Контакт между инструктором и учеником — основа учения.Контакт между инструктором и учеником — основа учения.

Через неделю молодой маме Марине Воробьевой предстоит сдавать экзамен в ГИБДД, но ее инструктор Геннадий Рвенский на этот счет абсолютно спокоен:

— Сейчас она покажет вам мастер-класс по парковке.

И действительно, Марина сдала назад и мастерски загнала учебные «Жигули» между двух огромных грузовиков. Начать интервью мы решили с самого страшного для всех новичков участка — кольцевой развязки на ул. Калинина.

— Я раньше думала, что никогда не смогу здесь проехать, буду объезжать его любыми путями. Но Геннадий Семенович в первый же день заставил ехать по кругу, — рассказывает ученица.

— Нужно понимать, что круг — это облегчение проезда перекрестка. Потому что, если бы он усложнял, зачем тогда он нужен? Если мы представим этот круг как прямую дорогу, то у нас исключается левый поворот, остается только правый. Нам не нужно уступать встречным. И когда ученики начинают это понимать — страх уходит. В Благовещенске есть еще один круг — на ул. Театральной, который больше соответствует правилам. На Калинина одна полоса тупиковая, та, что внешняя. Когда мы заезжаем с правой полосы, то оказываемся в тупике. Нам нужно либо повернуть направо, либо перестроиться во вторую полосу. Еще одно отличие: на калининском кругу не нужно выполнять правило, что съезжать можно только по правой полосе, потому что здесь установлен знак «Движение по полосам». Проанализировав движение на обоих кругах, мы выяснили, что на Калинина безопаснее заезжать с левой полосы, на Театральной — с правой.

— Геннадий Семенович, какие основные ошибки совершают наши водители?

— Торопятся. Все ДТП, которые мы видим, в основном произошли из-за спешки.

— А культура вождения страдает на дорогах?

— Ее как таковой у нас нет вообще! Потому что всегда найдутся наглецы, которые стараются сделать быстрее всех. Я понимаю, может возникнуть необходимость. Но ведь многие просто не хотят стоять в очереди, а внаглую пытаются пролезть. А если видит, что впереди учебная машина, еще и начинает подрезать. Такое сплошь и рядом.

— А некультурные пешеходы встречаются?

— Да, конечно! Особенно молодые люди и солидные дамы. Небрежно так переходят дорогу, нет чтобы чуть-чуть поторопиться из уважения к водителю. А у нас как: если идешь — ненавидишь водителей, а когда садишься за руль — ненавидишь пешеходов.

— Часто вижу — пешеходы стоят на разделительной полосе и смотрят только вперед. Машина едет — они пятятся назад, на встречную полосу, а там другие машины едут, водители пугаются.

— Пешеход должен убедиться в том, что может перейти участок. У водителя нет обязанности уступать им дорогу, когда он едет прямо, если нет пешеходного перехода. В правилах четко прописано: только при повороте налево и направо мы обязаны уступить пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую мы поворачиваем. Бывает, на левой полосе водитель притормозил, чтобы пропустить человека, а по правой несется машина. Ее шофер не видит пешехода и не знает, с чего вдруг на левой полосе водитель тормозит. С этой точки зрения нам нежелательно уступать дорогу в неположенном месте.

— Сейчас в автошколах учится очень много девушек и женщин. Есть гендерные различия в вождении? Может, слабый пол лево и право чаще путает поначалу?

— Поначалу они вообще все сопротивляются. Говорят, мол, неправильно им объясняешь. Им кажется, что по-другому будет проще. Например, говорю: поворачивая, не отрывай руки от руля. Нет, она перебирает, перехватывает. А сейчас научилась и говорит: «А так и правда легче». Лево-право путают редко. В основном те, кто в возрасте. У них больше страха перед дорогой.

— А паника за рулем бывает? Чтобы руль кидали, глаза зажмуривали?

— У пожилых женщин. Но руль не кидают, а наоборот, схватят — не оторвешь! У них большой жизненный опыт, и они в этой жизни научились бояться. А молодежь бесшабашная. Тем более что я разрешаю им быстро ездить. Пока я рядом и могу подстраховать — попробуй прокатись, почувствуй большую скорость. Если все время ползти 20 км в час, научишься технике выполнения, а чисто психологически в поток машин ты не войдешь, потому что будешь бояться всех, кто вокруг тебя снует. А почему они снуют — ты ползешь, а если будешь ехать с такой же скоростью, как все, никто тебя обгонять и подрезать не будет.

— Попадают ли учебные машины в ДТП?

— Случается. И почти всегда бьют нас, и почти всегда — сзади. Не соблюдают дистанцию. Мы ведь едем аккуратно, а человек сзади думает, что мы проскочим, например, на светофоре, а мы по правилам начинаем тормозить, так безопаснее. В результате получаем сзади.

— В какое время лучше без дела на дорогу не соваться?

— В Благовещенске практически всегда час пик. Ярко выраженных скоплений машин в 8, 12 и 18 часов нет — постоянный поток. Больше всего пробок на Калинина. Тяжело двигаться, если случилось дорожно-транспортное происшествие. И любое ДТП создает у нас большие проблемы, оно может оформляться час, два, три, а поток идет, машины вынуждены перестраиваться, образуются очереди. (К слову, за час нашего автомобильного интервью мы стали свидетелями трех ДТП! — М. М.)

— Опытные водители не выражают своего презрительного отношения к студентам на дорогах? Никак не ущемляют права учеников?

— Бывает. Причем часто сами не знают правила. Был такой случай: мы поворачивали налево на регулируемом перекрестке, завершали маневр на красный свет. А водитель, которому уже загорелся зеленый, высунулся из окна и начал орать, что мы ему мешаем. Пришлось посоветовать ему почитать правила.

— За сколько часов ученик должен научиться ездить?

— На практику дается 50 часов, включая экзамены и тренажеры. Причем методической литературы по вождению нет, каждый инструктор учит, основываясь на своем опыте. Я вот эксперименты проводил…

— Какие?

— Например, как определить положение машины перед разворотом на перекрестке. Я пытался и с разных точек разворачиваться, и мерил шагами расстояние. В итоге выработал оптимальный вариант. Затем разработал свод правил, записал, распечатал. Своим ученикам даю эту информацию, чтобы им было легче. Самое главное правило водителя я записал последним.

— Что за важное правило?

— 3Д — «Дай Дорогу Дураку».

Другие правила, а также водительские хитрости и секреты ищите в следующих номерах и на сайте АП.

 САМЫЕ СЛОЖНЫЕ ДОРОГИ БЛАГОВЕЩЕНСКА

Первое место — ул. Амурская. Здесь самый большой поток машин, много маршрутов общественного транспорта, много офисов и правая полоса заставлена машинами.

Второе место — ул. Зейская. С тех пор как там появились бизнес-центры, полоса тоже заставлена машинами, да и сама дорога плохая.

Третье место — ул. Мухина. Разрешено движение в два ряда, но для двух машин она очень тесная. Плюс — по ней может ездить грузовой транспорт.

Наглость водителя, по наблюдениям инструкторов по вождению, зависит от стоимости автомобиля и возраста его владельца. Самый наглый вариант — молодой парень на крутом джипе.