской войны целой эскадре противника, вздыхая так, как будто это было вчера. 

— Это гордость за наш флот, за наших дедов, когда вся палуба корабля была полита кровью, — говорит он. — У нас мечта — съездить во Владивосток. Попробую найти спонсоров, чтобы свозить ребят в феврале, в годовщину боя с японцами, — отдать честь, побывать на кладбище, где захоронены моряки с «Варяга».

Возрастная категория материалов: 18+