Причем приоритет предполагается отдать выпускникам амурских школ, и в частности ребятам из городов и поселков, прилегающих к зоне космодрома. 

К полетам готовимся

Рабочий проект аэропортового комплекса будет готов к концу года — им занимается ОАО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект». Этой организации более 50 лет, она проектировала многие аэропорты и аэродромы СССР, сегодня институт готовит проекты комплексов аэропортов различного класса, включая взлетно-посадочные полосы, объекты технического обеспечения, здания и сооружения для обслуживания пассажиров и обработки грузов, ангары и авиаремонтные предприятия.

В генплане строительства космодрома Восточный расположение комплекса уже утверждено.

— Он разместится в 12 километрах севернее Углегорска, в сторону Шимановска, — отмечает представитель «Ленаэропроекта» по проектным работам на космодроме Восточный Валерий Давыдов. — В этом году там начнутся подготовительные работы: вырубка леса, вскрыша грунта под строительство объектов.

Аэропортовый комплекс будет иметь два главных направления работы. Во-первых, через него будет осуществляться доставка составных частей ракет и космического оборудования, перевозка технического персонала и членов госкомиссии для подготовки запусков, будет проходить обслуживание взлетно-посадочных операций авиации, комплекса средств поиска и спасения космонавтов и поиска отделяющихся частей космических аппаратов. Во-вторых, аэропорт будет принимать рейсы с персоналом космодрома и жителями близлежащих населенных пунктов. Кроме того, рассматривается возможность запуска коммерческих перевозок на внутренних и международных воздушных линиях.

— Это будет аэродром аэропортового комплекса класса «А», который рассчитан на эксплуатацию всех типов воздушных судов российского и иностранного производства, — говорит Валерий Давыдов. — За расчетный тип воздушного судна принят Ан-225 «Мрия», коммерческая загрузка которого составляет более 200 тонн.

На первом этапе будет построен пусковой комплекс аэродрома с укороченной взлетно-посадочной полосой длиной 3300 метров (в будущем ее продлят до 4 400 метров).

Такая ВПП позволит принимать самолеты типа Ил-76, которые будут доставлять на Восточный грузы для строительства объектов и специалистов. Первый самолет должен будет приземлиться на аэродроме в 2015 году.

Целевик из глубинки

Параллельно с развитием аэропортового комплекса Роскосмос в лице будущего эксплуатанта — Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП «ЦЭНКИ») — озаботился вопросом подготовки специалистов авиационной направленности. Ведь таких кадров в Амурской области практически нет.

— Перечень специальностей, необходимых для работы на аэрокомплексе, внушительный. Нужны инженеры и техники по эксплуатации самолетов, вертолетов и их радиоэлектронного и приборного оборудования, средств радиотехнического обеспечения полетов, светосигнального оборудования и электросистем аэропорта, по эксплуатации летного поля, рулежных дорожек, перронов и стоянок, просто необходимы высококвалифицированные специалисты по управлению воздушным движением, — перечисляет Валерий Давыдов. — И это кадры без перечисления рабочих специальностей, без которых инженеры не смогут обойтись.

Сегодня ЦЭНКИ рассматривает вопрос возможности подготовки специалистов по целевому набору в учебных заведениях соответствующего профиля. Причем набор планируют открыть уже в этом году. Правительство Амурской области вышло с предложением делать ставку на выпускников амурских школ, и в частности ребят из Углегорска, Свободного и Свободненского района, Шимановска, которые находятся вблизи будущего гражданского космодрома России. В Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры эту инициативу поддержали. Планируется, что в перечень войдут учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Омска, Иркутска. А вот, например, специалистов автотракторной техники можно заказать и в ДальГАУ.

Сейчас ЦЭНКИ составляет перечень вузов и необходимых специальностей, рассматривает количество целевиков. Планируется, что со студентами будет подписан договор, согласно которому после окончания вуза специалист должен отработать на космодроме пять лет. Оплату обучения и выплату стипендий возьмет на себя Роскосмос.

— Планы грандиозные, мы заинтересованы в подготовке высококлассных специалистов, ведь нам эксплуатировать этот комплекс, — подчеркнули в Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры.

Аэродром космодрома Восточный будет иметь:

— взлетно-посадочную полосу 4 400 x 60 м;

— магистральную (рулежную дорожку) (РД);

— сеть соединительных рулежных дорожек;

— пассажирский и грузовой перроны;

— предангарную площадку.

Служебно-техническая территория включает:

— зону обслуживания пассажирских перевозок;

— зону грузовых перевозок;

— зону техобслуживания воздушных судов;

— зону производственных зданий и сооружений и вспомогательного назначения;

— зону топливообеспечения;

— зону управления воздушным движением.

Зона пассажирских перевозок включает:

— аэровокзал на 300 пасс/час;

— 50 пасс/час — международный сектор;

— 30 пасс/час — сектор официальных делегаций;

— привокзальную площадь с автостоянкой;

— здание профилактория для летного состава.

На противоположной стороне от ВВП размещены места стоянок комплекса средств поиска и спасения космонавтов.

2015 год — срок приема первого самолета типа Ил-76 на аэропортовом комплексе космодрома Восточный.