«Из-за трудностей с уборкой сои мы подготовили только 60% земли, остальное придется делать весной».«Из-за трудностей с уборкой сои мы подготовили только 60% земли, остальное придется делать весной».

УБОРКА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ

— Сергей Игоревич, последний урожай с полей собрали буквально несколько дней назад. Каковы результаты этого года?

— Да, уборочная кампания позади, но окончательные итоги мы еще подводим, так что пока я буду оперировать предварительными данными. Год действительно был сложным, и не все наши расчеты оправдались из-за погодных условий. Например, уборка зерновых — в этом году их урожайность снизилась значительно. В 2011-м сельхозпроизводители собирали в среднем по 19 центнеров с гектара, в этом году показатель — 14 центнеров. В итоге вместо 370 тысяч тонн, как в прошлом году, мы собрали 311 тысяч тонн зерновых. Отставание, как видите, на 14 процентов. Но это не слишком большой разрыв.

А вот урожайность гречихи выросла. В этом году мы засеяли этой культурой на три тысячи гектаров больше, чем в прошлом году. И в итоге получили 14 тысяч тонн вместо прошлогодних 11.

Порадовала и кукуруза — в среднем наши аграрии собирали около 40 центнеров с гектара, но в некоторых хозяйствах доходили и до 60, и даже до 80 центнеров. Уже намолочено 33 тысячи тонн, что в два раза больше, чем в прошлом году. Ну и, конечно, царица амурских полей — соя. Предварительные данные по урожаю — 807 тысяч тонн. В том году, для сравнения, собрали 830 тысяч. Снижение небольшое — на 4 процента, но все же оно есть.

В плюсе картофель и овощи. Первого собрали 263 тысячи тонн — на 20 тысяч больше, чем в прошлом году. Урожай овощей вырос на 4 тысячи тонн и составил 58 тысяч.

— Для соеводов этот год выдался непростым.

— Да, из-за аномально дождливого октября им пришлось собирать ее уже по снегу, ночью. Уборка затянулась на весь ноябрь. Но мы смогли спасти урожай: неубранными остались только четыре тысячи гектаров. Там, где урожайность была низкая, а снежный покров, наоборот, высокий. Пускать комбайны на эти поля было просто экономически невыгодно. Для зерновых год тоже был не слишком удачным: весна и первая половина лета были очень сухими, зерновые просто поджаривались на полях.

— Однако эксперты говорят, что финансовый результат для большинства аграриев года был не хуже, чем в прошлом году.

— Это связано с ценовой конъюнктурой товара, который мы производим. И я говорю сейчас прежде всего о сое. Сегодня ее стоимость поднялась на 50%, так что у аграриев есть шанс «отбить» свои убытки. Но стоит помнить, что цена по 15—16 рублей за килограмм временная, скоро она снизится до 12 рублей. На подходе уборка основного производителя сои — Бразилии, Аргентины. Конечно, наша соя все равно немного дороже, и тем не менее востребована, ведь она экологически чистая. И хотя конкуренция на этом рынке имеется, спрос пока превышает предложение. Например, России требуется в год порядка полутора миллионов тонн сои, а все отечественные сельхозпроизводства выращивают не более 1,3—1,4 миллиона. Кстати, Приамурье уже не первый год держит первое место среди регионов страны по производству сои. К тому же мы стали более плотно работать с Китаем, в этом году продали в эту страну более 70 тысяч тонн сои. Думаю, в дальнейшем объемы экспорта в КНР будут только расти.

НОВАЯ ЦАРИЦА ПОЛЕЙ

— И какие теперь планы у растениеводов на следующий год?

— Нашим трендом есть и будет соя. Это выгодно для наших сельхозпроизводителей, и пока хозяйства могут наращивать за счет этой культуры «мускулы», не стоит отказываться от такой возможности. Однако засевать все поля только ею тоже нельзя. Поэтому в южных районах области уже начинают задумываться над другими культурами, которые нужно вводить в оборот. Для нас со следующего года ею станет кукуруза. Благодаря высокой урожайно- сти — около 50 центнеров с гектара — она может стать настоящей палочкой-выручалочкой и нивелировать риски, которые терпят аграрии из-за ранних зерновых культур. Так что кукурузу со следующего года начнем развивать как еще один амурский тренд, ей тоже предстоит стать нашей царицей полей.

Но, конечно же, от ранних зерновых мы тоже не отказываемся, будем и дальше выращивать эту продукцию и заниматься селекцией. В планах — выводить засухоустойчивые, более урожайные сорта. В целом же по следующему году расклад примерно такой: около 300 тысяч гектаров зерновых, в том числе 30 тысяч га кукурузы, 710 тысяч гектаов сои. Гречиха на том же уровне — 16—17 тысяч га. Овощи и картофель также остаются на том же уровне. Здесь увеличивать объемы пока нет смысла, поскольку сейчас у наших овощеводов нет достаточно большого рынка сбыта.

