Доноров пригласят к столу

Шоколадный паек после сдачи крови могут заменить бесплатным обедом

Шесть шоколадок, два оплачиваемых отгула на работе и чувство выполненного гражданского долга — эти три составляющие ежедневно получают около 100 благовещенцев — безвозмездных доноров. «Живые» деньги на станции переливания крови в областном центре Приамурья выдают только кадровым донорам. Между тем изменения в федеральном законе о донорстве, вступившие в силу 20 января этого года, могут положить конец «шоколадным» выплатам, заменив их на готовые обильные обеды.

Новые правила призваны гарантированно обеспечить доноров усиленным питанием. Насколько удачной может оказаться такая идея законодателей, решила узнать АП.

Шоколад или наличка?

Молодой благовещенец Антон Белоцерковцев кровь в своей жизни сдавал только раз. Парень учился в другом городе и постоянно недоедал. Поделиться своими «каплями жизни» он решил для того, чтобы получить материальное вознаграждение. На станции переливания крови в этом городе шоколад донорам не давали, но платили 300 рублей за единоразовую сдачу.

— Я, конечно, в другие времена шоколаду бы обрадовался, — вспоминает Антон Белоцерковцев. — Но был очень тяжелый период, и меня интересовали только «живые» деньги. Нужны были обычные продукты. Поэтому деньги я тут же спустил — купил мяса и досыта наелся.

Обеспечить усиленное питание каждому донору — обязательное условие для всех станций переливания крови. И до недавнего времени каждое медучреждение шло к этой цели своим путем. Кто-то, как в случае с Антоном, выплачивал людям деньги, кто-то — как в областном центре Приамурья, выдавал донорам шоколад. Калорийное сладкое лакомство официально признано одним из составляющих рациона тех, кто нуждается в усиленном питании, а количество плиток, которые получает донор после сдачи крови, зависит от суммы, выделяемой из регионального бюджета на эти «питательные» цели.

— У нас вот уже в течение нескольких лет сумма, отпущенная на одного человека, не меняется — это 150 рублей, — рассказывает главврач Амурской станции переливания крови Сергей Абрамович. — На руки эти деньги мы не выдавали никогда. Донор получает шоколад. Каждый год мы проводим торги, закупаем отечественную качественную продукцию. Количество плиток никем не регламентируется, главное — уложиться в отпущенную сумму, и мы укладываемся. Вот уже на протяжении нескольких лет паек донора составляет шесть стограммовых шоколадок. До этого было 8, в будущем, возможно, количество плиток снизится и до пяти, если лимит средств на человека не повысят. Однако не исключено, что такая форма расчета с донорами вообще себя изживет — законодатели могут обязать нас вместо этого обеспечивать людей полноценным горячим обедом. Соответствующие нормативные документы сейчас находятся в стадии рассмотрения у разработчиков закона.

Обед как обязанность

Потенциальное новшество означает, что ни денег, ни шоколада те, кто пришел сдавать кровь, получать не будут. Вместо этого им предложат пройти в столовую или ресторан и бесплатно пообедать. Руководство станции переливания утверждает, что организовать техническую сторону вопроса для медучреждения проблем не составит — выиграть тендер на организацию таких обедов захочет не одно предприятие общепита. Вот только примут ли эти условия доноры — вопрос спорный.

— Если тот же шоколад позволят заменить каким-то определенным набором продуктов, то неудобства, возможно, будет испытывать лишь медучреждение: ведь продукты нужно где-то хранить, кто-то должен будет заниматься поставками, выполнять роль грузчиков. Но любой донор такой набор возьмет, — считает Сергей Владимирович. — Если же это будет обязательное питание, то часть доноров попросту от него откажутся. Кто-то дома обедать предпочитает, кому-то кухня не понравится, времена ведь нынче не голодные. Таким образом, и усиленно кормить насильно не получится, и интерес к донорству среди населения не повысить.

Свой голос за шоколад отдают и сами доноры. Андрей Артюхов, донор со стажем, также считает, что затея с усиленным горячим питанием менее совершенна, чем заветные шесть плиток сладкого лакомства.

— Шоколад — это намного удобнее, лучше и вкуснее, — отмечает Андрей. — Лично для меня это первый продукт, который помогает восстановить энергопотери. Что касается обеда, не известно, каким он будет и куда придется за ним идти. В идеале, конечно, если вопрос встанет ребром, питание должны организовать прямо в помещении станции, но возможно ли это?

Между тем, если инициатива с заменой шоколада на горячие обеды все-таки пройдет, стоимость питания одного донора может существенно повыситься. По словам Сергея Абрамовича, на сегодняшний день законодатели разработали уже не только примерный рацион донора, но и примерное меню. Согласно ему, стандартный обед для сдающих кровь должен состоять из нескольких питательных блюд и быть приготовлен на уровне ресторана. Стоимость такого обеда в Благовещенске вряд ли будет ниже 300 рублей. Кстати, шоколад в такое меню тоже будет включен, но только одна плитка.

В перестройку донорам выдавали тушенку

Принципы организации усиленного питания доноров в Приамурье неоднократно менялись на протяжении нескольких десятков лет. Так, по словам главврача Амурской станции переливания крови, в начале 80-х прошлого века всем донорам давали деньги – 1,5 рубля. На них человек мог купить 2 шоколадки, при условии, что найдет их в свободной продаже. Во времена перестройки денежную компенсацию отменили, и донорам стали давать набор продуктов, который состоял преимущественно из консервов: тушенки, сгущенки, сайры. А вот на выездных пунктах сдачи крови организовывали обеды. Медики договаривались с местным пунктом общественного питания, который бесплатно кормил людей, а потом получал компенсацию от медучреждения. Паек в виде шоколада амурские доноры стали получать уже после 91-го года.

ДЛЯ СПРАВКИ:

12 тысяч литров крови сдали амурчане в 2012 году.

500 активных кадровых доноров стоят на учете на Амурской станции переливания крови.