Без скидок на транспортировку амурскую сою будет очень сложно продать.Без скидок на транспортировку амурскую сою будет очень сложно продать.

«Амурагроцентр» — крупнейший региональный поставщик соевого шрота в регионы Урала, западной части России и Сибири. Объемы отправляемой продукции достигают 120 тысяч тонн ежегодно, или 10 тысяч тонн ежемесячно. По словам сотрудников предприятия, столь значительные расстояния требуют больших средств на оплату услуг железной дороги. Если бы на транспортные расходы не распространялись льготы, самый богатый соей регион страны мог бы оказаться в проигрыше перед зарубежными сельхозпроизводителями.

— Со стороны Калининграда идет большой поток шрота из бразильской сои. Расстояния там сравнительно небольшие. К примеру, за доставку одного килограмма продукции по железной дороге они платят два рубля. Учитывая наши условия и расстояния, мы должны платить четыре рубля, — дает экономический расчет генеральный директор «Амурагроцентра» Александр Сарапкин. — Благодаря льготным условиям мы снижаем свои транспортные издержки хотя бы на один-полтора рубля. Нет, о полном выигрыше речь, конечно, не идет, но даже такие меры позволяют укрепить позиции в плане конкурентоспособности. Скидки нам нужны как воздух, для нас это существенная поддержка.

Льготный тариф для дальневосточников на перевозку сои и шрота по железной дороге действует не первый год. В нынешнем году его удалось сохранить на прежнем уровне. Такое решение стало возможным благодаря совместной работе губернатора Олега Кожемяко и Федеральной службы тарифов. В приказе ФСТ оговаривается, что исключительный тариф с понижающим коэффициентом 0,5 действует на расстояниях свыше 1100 километров. Положительные моменты в таком решении видят и другие поставщики соевой продукции.

Компания «Соя-АНК» в прошлом году реализовала за пределами региона свыше 21600 тонн переработанной сои. В числе клиентов — полтора десятка потребителей в зоне Урала и Сибири. В большинстве своем это птицефабрики.

— Сегодня отправка одного вагона может обходиться в 150 тысяч рублей. При этом только в рамках железнодорожного тарифа мы затрачиваем порядка 100 тысяч рублей. Остальное — оплата услуг коммерческих транспортных компаний — владельцев вагонов. Конечно, дорого, но без льгот мы бы только железной дороге отдавали 200 тысяч ежемесячно, — поделилась главный бухгалтер компании «Соя-АНК» Елена Николаева.

В амурском минсельхозе говорят прямо — без понижения железнодорожных тарифов возможности сои выйти за пределы области могут сойти на нет. Особенно если учитывать, что на территории Приамурья находится свыше 45 процентов соевых посевов страны.

— Амурский производитель не должен стоять перед выбором — отдать деньги железной дороге либо вложить в собственное производство. Конечно, льготные тарифы очень помогают. То есть это уже вопросы рентабельности, — подчеркивает начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности областного минсельхоза Елена Романова. — Сейчас амурская соя и шрот поставляются во многие регионы страны. Даже крупнейший переработчик бобовых культур в лице компании «Содружество» в Калининграде берет нашу продукцию на переработку. В общих объемах амурской сои у них пока немного, но раньше они работали исключительно с иностранцами.

Как отмечают в областном правительстве, принятые меры помогут нарастить объемы производства и переработки российской сои.

120 тысяч тонн соевого шрота ежегодно поставляет «Амурагроцентр» в регионы Сибири и Урала, а также на запад России.