• Природоохранные прокуроры часто выявляют нарушения при складировании и ликвидации отходов.
  • Заниматься затариванием опасных веществ должны специалисты.

Высокая степень токсичности

В мае этого года образцы из ядовитого наследства обанкротившегося предприятия взяли на экспертизу. Ее проводили в рамках судебного разбирательства по иску Амурского межрайонного природоохранного прокурора, который просил обязать администрацию Завитинского района очистить территорию заброшенных складов в соответствии с «Гигиеническими требованиями к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов».

Если перечислять все вредные химические вещества, которые эксперты обнаружили при лабораторном исследовании во взятых образцах, то это займет полстраницы листа печатным текстом. Самые опасные среди них — это гранозан, гексахролциклогексан, этилмеркурхлорид, алдрин, ДДТ и его метаболиты, которые относятся к наивысшему — первому классу токсичности. Их потенциальная опасность для человека давно доказана учеными.

К примеру, гранозан — органическое ртутное соединение, которое аккумулируется в организме. При отравлении им в крови человека уменьшается содержание эритроцитов, отмечается белковая и жировая дистрофия печени. Применение гранозана запрещено в нашей стране еще более 30 лет назад.

А ДДТ — иначе хлорсодержащий углеводород, накапливается в жировых отложениях людей и животных, влияет на обмен кальция в организме. Но не это самое страшное. Выявлены канцерогенные и мутагенные свойства этого пестицида, который способен вызывать врожденные уродства. Эти открытия привели к запрету ДДТ в большинстве развитых стран, в том числе и в России, в начале 70-х годов. Впоследствии были запрещены и некоторые другие родственные ДДТ пестициды, которые, по данным ученых, оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье людей. И наибольшей опасности подвержены дети, поскольку они съедают, выпивают и вдыхают больше пестицидов в расчете на килограмм веса, чем взрослые.

Но в Завитинске горы ядовитых отходов годами лежат в непосредственной близости от жилых домов горожан. Лежат под открытым небом, просачиваясь в почву, размываемые ручьями и разносимые ветрами.

В воздухе запах химии

Жители залинейного района, где находятся брошенные химсклады, возмущены: «Мало того, что ядовитые отходы не утилизируют, опасное место даже не огородили, чтобы туда не могли зайти дети». Куда только они не обращались — и в администрацию города, и к специалистам по ГО и ЧС районной администрации. Ядовитый воз и ныне там.

— Обеспокоенность еще больше усилилась, когда мы узнали результаты экспертизы, — рассказывает заместитель главы городского поселения г. Завитинск Татьяна Доценко. — Люди переживают, особенно те, кто живет близко к заброшенным складам. Говорят, зимой, когда все замерзает, еще полбеды. А в теплое время, когда роза ветров разворачивает воздушные потоки в сторону жилого массива, чувствуют запах химии.

Иван кивает на Петра…

Не решаемая властями экологическая проблема дошла до суда — благодаря вмешательству природоохранной прокуратуры. Требования, которые выдвинул в суде прокурор, защищая право людей на безопасную жизнь: в течение месяца осуществить затаривание пестицидов в герметичную тару и в дальнейшем в течение шести месяцев их утилизировать.

Вопрос в том, кто это должен делать? В администрации Завитинского района доказывали, что конкурсным управляющим объекты ОАО «Завитинская сельхозхимия» переданы в собственность городского поселения «город Завитинск». Оно является собственником земли, поэтому должно выступать ответчиком по делу и решать проблему. Кроме того, как заявили власти района, для захоронения и утилизации пришедших в негодность пестицидов в бюджете района денег нет.

Завитинские власти выдвигали свои аргументы, доказывая, что полномочия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории городского поселения переданы по соглашению администрации района. Данные склады в собственности города не значатся, да и вопрос утилизации ядохимикатов относится законом к компетенции органов госвласти, а не местного самоуправления. Словом, все получилось как в той пословице, где Иван кивает на Петра, а тот кивает на Ивана.

