• Амуро-Якутская магистраль считается одной из самых опасных дорог мира.
  • Все работы ведутся на действующей автомобильной дороге.
  • Прежде чем начать реконструировать тот или иной участок трассы, надо построить объезд.
  • Хотелось бы, чтобы молодежи было больше, но многих отпугивает отдаленность от города.

Около 70 километров разделяют Тынду и эпицентр дорожного строительства на амурском участке трассы «Лена», где экскаваторные комплексы Бамстроймеханизации пробивают уникальную выемку. Расстояние на машине мы преодолеваем за час. Это зимой, когда благодаря снегу и морозу федеральная трасса «Лена» укутывается в «якутский» асфальт. Летом же, чтобы проехать эти километры, автомобилисты тратят в два, а то и в три раза больше времени. Многочисленные кривые, подъемы и спуски, нескончаемые выбоины, ручьи превращают Амуро-Якутскую магистраль в трассу жизни и одну из самых опасных дорог мира.

— Трасса очень коварная, особенно летом, когда на некоторых участках она становится практически непроходимой из-за оттаивания грунта, и в межсезонье. Весной и осенью даже с цепями на колесах не всегда можно взобраться на крутые подъемы, — делится дальнобойщик Игорь Смирнов. — А сколько машин на «Лене» ушли в кювет, перевернулись!

О том, что федеральная автодорога Большой Невер — Якутск находится в крайне запущенном состоянии, знали в Росавтодоре, но найти миллиарды рублей на ее реконструкцию было проблематично, так как на Дальнем Востоке и в Забайкалье шло строительство трассы «Амур». С окончанием основных работ на дороге Чита — Хабаровск премьер-министром России Владимиром Путиным во время турне по трассе «Амур» в сентябре 2010 года было принято решение выделить значительные средства на реконструкцию федеральных дорог «Уссури», «Колыма», «Лена».

С 2011 года ФКУ Дирекция строительства дорог «Дальний Восток» стало объявлять аукционы на выполнение работ по реконструкции самых проблемных участков федеральных трасс. В первую очередь было решено завершить работы на тех участках, которые начали реконструировать в 90-е годы, но из-за отсутствия средств бросили. Следующий этап — это наиболее уязвимые в плане безопасности движения участки. Один из них находится в Амурской области между Тындой и Соловьевском и проходит через перевал Онон.

— В октябре, начале ноября, когда шли обильные снегопады, здесь были серьезные пробки: машины стояли с обеих сторон перевала. Ведь многие водители ехали в Якутию на летней резине, без цепей. Конечно, такие машины не могли пройти столь сложные участки. Наша мехколонна оказала большую помощь дальнобойщикам. Чтобы поднять большегрузные фуры, мы задействовали наши бульдозеры, грейдерами расчищали снежные заносы, — рассказывает главный инженер МК-16 Валерий Медведев. — Сейчас ситуация нормализовалась, и таких проблем уже нет.

Миллионы кубометров Онона

Участок федеральной дороги «Лена», где сейчас идет реконструкция, стал одним из самых крупных объектов дорожного строительства в Приамурье за последние годы. Объемы работ здесь действительно впечатляют. Экскаваторные комплексы круглосуточно одновременно работают на нескольких участках: строятся насыпи, выемки. На фоне зимних пейзажей желтые экскаваторы New Holland, самосвалы Astra видны издалека, именно они создают масштабную картину строительства. Сегодня здесь работает более 60 единиц техники.

— Все работы ведутся на действующей автомобильной дороге, поэтому, прежде чем начать реконструировать тот или иной участок трассы, мы должны построить объездные дороги. На отрезке с 93-го по 100-й км отсыпали три таких дороги. В августе мы приступили к строительству выемки на 95—96-м км. Здесь выполнено уже 80 процентов работ: сделаны кювет-полки, водоотводы, вторая выемка на 97-м км и самая большая третья на 98—100-м км, — показывает на первые сто метров построенной выемки директор МК-16 Дмитрий Романов. — Из этой выемки нужно взять почти 3 миллиона кубометров грунта. Это довольно большой объем работ. Грунт вывозится для отсыпки земполотна с 93-го км, а в следующем году дальность транспортировки составит более 20 км в одну сторону.

