• Полные аудитории в вузах — не гарантия, что будут удовлетворены потребности области в специалистах.
  • «Вузы должны правильно выстраивать отношения с работодателем», – считают участники круглого стола.
  • Андрей Плутенко, ректор Амурского государственного университета.
  • Юрий Сергиенко, ректор Благовещенского государственного педагогического университета.
  • Павел Тихончук, ректор Дальневосточного государственного аграрного университета.
  • Татьяна Заболотских, ректор Амурской государственной медицинской академии.
  • Татьяна Гранкина, замминистра образования и науки Амурской области.
  • Ирина Космач, начальник отдела управления занятости населения Амурской области.
  • Елена Чипизубова, председатель молодежного парламента Амурской области.
  • Сергей Богачев, начальник отдела кадров УК «Петропавловск».
  • Геннадий Иванин, директор школы № 1 с. Возжаевка Белогорского района.
  • Татьяна Доля, студентка юридического факультета АмГУ.

Если резюмировать претензии амурских работодателей к молодым специалистам, которых выпускают вузы, то получается следующая картина: производство в условиях рыночной экономики меняется очень динамично, появляются новые технологии, а вузы учат студентов «по старинке», на той базе, оборудовании и материале, которые уже не используются в производстве.

— Сейчас все очень быстро меняется, меняются нормативы — это раньше типовые постройки были, а сейчас много индивидуальных проектов. Институт преподает из года в год одно и то же, он же не может менять программу постоянно, а мы можем, — отметил в интервью АП директор ЗАО «Амурстрой» Александр Синьков.

— Когда выпускники приходят на производство, они теряются, потому что впервые его видят и не готовы работать, — считает руководитель Серышевского маслосыркомбината Дмитрий Мельниченко. — Я считаю, что студенты должны обучаться на производстве, писать курсовые и дипломные не в аудиториях, а на практике.

Как амурские вузы меняются в соответствии с требованиями и запросами времени — об этом шел разговор за круглым столом в редакции АП.

За круглым столом в пресс-центре «Амурской правды» собрались ректоры амурских вузов, работодатели и представители студенчества. С какими ожиданиями приходит в вуз молодежь и оправдываются ли они, каких специалистов ждут сегодня работодатели и что предпринимают амурские вузы, чтобы соответствовать запросам времени? Ответы на эти вопросы АП получила в ходе заинтересованного разговора.

КУДА ДВИНЕТСЯ ЭКОНОМИКА

Сергей Богачев, начальник отдела кадров УК «Петропавловск»:

— К нам приходят выпускники вузов, но их сложно устраивать без опыта работы. Мы открыли свой горный колледж, там обучаем химиков-лаборантов. Они проходят практику на предприятии и уже приходят на работу готовыми специалистами. У нас своя специфика — работа на северах вахтовым методом. Поэтому к нам едут специалисты с опытом работы из других регионов. Мы тесно контактируем с Томским университетом, Владивостоком, Иркутском, где готовят специалистов для горной отрасли. Амурские вузы, к сожалению, таких специалистов не готовят.

АП: Амурские вузы не хотят или не могут подстроиться под экономику области?

Андрей Плутенко, ректор Амурского государственного университета:

— Цикл обучения в университете достаточно длительный — четыре года и более. Кто сегодня может спрогнозировать развитие экономики региона, чтобы мы точно знали, какие специалисты потребуются через пять или десять лет? В этом случае можно было более целенаправленно планировать их подготовку. Если мы говорим о специальностях, связанных с обогащением полезных ископаемых, или, например, с гидростроительством, — на пустом месте подготовку таких специалистов не начнешь. Нужна база, кадры, многое другое. Мы пытаемся двигаться за экономикой области — за космодромом, гидроэнергетикой, за работой в области недропользования. Но быстро не получается. Если не было в Амурской области традиции подготовки таких специалистов, начинать с нуля очень тяжело. И, к сожалению, университет это делает в одиночку. Вроде бы нужны кадры космодрому Восточный, АмГУ начал их подготовку, однако реальной помощи с развитием, например, лабораторной базы, со стороны космической отрасли нет.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИДУТ В ХОЗЯЙСТВА

АП: Многие руководители жалуются, что когда выпускники приходят на производство, они теряются, потому что впервые видят оборудование и не готовы работать. Есть проблема: производство сегодня меняется очень быстро, в отличие от базы, на которой обучают студентов.

