В отличие от граждан полицейские не могут выйти за пределы своих полномочий ни на шаг.В отличие от граждан полицейские не могут выйти за пределы своих полномочий ни на шаг.

— Вы загляните в интернет, увидите массу примеров, когда сотрудники Следственного комитета отпускают подозреваемых в изнасиловании и даже убийстве, — посоветовал позвонивший в редакцию житель Благовещенска Олег Скрипниченко. — А тут превышение полномочий — и сразу «закрыли». Круто! Сегодня молодежь так распоясалась, что страшно вечером по улицам ходить. Они могут позволить себе все: пить, хамить, нарушать закон, а мер к ним принять не моги — несовершеннолетние! Вы знаете, что это был за парень? Тот еще фрукт. С такими в темном переулке лучше не встречаться.

Как стало известно корреспонденту АП, репутация у парнишки, который попал под дубинку полицейского, действительно сомнительная. Оказывается, в поле зрения правоохранительных органов он уже попадал много раз. Впервые три года назад, когда установили его причастность к краже сотового телефона. Но уголовное дело тогда не возбудили — несовершеннолетний. Поставили на учет, но такая воспитательная мера его ничуть не исправила. Уже после этого школьник совершил несколько краж. И опять же ни по одному факту уголовные дела не возбуждались из-за юного возраста проблемного подростка. Уже в этом году парень совершил грабеж, за что суд приговорил его к полутора годам лишения свободы условно с испытательным сроком один год.

Но это вовсе не повод, чтобы трудного подростка, которого задержали в нетрезвом виде, бить дубинкой по голове. С этим никто не спорит. Сотрудник полиции, если будет доказано, что он превысил полномочия, понесет наказание за свои действия. Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 286 УК РФ. В полицейском ведомстве параллельно с расследованием уголовного дела идет своя, служебная проверка.

Зачем надо было «закрывать» сотрудника патрульно-постовой службы на время следствия, непонятно — это же не какой-то убийца или маньяк-насильник. Тем более что у нас много случаев, когда сами сотрудники в погонах страдают от граждан, которые применяют к ним силу. И с кулаками бросаются на тех, кто при исполнении, и с ножами, бывает и с топорами.

С начала этого года в Амурской области возбуждено 68 уголовных дел по 318-й статье — насильственные действия в отношении представителей госвласти. Это конкретно дела по нападению на полицейских. И только в двух случаях в отношении преступников была принята мера «взятие под стражу».

— Случаев, когда сотрудника внутренних дел при исполнении по лицу ударят, фингал поставят — действительно много, — констатирует помощник руководителя Следственного управления СК России по Амурской области Алексей Лубинский. — По сводкам такие инциденты проходят практически через день. Иногда уголовные дела не возбуждаются. Почему? Зачастую бывает, что факт запротоколирован неправильно на стадии, когда все это произошло. Но, как правило, дела все же возбуждаются и доходят до суда. Если говорить о мере пресечения, то она зависит от тяжести статьи. По уголовным делам, где предусмотрено максимальное наказание на срок до пяти лет — тяжесть средняя, мера пресечения «взятие под стражу» в отношении граждан не избирается. Если только человек, поднявший руку на стража порядка, не отъявленный злодей, не скрывается от следствия. Но это исключительные случаи. А вот по тяжким статьям может решаться вопрос о заключении под стражу.

Но мы говорим о рядовых гражданах, так называемых физических лицах. Полицейский — это особый гражданин, это лицо, наделенное административными полномочиями. Полицейский может при определенных обстоятельствах войти в чужую квартиру, проводить обыски, применять силу и спецсредства. Он на государственной службе, поэтому и спрос с него гораздо выше, чем с обычного гражданина. Здесь другой принцип. Если граждане могут делать все, что им прямо не запрещено законом, то полицейский не может выйти за пределы своих полномочий ни на шаг. Иначе идет нарушение прав человека.

— Алексей Сергеевич, что вы можете сказать по данному случаю. Как было дело?

— Идет 15-летний парень в состоянии алкогольного опьянения. Его задерживают, чтобы составить административный материал. Но не в отношении его — он еще несовершеннолетний. Ответственность за нетрезвого подростка несут его родители. Доставили, записали данные, где родители проживают. Все! Возникла возможность убежать — парень убежал. Не надо было его догонять. Его нельзя привлечь к ответственности, потому что по закону у нас ответственность за административные правонарушения наступает с 16 лет. Полицейский должен был это знать. Нет, он догнал подростка, надел на него наручники. На каком основании? Применение спецсредств допустимо при отражении нападения на сотрудника полиции — этого не было. Даже если он матерился, оскорблял сотрудника при исполнении, его нельзя привлечь к административной ответственности. Но сотрудник полиции достает резиновую палку и начинает его бить по голове, что запрещено законом. Это увидел проезжавший мимо мужчина. Он проявил свою гражданскую сознательность, остановил машину, пошел и схватил полицейского за руку. Стал выяснять, что происходит, уже в отделении полиции настоял на том, чтобы вызвали представителя Следственного комитета.

— Сотрудник полиции превысил свои полномочия, возбуждено уголовное дело, но зачем избирать меру пресечения «взятие под стражу»?

— Статья, которая вменяется полицейскому (ч. 3 ст. 286 УК РФ), предусматривает санкцию до 10 лет лишения свободы. Это тяжкое преступление, по которому возможно применение меры «взятие под стражу». Учитывалось и то, что он владеет информацией, где проживает подросток и его родственники. Родители парня постоянно на работе, не могут за ним следить. Его можно выловить и заставить, чтобы он изменил свои показания. Полицейский знает прямого очевидца, который пресек его действия, может оказать на этого человека давление. Чтобы всего этого избежать, сотрудника полиции заключили под стражу на период следствия. Мы руководствовались именно этим.

К слову, 6 декабря в 11–11.30 в Благовещенске на пешеходном переходе по Игнатьевскому шоссе в районе АмГУ водитель, управляя легковым автомобилем, сбил 11-летнего школьника. В результате ДТП ребенок с переломом лучевой кости правой руки доставлен в больницу, автомобиль с места происшествия скрылся. Управление ГИБДД по Амурской области просит откликнуться свидетелей наезда автомобиля на ребенка по тел.: 42-52-62, 42-53-43, 55-82-40.