— Но ведь зерновых баз даже сегодня хватает едва-едва, куда же девать продукцию, если мы еще увеличим объемы?

— Вот поэтому одной из главных задач на сегодняшний день у нас является развитие инфраструктуры. Строительство элеваторов и зерновых дворов, модернизация существующих. Рычаги финансовые для этого у нас тоже есть. Кстати, в этом году мы смогли ввести порядка 95 тысяч тонн единовременного хранения элеваторных мощностей за счет двух объектов — в Березовке и Ерковцах. Еще один из важных векторов развития — продолжение поддержки сборки машиностроительных мероприятий на территории Приамурья. Существующую линейку мы планируем расширить кормоуборочной, обрабатывающей и посевной техникой.

УРОЖАЙНОСТЬ ВЫРОСЛА В ДВА РАЗА

— Элеваторы и техника — это, конечно, необходимо. А как быть с финансовой поддержкой аграриев? После вступления России в ВТО некоторые виды поддержки стали недоступны нашим сельхозпроизводителям. Что ждет их в следующем году?

— Действительно, мы привели меры господдержки под стандарты ВТО. Теперь, как и в западных странах, у нас будет работать погектарная поддержка. Конечно, сумма не так высока, как нам бы хотелось, — по 230 рублей на гектар. Но эти деньги аграрий сам решает, куда потратить — на семена, ГСМ или что-то еще. К тому же поддержка будет зависеть от коэффициента. Раньше суммы субсидий были одинаковы как для краснодарских, так и для амурских аграриев. А ведь затраты в Приамурье на то, чтобы вырастить центнер зерна, куда выше, чем в центре России! Кроме того, будет введен и районный коэффициент. Амурская область делится на три сельхоззоны — южная, центральная и северная. Здесь затраты аграриев тоже неодинаковы, и мы это будем учитывать. Пока точных цифр назвать не могу, методика еще разрабатывается. Финансовую помощь при оформлении техники в лизинг тоже никто не отменял. Будут строиться заводы по переработке сельхозпродукции. Ведь без рынка сбыта развитие невозможно. Есть свои виды поддержки и у животноводов, однако об этом мы поговорим позже.

А у растениеводов есть областная программа поддержки репродуктивного семеноводства. Она позволяет крестьянам, которые не имеют зерновой базы, привозить свои семена и менять на высококлассные в соотношении один к одному. А хозяйствам, которые несут убытки, предоставляя семена, мы даем компенсацию. Эта система позволила за семь лет поднять урожайность в два раза! Кроме того, значительная часть средств пойдет на развитие социальной инфраструктуры села. Ведь пока мы не подтянем уровень жизни сельского населения до городского, проблему с кадрами не решить. А в аграрной сфере заняты 13 тысяч человек. И каждый из них дает работу еще трем — переработчикам, продавцам, поварам и так далее. Сельское хозяйство — нелегкий хлеб, но здесь трудятся профессионалы, люди, которые прошли лихие девяностые, трудные 2000-е и сейчас готовы бороться за урожай и одновременно учиться внедрять новые технологии. Люди, благодаря которым сельское хозяйство в Приамурье вновь возродилось и стало одной из важных отраслей нашей области.

ЗАЛЕЖЕЙ ПОЧТИ НЕ ОСТАЛОСЬ

 Сегодня амурские аграрии распахали уже более 70 процентов земель сельхозназначения. Причем южные районы — Ивановский, Тамбовский, Константиновский — используются практически полностью. Заканчивает распашку Михайловский район, на подходе — Октябрьский.

— На сегодня область располагает 1380 тысячами аграрных гектаров, в работе — 1007 тысяч га. В прошлом году мы ввели в оборот 150 тысяч гектаров, в позапрошлом — 100 тысяч. И в этом году распахали порядка 100 тысяч залежных земель на следующий год, — комментирует Сергей Вологдин. — Неиспользуемые пока земли находятся на севере области — Архаринский, Серышевский, Мазановский районы. И в течение следующих трех лет, думаю, мы введем их в хозяйственный оборот. Это не означает, что их обязательно нужно распахивать. Часть территории отлично подойдет под высокопродуктивные пастбища и сенокосы.

2,2 миллиарда выделили областной и федеральный бюджеты на поддержку АПК в Приамурье с начала этого года. Из них 1,4 миллиарда — средства областной казны.

ОБ ЭТОМ ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ АП:

—  Когда начнут выдавать погектарную поддержку аграриям?
—  Кто из молочных животноводов получит больше всего субсидий от государства?
—  Почему в области не популярно коневодство и козоводство?
—  Как вообще развивается амурское животноводство?