Павел Тихончук, ректор Дальневосточного государственного аграрного университета:

— Еще 20 лет назад техника и технологии подолгу не менялись. В нашем вузе в боксах стояли ДТ-75, СКД-6, и по ним учились студенты. Они приезжали в хозяйства — и там была эта же техника. Сейчас используются десятки наименований посевных комплексов и зерноуборочной техники. Вуз не в состоянии иметь такой парк, да, наверное, и смысла нет. Нам надо очень плотно взаимодействовать с работодателем. Мы такую работу уже начали — открываем базовые центры, которые можно использовать для подготовки специалистов и проведения учебных практик на современной технике и современных технологиях. В этом году создали базовый центр в колхозе «Луч». В настоящее время в хозяйстве оборудованы учебные классы для зоотехников и ветеринаров на мегаферме, для механиков на машинном дворе, на зерновом — для агрономов. В 2013 году мы откроем такой же базовый центр в агрофирме «Партизан».

Мы уже пришли к тому, что нужно привлекать базу работодателя и специалистов к учебному процессу. Очень хорошо, что сегодня это понимают и работодатели. Создание центров проводится за счет средств данных хозяйств. Хотя они для себя проблему кадров практически решили и показали, как это сделать: современные технологии, достойная зарплата, развитие инфраструктуры, обеспечение жильем молодых специалистов. Просто руководители данных хозяйств мыслят по-государственному, им не безразличны проблемы всего агропромышленного комплекса региона.

Но тут мы столкнулись с еще одной проблемой — треть преподавателей спецдисциплин сами не имеют опыта практической работы в современных условиях. Поэтому мы будем проводить и переподготовку преподавателей в хозяйствах — пусть проходят стажировку на должностях агрономов, ветеринаров. Зарплата в вузе на время стажировки сохранится, да еще будут и стимулирующие выплаты. Думаю, эти меры как раз и помогут решить озвученную проблему.

Татьяна Заболотских, ректор Амурской государственной медицинской академии:

— Медицинские вузы по организации процесса обучения отличаются от остальных вузов. Практические занятия по клиническим дисциплинам проходят на базе лечебно-профилактических учреждений, то есть там, где будущим специалистам предстоит работать. Теория и практика идут рука об руку. Между академией и клиническими базами заключены договоры о совместной работе. Естественно, что студенты имеют возможность знакомиться с современной организацией работы учреждений здравоохранения, а также с современными методами диагностики, лечения и профилактики. Но надо понимать, что шесть лет учебы в вузе — это базовое образование, специалист — мастер на все руки — через шесть лет не появится. Особенности выбранной специальности можно познать только на рабочем месте. Лечиться все хотят у классных специалистов, но ими, как известно, не рождаются. Тонкости профессии познаются на протяжении всей врачебной деятельности.

ШКОЛЫ ЖДУТ УЧИТЕЛЯ, КОТОРОМУ ХОЧЕТСЯ ПЛАТИТЬ

АП: К выпускникам БГПУ, приходящим в школу, есть претензия, что они не умеют пользоваться интерактивными досками и другим оборудованием, которое сегодня поступает в образовательные учреждения. В этом году в школу Возжаевки пришли пять молодых специалистов. Интересно услышать мнение директора о качестве их подготовки.

Геннадий Иванин, директор школы № 1 с. Возжаевка Белогорского района:

— К нам в сентябре пришли пять выпускников БГПУ — два с физмата, одна с биофака, по одному учителю начальных классов и иностранного языка. Мы всех обеспечили жильем, была такая возможность. Сейчас я за ними плотно присматриваю, чтобы наши доблестные детишки не отбили у них охоту работать — это говорю как есть. Ребята пришли добросовестные, с желанием работать. У меня просьба к БГПУ — готовить студентов к работе с интерактивным оборудованием. Теоретически они подкованы, а на практике теряются. Еще проблема, которая стоит, — переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), наша школа была пилотной, мы начали эксперимент три года назад. Все наши педагоги прошли курсовую подготовку. Но молодые специалисты, пришедшие 1 сентября, оказались не готовы к работе по ФГОС. И заранее я не мог их подготовить. Поэтому у меня просьба, чтобы БГПУ этот вопрос как-то продумал, чтобы давал основу по переходу к требованиям новых федеральных стандартов, потому что там есть существенные отличия по подходам.

