Вузы должны правильно выстраивать отношения с работодателем, это одна из предпосылок эффективности.Вузы должны правильно выстраивать отношения с работодателем, это одна из предпосылок эффективности.

Производство становится ближе

Группа компаний «Петропавловск», крупнейшая золотодобывающая компания, работающая в Приамурье, приглашает на работу специалистов для горной отрасли из Томска, Иркутска и Владивостока, поскольку амурские вузы таких кадров не готовят. Этому есть объяснение: цикл обучения в университете длительный — четыре года и более, и предусмотреть, какие специалисты будут востребованы через пять или десять лет, руководству вузов очень трудно. Для этого нужно знать долгосрочный прогноз развития экономики региона, а его элементарно нет.

— Если мы говорим о специальностях, связанных с обогащением полезных ископаемых или, например, с гидростроительством, — на пустом месте подготовку таких специалистов не начнешь. Нужна база, кадры, многое другое, — считает ректор Амурского госуниверситета Андрей Плутенко. — Мы пытаемся двигаться за экономикой области — за космодромом, гидроэнергетикой, за работой в области недропользования. Но быстро не получается. Если не было в Амурской области традиции подготовки таких специалистов, начинать с нуля очень тяжело. И, к сожалению, университет это делает в одиночку. Вроде бы нужны кадры космодрому Восточный, АмГУ начал их подготовку, однако реальной помощи с развитием, например, лабораторной базы со стороны космической отрасли нет.

Сегодня амурские вузы стараются приблизиться к производству. По словам ректора ДальГАУ Павла Тихончука, аграрный вуз не может позволить себе иметь полный парк современной сельхозтехники, которая используется сегодня в передовых хозяйствах. В наши дни выпускаются десятки наименований посевных комплексов и зерноуборочной техники. Поэтому ДальГАУ вынужден плотно взаимодействовать с работодателем.

Вуз открывает базовые центры, которые можно использовать для подготовки специалистов и проведения учебных практик на современной технике и современных технологиях. В этом году создали базовый центр в колхозе «Луч». Сейчас в хозяйстве на мегаферме оборудованы учебные классы для зоотехников и ветеринаров, для механиков — на машинном дворе, для агрономов — на зерновом. В 2013 году будет открыт такой же базовый центр в агрофирме «Партизан». Создание центров проводится за счет средств самих хозяйств.

— Но тут мы столкнулись с еще одной проблемой — треть преподавателей специальных дисциплин сами не имеют опыта практической работы в современных условиях, — признает Павел Тихончук. — Поэтому мы будем проводить и переподготовку преподавателей в хозяйствах — пусть проходят стажировку на должностях агрономов, ветеринаров. Зарплата в вузе на время стажировки сохранится, да еще будут и стимулирующие выплаты.

Медицинские вузы по организации процесса обучения отличаются от остальных вузов. Практические занятия по клиническим дисциплинам проходят на базе лечебно-профилактических учреждений, то есть там, где будущим специалистам предстоит работать. «Между академией и клиническими базами заключены договоры о совместной работе. Естественно, что студенты имеют возможность знакомиться с современной организацией работы учреждений здравоохранения, а также с современными методами диагностики, лечения и профилактики, — подчеркнула ректор АГМА Татьяна Заболотских. — Но надо понимать, что шесть лет учебы в вузе — это базовое образование, специалист — мастер на все руки — через шесть лет не появится. Особенности выбранной специальности можно познать только на рабочем месте».

В школах есть интерактив, но нет кадров

— К нам в сентябре пришли пять выпускников БГПУ — два с физмата, одна с биофака, по одному учителю начальных классов и иностранного языка. Мы всех обеспечили жильем, была такая возможность, — рассказывает директор Возжаевской школы № 1 Белогорского района Геннадий Иванин. — Ребята пришли добросовестные, с желанием работать. Но у меня есть просьба к БГПУ — готовить студентов к работе с интерактивным оборудованием. Теоретически они подкованы, а на практике теряются. Еще одна просьба, чтобы вуз давал основу по переходу к требованиям новых федеральных стандартов.

