Если размер оплаты услуг ЖКХ превысит 22% совокупного семейного дохода — обращайтесь за субсидиями.Если размер оплаты услуг ЖКХ превысит 22% совокупного семейного дохода — обращайтесь за субсидиями.

Судите сами, в 2012 году из 50 миллиардов рублей консолидированного бюджета Приамурья на реализацию социально направленных целевых программ, всевозможные льготные пакеты, выплаты компенсаций и субсидий жителям региона направлено порядка 13 млрд. рублей, то есть фактически 1/4 областной казны! Если учесть, что еще порядка 37 миллиардов израсходовано на содержание социальных учреждений — школ, больниц, клубов, детсадов и т. п., то на остальные цели буквально ничего не остается! Но ведь надо же еще на что-то вести строительство и ремонт дорог, строить жилье, благоустраивать города и села, развивать экономику, которая наполняет и формирует бюджет! Откуда брать деньги? Жить в долг, погрязать в кредитах — не выход, согласитесь.

Когда в отдельно взятой семье, например, с финансами напряженно, приходится на чем-то экономить, в чем-то себя ограничивать, считая каждую копейку семейного бюджета, тратить деньги на самое необходимое. Областная казна распределяется по точно таким же принципам, ведь она, увы, не безразмерна.

Однако вернемся к тем, кто боится потерять свои льготы. Среди действительно нуждающихся в адресной помощи со стороны государства, с доходами ниже прожиточного минимума или выше на тысячу-другую, есть, между прочим, и немало финансово благополучных, вполне себе состоятельных и даже зажиточных граждан. Они привыкли наравне с малообеспеченными получать полный соцпакет, предусмотренный законом для той или иной категории льготников, ничуть не задумываясь, откуда же у государства берутся средства компенсировать им блага, за которые другие, куда менее платежеспособные земляки платят из своего кармана.

На сегодняшний день размером среднедушевого дохода в семье органы соцзащиты интересуются при начислении буквально трех выплат, связанных с детьми. Семьи могут получать пособие на ребенка, беременные и кормящие матери — материальную поддержку и есть отдельные выплаты на детей первых трех лет жизни только в случае, если среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума и они действительно малообеспеченные. Все остальные льготные категории граждан получают свои соцпакеты и выплаты независимо от их реальных доходов. К примеру, военный пенсионер с пенсией тысяч в 25—30, почетный донор с собственным бизнесом или даже просто работающий на данный момент, отдыхающий за счет поддержки состоятельных детей где-нибудь в Таиланде, и ни в чем не нуждающийся ветеран труда причитающимися им льготами пользуются на вполне законном основании.

И все бы ничего, но в это же самое время из 87 тысяч работников бюджетной сферы 10 тысяч специалистов едва сводят концы с концами на зарплаты ниже прожиточного минимума. И многие — с высшим образованием, грамотные и перспективные. Затянув потуже пояса, они еще и детей умудряются растить, кормить-одевать, не пользуясь при этом никакими привилегиями.

Есть такие понятия, как социальная справедливость, целесообразность расходов и без того дефицитного бюджета, из которого регионы, согласно Указу президента страны, обязаны по большей части за счет собственных доходов до 2018 года поднять зарплаты всех низкооплачиваемых бюджетников до достойного уровня. В документе государственной важности учтены интересы педагогов учреждений общего образования, дошкольных учреждений, начального и среднего профобразования, младшего и среднего медперсонала, работников культуры и социальной сферы. Их зарплаты надо довести до средней заработной платы в регионе, а преподавателям вузов и медработникам с высшим профобразованием — сделать оплату труда вдвое больше средней. В цифрах это означает 45 и 90 тысяч рублей в месяц соответственно. Для этого требуется дополнительных 26 миллиардов рублей, то есть более половины консолидированного бюджета Приамурья этого года. Поэтому и принято такое непопулярное решение, как частичное перераспределение средств со статей льготного финансирования на оплату труда.

Кто же может потерять право на льготный пакет, когда это произойдет и при каких условиях? До мая 2013 года никаких изменений никому ждать не стоит, но до этого времени пяти категориям льготников, если они младше 80 лет, необходимо будет представить в Пенсионный фонд и органы соцзащиты подтвержденные сведения о своих реальных доходах. Это должны будут сделать:

ветераны труда;

ветераны труда Амурской области;

ветераны военной службы;

реабилитированные лица;

почетные доноры Амурской области.

Май выбран не случайно, так как за это время можно будет рассматривать каждый случай адресно и с учетом индивидуальных ситуаций льготников принимать взвешенные и объективные решения.

В целом же, если их доходы превысят 1,5 размера установленного прожиточного минимума (в настоящий момент 12500 рублей на человека для южных районов области и около 14 тысяч для северных), то эти граждане временно не смогут пользоваться льготами, предусмотренными для вышеперечисленных категорий. Временно, потому что действие закона не отменено, а лишь приостановлено, до того, как бюджет сможет вновь взять на себя эту нагрузку ввиду его самодостаточности. К тому же к концу 2013 года с учетом поквартальной индексации и роста размера прожиточного минимума порог для отмены льгот значительно возрастет, то есть это будут уже не 12,5—14 тысяч рублей, а где-то 14—16 тысяч.

Так что, по предварительным подсчетам, только 20 процентов от всех ветеранов труда, военной службы и т. д. почувствуют на себе нововведения, остальные по-прежнему будут получать все выплаты и преференции, которые полагаются этим категориям льготников. При этом они на законных основаниях могут обращаться за адресными жилищными субсидиями, если допустить, что с отменой льгот размер оплаты услуг ЖКХ у кого-то превысит 22 процента их совокупного семейного дохода. Для всех других категорий получателей мер господдержки ничего не изменится. К тому же сохраняется норма федерального законодательства, когда можно по своему усмотрению выбрать любую из нескольких одновременно причитающихся форм господдержки.