• На митинги в общей сложности во всех трёх сёлах собрались более 250 человек.

Эта пугающая неизвестность и выгнала вчера на улицы и в залы домов культуры жителей посёлков Дипкун, Маревый и Тутаул — на митинги протеста собрались в общей сложности более 250 человек. Ещё одно протестное собрание — на этот раз против уже состоявшейся отмены поезда Тында — Нерюнгри — прошло в Моготе.

Ежедневный поезд Тында — Комсомольск-на-Амуре, судьба которого так волнует жителей посёлков, потому что определяет их судьбу, привозит в населённые пункты пенсию, почту и продукты. И это помимо того, что для сельчан это единственный способ добраться до Тынды — то есть попасть в больницу, налоговую службу, управление соцзащиты.

— Про то, что поезд продлили только до конца марта, мы знали ещё до нового года, — говорит глава дипкунского сельсовета Галина Топор и диктует корреспонденту АП номер распоряжения РЖД, в котором это прописано. — Нас успокаивало только то, что билеты продавали и сейчас продают. Поезд ходит по расписанию. Но митинг мы решили собрать давно — надо решить, что делать дальше. Что нам ещё сделать, чтобы нас наконец заметили.

Собрание прошло вчера с 13.00 до 14.00 в Дипкуне. В это же время в домах культуры Маревого и Тутаула прошли аналогичные митинги. В Маревый, чтобы обсудить проблему с сельчанами, приехала глава района Тамара Лысакова. В итоге собравшиеся приняли обращение, которое решено направить президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву. «Я узнала про собрание из объявления — их развесили по всему селу. Пришло больше 60 человек — многие не смогли, потому что это рабочий день. Я пошла — сама постоянно езжу на нем в Тынду. У меня там две дочери, езжу и в пенсионный фонд, в больницу, в офис к работодателю — "Тында-лес"», — рассказывает пенсионерка из Маревого Ольга Горьковая.

По её словам, в райцентр местные мотаются даже за продуктами, которые там в полтора-два раза дешевле. Билет на поезд стоит около 200 рублей, а разница между ценой хлеба в Маревом и Тынде — 10 рублей. Чтобы выгадать, селяне берут сразу по 10 булок.

Возможность прикупить продуктов или обследоваться в больнице селянам оставили пока на ближайшие три месяца. «А что потом?» — спрашивают они. И ответ хотят услышать на самом высоком уровне.

В пресс-службе ДВЖД сообщили, что распоряжение, оговаривающее срок «действия» поезда Тында — Комсомольск, было подписано 30 декабря вице-президентом РЖД Михаилом Акуловым. Эту дату определили для того, чтобы решить вопрос о дотациях на содержание убыточного поезда с Правительством РФ. Если он будет решён, состав оставят, если нет — будут принимать по нему новое решение.

— Этот поезд самый убыточный на всей сети дорог, — говорит первый замначальника дальневосточного филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» Алексей Шишко и называет цифру в 380 миллионов рублей — столько убытков поезд принёс компании за прошлый год. Нетрудно посчитать, что жизненно важный для бамовцев состав «съедает» в день больше миллиона рублей. Их должны возместить из федерального бюджета, но пока это сделано не в полном объёме. «У маршрута протяжённость пути 1 500 километров, время — 36 часов, скорость средняя — 40 километров в час, при этом это однопутный участок, у состава двухсекционный локомотив — это колоссальные затраты. Мы — перевозчики. Если РЖД предоставит другой локомотив или будет предложение что-то модернизировать, тогда, возможно, убытки и снизятся», — говорят в филиале ФПК.

Там подтверждают, что те три месяца, на которые пока продлили работу поезда, нужны для того, чтобы договориться с Правительством РФ о субсидировании. Но пока решение в верхах не принято, и компании не до конца возместили убытки за прошлый год.

Из школы — на оленях? 

— Мы вот думаем, как нам забирать детей из школы, может, на оленях? — шутит глава Аносовского сельсовета Александр Коренев. В его селе есть только начальная школа, остальным детям — с третьего по 11-й класс — приходится ездить учиться в Муртыгит. «Туда их отвозят в рабочем поезде, где едут сотрудники РЖД. У нас единственное в области село, где учеников доставляют в школу железной дорогой. Договаривается об этом с железнодорожниками управление образования района, бюджет оплачивает детям дорогу, — объяснят глава. — А вот обратно дети ездят на пригородном поезде Тында — Муртыгит. С начала года он перешёл в разряд рабочих. А это значит, что на нём будут развозить сотрудников РЖД и расписания у него не будет: может, придёт, а может, и нет, может, доедет до станции за час, а может — за три».

Пока поезд ходит по прежнему расписанию. И хорошо, потому что другой дороги домой у 14 школьников из Аносовки нет. Даже расписание пригородного поезда подгоняли так, чтобы дети успели после последнего урока за 10 минут добежать до станции. Возить школьников автобусом не решится ни один директор — автодороги не существует. Похожая «школьная» история в селе Беленьком — там семь учеников каждую неделю ездят учиться в Тынду в школу-интернат. Ездят, само собой, на том самом пригородном поезде Тында — Муртыгит. Правда, у них в случае его отмены альтернатива есть — но билет на пригородном поезде стоит около 80 рублей, а на фирменном Тында — Благовещенск — 400.

В сельской администрации сообщили, что пока ещё пригородный поезд ходит по расписанию, но с 14 января пассажиров в него пускать перестанут — будут возить одних рабочих.

По неофициальной информации, компания-перевозчик «Экспресс Приморья» уведомила районные власти, что с 15 января временно прекращает движение поездов по веткам ДВЖД из-за недостаточного финансирования. В прошлом году на возмещение убытков от пригородных перевозок компании из областного бюджета ушло более 50 миллионов рублей. В бюджете этого года запланировано всего три миллиона. Пригородные поезда по веткам ДВЖД — это семь составов, пять из которых курсируют по Тындинскому району. Это Тында — Дипкун, Тында — Муртыгит, Тында — Лопча, Лопча — Юктали, Февральск — Иса. Ещё два поезда хотят забрать с маршрута Архара — Облучье.