Татьяна Гранкина, замминистра образования и науки Амурской области:

— Я хочу поддержать директора школы. Наши школы сегодня ждут такого учителя, которому хотелось бы заплатить. В области идет модернизация образования, ее главное направление — повышение заработной платы. У нас сегодня средняя зарплата учителей — 26 тысяч рублей. Рейтинг вузов, к которому мы по-разному относимся, все же заставил нас обсуждать проблему эффективности вузов. ФГОС уже введены в начальной школе, у нас в области 58 классов пришли в эксперимент на второй ступени обучения, и для третьей ступени обучения уже требуется вводить стандарты. Наша материальная база к этому уже готова. Потому что 45% средств, полученных по проекту модернизации образования, потрачены на интерактивную технику. Техника есть, но нет кадров, которые бы ею владели.

Мы получили специальное оборудование для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, детей из отдаленных сел. Но и этой технологией выпускники педвуза не владеют. Сейчас мы говорим об инклюзивном образовании детей-инвалидов, нам требуются педагоги, которые владеют технологией инклюзивного образования и современными методиками. Проблемы в подготовке учителей есть, и их надо решать, нам хочется, чтобы БГПУ давал нам таких педагогов, которые будут соответствовать современному уровню образования.

Юрий Сергиенко, ректор Благовещенского государственного педагогического университета:

— Наши преподаватели участвуют в разработке федеральных государственных образовательных стандартов на уровне России, у нас готовятся защиты докторских диссертаций по ряду программ начальной школы. Технически наш вуз оснащен. Что касается нового оборудования — здесь действительно есть проблемы. В старые добрые времена была традиция: если в школы поступало новое оборудование, один комплект шел в педагогический вуз. А сегодня мы не знаем, что поступает в школы, поэтому с некоторым оборудованием и программным обеспечением студенты встречаются только на практике.

ПОЧЕМУ ЦЕЛЕВИКИ НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

Татьяна Гранкина, замминистра образования и науки Амурской области:

— Я еще вижу проблему в отсутствии педагогических классов — за последние три года БГПУ перестал заключать договоры со школами. Хочу сказать слова благодарности медакадемии — у нас как были медицинские классы, они так и работают. АмГУ заключил договоры со школами № 5 и № 16 по созданию аэрокосмических классов. Второе: нам ежегодно нужно 400—450 учителей. В этом году из стен БГПУ вышли 382 выпускника, а в школы области пришел всего 131 человек, из них только 17% целевиков. Из других территорий приехали 35, из АмГУ — 8, из педколледжа — 29, из физкультурного техникума — 9. На остальных вакансиях работают совместители. Нам нужны педагоги, мы их ждем.

Юрий Сергиенко, ректор Благовещенского государственного педагогического университета:

— По нашим данным, 183 выпускника этого года из 373 специалистов педагогического профиля работают в системе образования Амурской области, и еще 30 человек работают по специальности в других регионах — в Хабаровском крае, на Сахалине, в Забайкалье, а 35 — служат в Российской армии. Что касается педагогических вакансий: на 1 марта в области были вакантны 555 ставок учителей. Но всего 11 процентов работодателей предлагали благоустроенное жилье, 17% — неблагоустроенное. В остальных случаях — аренда жилья или вообще ничего не предоставлялось.

У нас есть опыт эффективного взаимодействия с работодателем. В частности, уже в течение нескольких лет вуз заключает трехсторонние целевые договоры с предприятиями группы компаний «Петропавловск» на подготовку химиков с определенной специализацией. Обучение проводится по согласованным программам, практика проходит в лабораториях заказчика, выпускникам предоставляется благоустроенное жилье. При таком подходе проблем с трудоустройством выпускников нет. И еще. На наш взгляд, для решения поднятой проблемы необходима региональная программа подготовки и закрепления педкадров.

Татьяна Заболотских, ректор Амурской государственной медицинской академии:

— С целевиками действительно есть проблема практически во всех регионах страны, и связана она с тем, что небольшой процент их после окончания вуза возвращается в те учреждения, которые направили их на учебу. Дело в том, что пока не срабатывают механизмы, которые бы заставляли поступивших в вуз по целевым направлениям выполнять свои обязательства. Но надо признать, что причины, по которым целевики не возвращаются на места, разные и не всегда зависят только от самих выпускников.