Директора одной из лучших инновационных школ области поддерживает замминистра образования и науки Амурской области Татьяна Гранкина. По ее словам, школы сегодня ждут такого учителя, которому хотелось бы заплатить. Модернизация образования повысила среднюю зарплату амурского учителя до 26 тысяч рублей. Она позволила оснастить школы новым оборудованием — 45% средств от модернизации пошли как раз на усиление материальной базы и интерактивную технику. Техника есть, но нет кадров, которые бы ей владели. Мы получили специальное оборудование для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, детей из отдаленных сел. Но и этой технологией, по мнению замминистра, выпускники педвуза не владеют.

— Наши преподаватели участвуют в разработке федеральных государственных образовательных стандартов на уровне РФ, у нас готовятся защиты докторских диссертаций по ряду программ начальной школы, — подчеркнул ректор БГПУ Юрий Сергиенко. — Технически наш вуз оснащен. Что касается нового оборудования — здесь действительно есть проблемы. В старые добрые времена была традиция: если в школы поступало новое оборудование, один комплект шел в педагогический вуз. А сегодня мы не знаем, что поступает в школы, поэтому с некоторым оборудованием и программным обеспечением студенты встречаются только на практике.

Выпускник идет туда, где его ждут

Министерство образования и науки Амурской области беспокоит также дефицит молодых учительских кадров — по данным министерства, школам области ежегодно требуется 400—450 учителей. Между тем из выпускников БГПУ в этом году в школы пришла всего одна треть.

Ректор педагогического вуза Юрий Сергиенко объясняет нежелание своих выпускников идти в школы тем, что всего 11% работодателей, приглашающих молодых специалистов, предлагают им вместе с работой благоустроенное жилье и еще 17% — неблагоустроенное, остальные не предлагают ничего. «На наш взгляд, для решения поднятой проблемы необходима региональная программа подготовки и закрепления педагогических кадров», — заявил Юрий Сергиенко.

Как пример эффективного взаимодействия с работодателем Юрий Павлович привел опыт работы БГПУ с компанией «Петропавловск».

— Уже в течение нескольких лет вуз заключает трехсторонние целевые договоры с предприятиями ГК «Петропавловск» на подготовку химиков с определенной специализацией, — говорит Юрий Сергиенко. — Обучение проводится по согласованным программам, практика проходит в лабораториях заказчика, выпускникам предоставляется благоустроенное жилье. При таком подходе проблем с трудоустройством выпускников нет.

С ним солидарен ректор ДальГАУ Павел Тихончук, который привел в качестве аналогичного примера колхоз «Луч» Ивановского района. В хозяйстве, расположенном в 30 километрах от Благовещенска, где молодым специалистам предлагают благоустроенное жилье и хорошую зарплату, выпускники ДальГАУ и хотели бы устроиться, но там все вакансии заполнены.

Ирина Космач, начальник отдела управления занятости населения Амурской области:

 — Если 10 лет назад выпускники вузов приходили и целыми группами вставали на учет в поисках работы, то сегодня такого нет. Если пять лет назад к нам обращались до трех тысяч вчерашних студентов, а сегодня из полутора тысяч всех выпускников примерно процентов 25—30 приходится на долю вузов — это порядка 500 человек. Мы анализировали ситуацию. Из тех, кто окончил АГМА, к нам приходят единицы, и то редко. Из ребят с дипломами ДальГАУ к нам обращаются инженеры-технологи, агрономы, экономисты. Из АмГУ к нам идут социологи, социальные работники, психологи, из БГПУ — учителя иностранного и русского языка. Мы им предлагаем те вакансии, по которым есть заявки от работодателей, на 80% — это рабочие профессии. Процент трудоустройства выпускников вузов хороший, это молодые люди, которые стремятся найти работу. Экономисты и юристы обращаются к нам за помощью в трудоустройстве часто, и, к сожалению, мы не всегда можем предложить им работу, которая бы соответствовала их образованию. Однако их охотно берут делопроизводителями, менеджерами.

Елена Чипизубова, председатель молодежного парламента Амурской области: 

— Дело не только в обучении, но и в личной ответственности самих ребят. Не секрет, что еще несколько лет назад многие поступали в вузы только за дипломом. Абитуриентам было без разницы, куда поступать, главное — диплом получить. Сейчас это проходит, ребята поступают в вузы осмысленно. Но этот результат мы получим через несколько лет, когда они будут выпускаться.

4822 студента учатся экономике и управлению в амурских вузах, это самые популярные направления подготовки. На втором месте — образование и педагогика (3165 студентов), на третьем — гуманитарные науки (2630 студентов).