С юга выемку строят тындинские МК-16, а с севера — МК-74. Отличительная особенность выемки в том, что ее глубина составляет 33 метра. По этой характеристике она уникальна и не имеет аналогов на автомобильных дорогах России. А на железных дорогах их единицы. Чтобы преодолеть скалу, на помощь механизаторам приходят взрывники. Каждые три дня в светлое время суток над Ононом раздаются мощные взрывы. Сначала на поле размером примерно 80 на 80 метров бурятся скважины глубиной 5 метров, в которые закладывается аммонит, потом они соединяются огнепроводной нитью. Перед взрывом с участка выводят всю технику механизаторов: экскаваторы, самосвалы, бульдозеры, с обеих сторон на безопасном расстоянии перекрывается движение на федеральной трассе. Минута, две, три… Содрогается земля, потом над полем начинают появляться клубы взорванной породы, и через несколько секунд уже доносятся звуки взрыва. Примерно 15 тысяч кубометров скальной породы теперь стали доступны экскаваторам. Этого объема механизаторам хватит на три дня работы. Так полка за полкой экскаваторные комплексы продвигаются в глубь выемки.

Вахта на высоте

Преодолевая перевал Онон, механизаторы уже столкнулись с коварностью вечной мерзлоты. На уже построенных откосах начали образовываться наледи. Пока идут наблюдения за ними, а в следующем году будут приниматься инженерные решения, как обезопасить дорогу от наледей. При строительстве самой большой выемки пошли грунтовые воды. Не исключено, что дальше строители снова могут попасть на водоносную жилу.

— Как говорится, вскрытие покажет. Пока трудно говорить, что будет в глубине скалы. На других объектах бывали случаи, что была наледь, а потом лед выстреливал огромным потоком воды, то есть начинала бежать река, — рассказывает Валерий Медведев.

Среди особенностей этого объекта — высота над уровнем моря. Она составляет 975 метров. Аналогичные высоты были только на строительстве обхода Северомуйского тоннеля и сооружении железной дороги между Беркакитом и Алданом. Такая высота вызывает повышенное давление, кислородное голодание. Впрочем, строителей это не пугает. По их мнению, главное, чтобы была достойная заработная плата. Сейчас на Ононе в одну вахту работает 120 человек. В последнее время, по словам руководителей мехколонны, коллектив стабилизировался. Приходит в мехколонну и молодежь.

— Конечно, хотелось бы, чтобы молодежи было больше, но многих отпугивает отдаленность от города. Хотя, на мой взгляд, именно на линии можно добиться карьерного роста. Хочу отметить нашего геодезиста Сергея Кононова. Молодой инженер пришел к нам после института и сегодня показывает хорошие результаты работы, — подчеркивает Дмитрий Романов.

Герои смены — повара

Несмотря на то что главными героями на стройплощадке являются машинисты экскаваторов, бульдозеров, водители самосвалов, сами механизаторы считают, что в вахтовых поселках очень многое зависит от поваров, которые практически круглые сутки варят супы, нарезают салаты, жарят котлеты, пекут булочки… Именно от вкусного и калорийного питания зависит работоспособность тех, кто в трескучий мороз и днем и ночью строит дороги. В ноябре на вахтовую смену в столовую участка Онон заступила бригада во главе со старшим поваром Натальей Владыко.

— Мы всегда учитываем пожелания наших мужчин, стараемся, чтобы меню было разнообразное. При столовой есть своя пекарня, где наш пекарь Ольга Окрушко печет хлеб, булочки. Пекарня работает ночью, поэтому уже утром на столах горячая выпечка. Мы здесь готовим и лапшу, и рыбу сами солим, и мясо в кисло-сладком соусе можем приготовить, — делится кулинарными пристрастиями механизаторов Наталья Владыко.

Реконструкция участка 93—123 км федеральной трассы «Лена» рассчитана на три года. По плану в 2015 году этот отрезок автодороги будет заасфальтирован, а расчетная скорость движения увеличится до 100 км в час. В следующем году должны пройти очередные аукционы, на которых будут определены подрядчики для реконструкции других участков трассы «Лена» в Амурской области. При стабильном финансировании уже через пять лет вся федеральная автодорога М-56 в Приамурье будет реконструирована. Таким образом, значительно сократится время в пути от Тынды до южных поселков Тындинского района и областного центра.

Для справки: 

20 метров — высота насыпи на ряде участков 93—123 км.

33 метра — уникальная глубина выемки на перевале Онон.

2 километра — на столько сократится протяженность участка 93—123 км после его реконструкции.