ЮРИСТЫ ИДУТ В МЕНЕДЖЕРЫ

АП: У меня вопрос к представителю службы занятости. К вам обращаются выпускники вузов за помощью в трудоустройстве?

Ирина Космач, начальник отдела управления занятости населения Амурской области:

— Служба занятости — это посредник между работодателем и образовательным учреждением. Если 10 лет назад выпускники вузов приходили и целыми группами вставали на учет в поисках работы, то сегодня такого нет. Если пять лет назад к нам обращались до трех тысяч вчерашних студентов, то сегодня из полутора тысяч всех выпускников примерно процентов 25—30 приходится на долю вузов. Это порядка 500 человек.

Мы анализировали ситуацию. Из тех, кто окончил АГМА, приходят единицы, и то редко. Из ребят с дипломами ДальГАУ к нам обращаются инженеры-технологи, агрономы, экономисты. Из АмГУ идут социологи, социальные работники, психологи, из БГПУ — учителя иностранного и русского языка. Мы им предлагаем те вакансии, по которым есть заявки от работодателей, на 80% — это рабочие профессии. Процент трудоустройства выпускников вузов хороший — это молодые люди, которые стремятся найти работу. Экономисты и юристы обращаются к нам за помощью в трудоустройстве часто, и, к сожалению, мы не всегда можем предложить им работу, которая бы соответствовала их образованию. Однако их охотно берут делопроизводителями, менеджерами. Мы считаем, что это одна из первых ступенек при построении своей карьеры.

АП: Ректоров не обижает ситуация, когда в студентов в течение четырех-пяти лет в вузе вкладывают интеллект и деньги, а они в результате устраиваются делопроизводителями или даже уборщицами?

Андрей Плутенко, ректор Амурского государственного университета:

— В Амурском университете почти 40% студентов учатся на внебюджетной основе. Если человек оплачивает обучение (причем размер оплаты сегодня устанавливает государство, а не университет), он вправе сам выбрать, по какой специальности ему учиться. Он берет на себя эти риски — устроится он потом на работу или нет. А государство свои потребности регулирует бюджетными местами. Считает оно, что надо много энергетиков Амурской области — оно дает нам 105 бюджетных мест на энергетиков. Считает, что нам таможня не нужна почему-то в регионе, который граничит с такой огромной страной — оно дает нам четыре места. Это государственное регулирование. А то, что сверх этого на таможенное дело идут еще 80 человек платно — да, люди берут на себя риски с трудоустройством, но это их выбор.

А то, что выпускники работу найти не могут… У нас, к сожалению, рынок труда не очень емкий в связи с небольшим количеством населения. Поэтому мы не можем делать массовый выпуск по одной специальности. Мы набираем 105 энергетиков, но они у нас распределены на восемь специальностей. Если все 100 человек с одной подготовкой выйдут на рынок, они не будут востребованы. От этой ситуации страдает экономика вуза. Одно дело, когда преподаватель читает лекцию на потоке в 100 человек и получает зарплату, и другое дело, когда восьми группам читают разные лекторы. Это специфика высшего образования в нашем регионе. Конечно, нам приходится за рынком труда следить. Но стопроцентного попадания никогда не будет, во всяком случае в университете, где мы работаем по 50 направлениям.

ЭКОНОМИСТЫ НЕ НУЖНЫ? ЭТО МИФ

АП: Часто говорят, что юристов и экономистов сегодня выпускается много, их некуда девать, но вузы продолжают их выпускать.

Андрей Плутенко, ректор Амурского государственного университета:

— Я специально перед круглым столом позвонил руководителю одного банка и поинтересовался, сколько у него вакансий для людей с высшим образованием. Он ответил, что 82 человека готов принять хоть сейчас. Мне кажется, это миф, что у нас перепроизводство экономистов, юристов. Где-то на сайте видел потребность на 1 ноября — 47 бухгалтеров требовалось. Не знаю, кто создает мифы, что экономисты не нужны. В области 15 тысяч предприятий. Как могут быть не нужны экономисты и юристы?

