В прошлом году пригородные поезда перевезли больше миллиона амурчан.В прошлом году пригородные поезда перевезли больше миллиона амурчан.

Убытки от пригородных перевозок ежегодно растут, и в этом году составили почти 380 миллионов рублей. В очередной раз тему пригородных поездов обсудили на прошедших недавно публичных слушаниях по проекту областного бюджета на 2013 год.

С докладом о состоянии дел в области пригородных перевозок на обсуждении бюджета выступил замначальника Забайкальской железной дороги по Свободненскому региону Петр Сапрыкин. По его словам, два года назад РЖД отказались от пригородных перевозок. Они должны были перейти в ведение региональных пассажирских пригородных компаний — предполагалось, что таковые появятся в каждом из субъектов РФ. Но к началу 2011 года пассажирскую компанию в Приамурье так и не создали, поэтому область договорилась о перевозках с дочерней компанией РЖД — ОАО «Экспресс Приморья».

Кроме нашего региона, она взяла под крыло ЕАО, Приморский и Хабаровский края. «Экспресс Приморья» организует пригородные перевозки в регионах, заключая договор с железнодорожниками, которые предоставляют в его распоряжение пути, локомотивы, составы и частично персонал. В прошлом году на пригородных перевозках в Амурской области компания потеряла 379,7 миллиона рублей. 60,2 миллиона из них регион вернул за счет средств, заложенных на это в областном бюджете. В этом году из бюджета на погашение части расходов на пригородные перевозки выделили 51,3 миллиона рублей. По расчетам «Экспресса Приморья», неоплаченными остались еще 349 миллионов убытков. Подобная ситуация почти во всех регионах страны. Так, в Приморье убытки от «пригорода» составляют около 370 миллионов рублей, 174 из них возвращает перевозчику бюджет края. Всего в 2011 году убытки от пригородных перевозок по всей стране составили шесть миллиардов рублей.

В следующем году на амурских пригородных маршрутах компания, по прогнозам, недополучит 420 миллионов рублей. При этом в проекте областного бюджета на их погашение заложены всего три миллиона.

 — Этих денег перевозчику хватит, чтобы проработать ровно два дня. А что делать в остальные 363 дня года? Нужно решить, быть пригородным перевозкам или нет? — поставил вопрос ребром перед законодателями и членами амурского правительства замначальника Забайкальской железной дороги по Свободненскому региону.

От пригородных поездов область в ближайшее время не откажется, заверила присутствующих зампред правительства области, министр экономического развития Марина Дедюшко. Они по-прежнему востребованы — в 2011 году перевезено более миллиона амурчан. Во многих районах пригородные перевозки нечем заменить — автомобильные дороги часто проходят далеко от поселков, расположенных возле станций. Но озвученную сумму чиновники сочли непомерно большой.

 — Непонятно, насколько прозрачны те расходы, которые нам предъявляют из Приморья. В последние два года начался безудержный рост убытков от пригородных маршрутов. В 2011 году убытки по пригородным маршрутам, предъявленные нам к оплате, по ЗабЖД увеличились в два раза, а по БАМу — в 14. В этом году  рост убытков составил 19 процентов  по ЗабЖД, а по БАМу — в 7,8 раза, — аргументировала цифрами Марина Владимировна. — «Экспресс Приморья» должен принимать меры по повышению эффективности работы «пригорода». По БАМу до сих пор грузовые локомотивы возят один-два вагона. 400 миллионов — это непомерно большая сумма, но и три миллиона — очень маленькая. Нужно рассмотреть возможность поднять ее до уровня этого года — до 50—60 миллионов рублей.

По утвержденному на этот год тарифу амурчане платят 22 рубля за каждые 10 километров пути. При этом себестоимость одной 10-километровой дистанции, как ее называют железнодорожники, по расчетам «Экспресса Приморья» составляет по ЗабЖД — 57,8 рубля, а по БАМу — 152 рубля. В прошлом году перевозчик заявлял себестоимость 10 километров пути по Забайкальской дороге в размере 48,7 рубля, а по БАМу — 19,5.

Чтобы сократить убытки, в прошлом году минтранс области совместил ряд маршрутов. Так, маршруты Ерофей Павлович — Уруша и Уруша — Свородино слились в один. Теперь поезд едет из Ерофея Павловича в Сковородино через Урушу. То же самое стало с маршрутами Сковородино — Талдан и Талдан — Магдагачи. Экономия от этого составила около 50 миллионов рублей. Сейчас в регионе действует 27 пригородных маршрутов. Компания-перевозчик предложила сократить либо видоизменить ряд из них. Это предложение находится на согласовании в амурском министерстве транспорта.

С начала октября этого года все 11 пригородных касс области перешли в ведение ОАО «Экспресс Приморья». Проанализировав их работу, в компании выяснили, что шесть из них содержать невыгодно. По правилам перевозок, в сутки в кассе должны покупать билеты не меньше 50 человек. На станциях Большой Невер, Гудачи, Чалганы, Бузули, Гонжа и Мухинская пассажиропоток меньше. Чтобы сократить расходы, компания планирует закрыть эти кассы — перевозчику выгоднее продавать билеты пассажирам прямо в вагонах. А вот за билетами на местные поезда и на поезда дальнего следования амурчанам придется ехать до ближайших крупных станций.

 — Вследствие этого 15 билетных кассиров — жители Приамурья — остаются без работы. Не будет билетных касс и некому будет обеспечить сохранность имущества, а это приведет к закрытию вокзалов, — подчеркнул Петр Сапрыкин. — А на станциях Большой Невер, Гонжа и Мухинская по программе реконструкции вокзального комплекса пригородных перевозок ЗабЖД заменяет старые здания вокзалов на вокзальные модули. На это уже потрачено более 40 миллионов рублей. Если закрыть вокзалы, то люди будут ждать поезда на морозе.

Закрывать или не закрывать вокзалы на шести амурских станциях, решат в РЖД, на балансе которого они находятся. Что касается касс — область может лишь попросить перевозчика не закрывать их.

Возрастная категория материалов: 18+