Утилизировать ядохимикаты должен район

10 июля этого года Завитинский районный суд вынес решение: обязать администрацию Завитинского района в течение месяца осуществить затаривание в герметичную тару пестицидов, находящихся на территории складов в северо-западной части города, и в дальнейшем в течение 6 месяцев утилизировать ядохимикаты. Районная администрация не согласилась с этим решением и подала апелляцию. А 10 октября уже судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда вынесла апелляционное определение, оставив решение Завитинского районного суда без изменений.

С тех пор прошло уже два месяца, а 168 тонн ядохимикатов как лежали на семи ветрах в северо-западном районе Завитинска, так и продолжают лежать, отравляя окружающую среду и жизнь местных жителей. И когда наконец-то все это начнут вывозить — неизвестно.

Петр Осипов, исполнительный директор АмурСоЭС: «Ядохимикаты, применяемые в сельском хозяйстве, накапливаются в пищевых цепочках. Из почвы они попадают в растения, из которых получают крупу и муку. Плюс траву скармливают скоту, и с мясом пестициды опять попадают в организм человека. Не ожидая того, в течение нескольких лет мы можем получить смертельно опасную дозу или онкологическое заболевание».

НА ШУМИЛОВСКОМ ПОЛИГОНЕ МЕСТА ДЛЯ ЗАХОРОНЕНИЯ ХИМОТХОДОВ НЕТ

— Решение суда, на мой взгляд, принято неполное, — прокомментировал ситуацию глава Завитинского района Олег Назаренко. — Как говорится, вот потолок — вот пол, а что посередине? Разъяснений, как правильно выполнять утилизацию химотходов, нет. Как мы можем сами это все затарить в герметичную тару, я не понимаю. Это же ядохимикаты! Я отправлю людей, а вдруг кто-то отравится. Заниматься затариванием опасных веществ должны специалисты. Сейчас будем объявлять котировку, аукцион. Может, найдется какая-то фирма, которая возьмется за это дело.

— Олег Борисович, а деньги в бюджете на это уже предусмотрели?

— Деньги найдем, если надо, внесем изменение в бюджет. Но встает главный вопрос: куда все эти 168 тонн ядохимикатов утилизировать? Мы мониторили ситуацию. На Шумиловском полигоне в Михайловском районе — единственном в области захоронении химических веществ — места нет. А строительство еще одного хранилища не завершено. Оно будет сдаваться только в следующем году. Мы обращались с этим вопросом в министерства и сельского хозяйства, и природных ресурсов. Ответ пришел, но никакой конкретики: если будет место на Шумиловском полигоне, нам его предоставят. Решение суда есть, а вывозить ядохимикаты некуда.

506 объектов длительного хранения отходов насчитывалось в Приамурье по данным на 1 января 2012 года.

200 новых несанкционированных свалок появилось на территории в Амурской области уже в нынешнем году.

650 нарушений по фактам загрязнения окружающей среды производственными и бытовыми отходами выявлено природоохранной прокуратурой за 11 месяцев 2012 года.

65 исковых заявлений направлено прокуратурой в суд в связи с нарушениями законодательства об охране атмосферного воздуха.

Несанкционированное складирование отходов производства, не принятые органами местного самоуправления меры к их ликвидации, отсутствие паспортов опасных отходов высоких классов токсичности — эти и другие нарушения природоохранные прокуроры часто выявляют во время проверок. Во вторник в областной прокуратуре состоялся круглый стол на тему «Проблемные вопросы обеспечения экологической безопасности в области», где была озвучена масса примеров негативного влияния на окружающую среду. За 11 месяцев в области появилось 200 новых несанкционированных свалок. Это только те, что выявили. В реальности их появилось значительно больше. В Архаре канализационные стоки сбрасывают в реки Илгу и Малую — без всякой очистки. Такие же факты загрязнения водных объектов выявили в Тамбовском, Михайловском, Архаринском районах, поселке Прогресс. Поднимались на круглом столе и другие болевые вопросы амурской экологии. К ним мы еще вернемся на страницах АП.