Елена Чипизубова, председатель молодежного парламента Амурской области:

— Они нужны, если это нормальные экономисты и юристы. Специалистов не так много. Дело не только в обучении, но и в личной ответственности самих ребят. Не секрет, что еще несколько лет назад многие поступали в вузы только за дипломом. Абитуриентам было без разницы, куда поступать, главное — диплом получить. Сейчас это проходит, ребята поступают в вузы осмысленно. Но этот результат мы получим через несколько лет, когда они будут выпускаться. А сейчас у нас выходят юристы, которые не знают, в чем суть их деятельности. И правильно работодатели жалуются.

Татьяна Доля, студентка юридического факультета АмГУ:

— Скажу о себе. Я студентка юридического факультета АмГУ. Существует мнение, что если ты не разбираешься в точных науках — иди на юрфак. Как-нибудь проучишься, где-нибудь устроишься. Поэтому мы столкнулись с проблемой, что у нас много людей с юридическим образованием, но мало специалистов. Я бы хотела этот вопрос рассмотреть в отношении студентов. Сегодня у студентов преобладает мнение: мне все должны. Дайте стипендию, общежитие, что-то еще. И мало кто заинтересован в самообразовании. Скажу на собственном примере, как можно ощущать себя вполне комфортно, сосредоточившись на учебе. Я получаю повышенную стипендию, стипендию Потанина и еще на днях получила стипендию Муравьева-Амурского. То есть можно всего добиться, занимаясь получением знаний.

СИСТЕМА УСТАРЕЛА

АП: Татьяна, вас устраивает то, как и чему вас учат в университете?

Татьяна Доля, студентка юридического факультета АмГУ:

— Система лекция — семинар устарела, по-моему. Нам надо как можно больше практики. Во-вторых, хотелось бы больше стажировок, чтобы студент обучался не только в своем университете, но мог бы поучиться и в столичных вузах, где есть хорошая юридическая школа. Хотелось бы, чтобы сами преподаватели были заинтересованы в работе и проходили переподготовку. Когда преподаватель заинтересован в своей профессии, студентам самим хочется у него учиться.

Елена Чипизубова, председатель молодежного парламента Амурской области:

— Готовясь к круглому столу, я пообщалась с сегодняшними и вчерашними студентами. О чем меня просили здесь сказать — у нас есть уважаемые профессора преклонного возраста, которые знают свой предмет, но не умеют работать с интернетом. Мы говорим о новой технике, новых технологиях, а образование идет вразрез. Отрадно, что сегодня озвучивается средняя зарплата педагогов в 26 тысяч рублей. Но у молодых специалистов это не везде так. У меня первое образование — педагог-психолог. Но я не пошла работать, потому что мне предлагали зарплату в 10 тысяч рублей, притом что мне приходится комнату снимать за 8 тысяч. Недавно встречалась с выпускниками университета, они поделились проблемой: нужно отработать в школе год, только тогда можешь получить подъемные. О такой проблеме мне говорили в Серышевском районе. Отсутствие жилья и низкая зарплата молодого специалиста — это то, что тормозит трудоустройство по полученной специальности.

Татьяна Гранкина, замминистра образования и науки Амурской области:

— Ректоры спокойно отнеслись к тому, что выпускники не трудоустраиваются по специальности. Так быть не должно — это неправильно. В вузах должны быть перемены, наши выпускники должны быть востребованными, эффективными. Мы возвращаемся к тому, что вузы должны вплотную взаимодействовать с работодателями.

Юрий Сергиенко, ректор Благовещенского государственного педагогического университета:

— Это совместная проблема работодателя и вуза, и вместе ее надо решать.

Павел Тихончук, ректор Дальневосточного государственного аграрного университета:

— Решение этой проблемы возможно только при совместном усилии вуза, работодателя и правительства региона.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРИАМУРЬЕ:

21628 студентов получают будущую профессию в государственных вузах.

13000 студентов обучаются на очной форме.

4000 студентов предпочли образование в негосударственных вузах и их филиалах.

37000 штатных сотрудников работают в государственных вузах.

4,8 тысячи студентов учатся экономике и управлению в амурских вузах, это самые популярные направления подготовки. На втором месте — образование и педагогика (3165 студентов), на третьем — гуманитарные науки (2630 студентов).

«Вузы должны правильно выстраивать отношения с работодателем, это одна из предпосылок эффективности» — к такому выводу пришли участники круглого стола в редакции.