Месяц под откосом

В железнодорожных авариях виноваты заводской брак, сокращения и злой рок

Январь еще не успел закончиться, а в Приамурье с конца прошлого года произошло уже четыре железнодорожных аварии. Для сравнения: за весь прошлый год в области случилось только шесть сходов поездов. Череда крушений началась 31 декабря, когда в Зейском районе на железной дороге Улак — Эльга сошли с рельсов 14 вагонов с углем. В результате этой аварии погиб помощник машиниста, возбуждено уголовное дело. По остальным трем сходам, случившимся 5, 10 и 22 января, сейчас проводят проверки транспортные прокуроры и следователи.

Последствия аварии 22 января, когда в Сковородинском районе на перегоне Аячи — Ерофей Павлович сошли с путей 11 грузовых вагонов и из четырех цистерн вытек авиационный керосин, устраняют до сих пор. По предварительной информации, топливо разлилось на площади в 400 квадратных метров. В чем причина того, что грузовые поезда в Приамурье один за другим идут под откос, и нет ли угрозы пассажирским составам, выясняла АП. 

Среди главных причин роста аварийности на железной дороге эксперты, к которым обратилась АП, называют сокращение кадров и снижение качества литья металлических конструкций вагонов.

— Есть несколько причин, из-за которых аварии стали происходить чаще. Одна из них — постепенное планомерное сокращение персонала, следящего за состоянием подвижного состава и путей. Эта политика началась в конце 90-х, — рассказывает собеседник АП, много лет проработавший на железной дороге. — Раньше пункты техобслуживания вагонов располагались через каждые 150 километров, позже — каждые 300 километров, потом через 600 и, наконец, сейчас — через каждую тысячу километров. Это значит, что грузовой поезд осматривают один раз за 800—1000 километров пути. Количество пунктов техосмотра сократилось в разы. Соответственно меньше стало вагонников и путейцев. При этом объемы грузовых перевозок растут.

Сейчас, например, грузовой поезд осматривают в Тынде, а в следующий раз — только в Новом Ургале Хабаровского края. Раньше между этими станциями было еще четыре пункта техосмотра. Конечно, из-за этого страдает контроль за состоянием вагонов.

По словам эксперта, пожелавшего остаться неизвестным, вместо пунктов техосмотра на дороге внедрили специальные приборы, контролирующие техническое состояние вагонов. Они установлены через каждые 150 километров. Но такой прибор может определить далеко не все неисправности. Например, перегрев одного из элементов колесной пары он «увидит», а вот ту же трещину в боковой раме вагонной тележки — нет. Ее может увидеть или «выстучать» (для определения состояния металлических конструкций их простукивают) лишь живой работник. При этом именно из-за излома боковых рам тележек грузовых вагонов, вызванных дефектами литья, в прошлом году по всей сети РЖД произошло 23 схода грузовых составов.

— Вагоны делают из некачественной стали, — считает эксперт АП. — Отсюда рост числа сходов поездов из-за дефектов литья.
По его словам, с пассажирскими поездами аварии такого рода случаются гораздо реже, потому что у пассажирских вагонов другая конструкция. Кроме того, их состояние контролируют жестче — осматривают на каждой станции. Причем не только вагонники, но и сами проводники. Осмотр проводится и при замене локомотива, то есть через каждые 350 километров пути. В составе каждого пассажирского поезда есть механик, который отвечает за работу ходовой части.

Человеческий фактор

— Рост аварийности на железной дороге происходит из-за человеческого фактора, — считает глава одного из амурских сел — железнодорожник с многолетним стажем, тоже попросивший АП не называть его имени. — Из-за невысоких зарплат у работников железной дороги нет стимула работать хорошо. Персонал постоянно лишают премий по любому поводу. Кроме того, сокращают старых сотрудников и набирают молодежь, которую должен кто-то учить.

Жители столицы БАМа Тынды тоже считают, что в крушениях немалую роль играет человеческий фактор. Правда, здесь он совсем другого порядка.

— Среди железнодорожников очень распространено курение «травки». Многие этим увлекаются, — говорит жительница Тынды Алла Плесняева. — Коллегу моего знакомого недавно уволили как раз из-за пристрастия к наркотикам — люди, покурив конопли, становятся неадекватными.

Злой рок и морозы?

В январе на ЗабЖД произошло пять сходов грузовых вагонов. Два из них — на территории Приамурья. Такое число аварий железнодорожники связывают с неудачным стечением обстоятельств.

— Предварительная причина двух сходов, произошедших 10 января в Забайкальском крае и Амурской области, — излом боковой рамы грузового вагона вследствие дефекта литья. Это производственный брак, и железная дорога здесь ни при чем, — сообщили в дирекции ЗабЖД. — Причиной еще одного схода в Забайкальском крае эксперты считают неисправность ходовой части вагона. По данным Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, авария 19 января в Забайкалье на перегоне Ксеньевская — Кислый Ключ произошла из-за излома рельса. Как видите, причины везде разные. Если бы была одна причина, можно было бы делать какие-то выводы. Пока по всем случаям продолжаются внутренние проверки. Выводы комиссии, скорее всего, будут известны через неделю. Пока можно сказать лишь, что это неудачное стечение обстоятельств, в которых, возможно, свою роль сыграли морозы. На морозе металл теряет свою прочность, становится более хрупким.

Подвел металл

Сход около 30 пустых цистерн, случившийся 5 января в Тындинском районе на перегоне Ларба — Эльгакан Дальневосточной железной дороги, в свою очередь объясняют дефектом металлических конструкций.

— Причиной схода стал излом хребтовой балки вагона. В заключении экспертов Дальневосточного университета путей сообщения сказано, что при исследовании металла балки выявлены металлургические дефекты, — сообщили в пресс-центре ДВЖД. — В частности, в литье обнаружили неметаллические включения, и сам химический состав металла не соответствовал нормам. По мнению специалистов, эти дефекты могли стать причиной разрушения балки при критических нагрузках, в частности — при низких температурах и на крутом повороте пути. Пробег этого вагона составляет чуть более 157 тысяч километров при норме в 160 тысяч километров. Обычно, после того как вагон исчерпает нормативный пробег, срок его службы продлевают с помощью ремонта.

Вместе с тем в Тындинской транспортной прокуратуре, проверяющей обстоятельства этой аварии, пока не полностью могут согласиться с такими выводами экспертов.

— Мы ознакомились с заключением ДВГУПС, но пока не можем назвать причину схода, так как у нас нет результатов экспертизы Росжелдорнадзора, — пояснили в Тындинской транспортной прокуратуре. — На эти данные мы будем опираться в своих выводах. Все цистерны были застрахованы, сведений об ущербе компания-владелец не предоставила.
Собственник вагонов — Первая грузовая компания — считает, что причина аварии в неудовлетворительном состоянии железнодорожного пути, за которое несет ответственность ОАО «РЖД». В РЖД полагают, что сход произошел из-за брака металлических конструкций вагона, вследствие которого разрушилась его хребтовая балка. Обе эти версии рассматривают сейчас в ходе доследственной проверки в Тындинском следственном отделе на транспорте.

— Решение о возбуждении уголовного дела зависит от того, будет ли заявлен ущерб. Он должен быть не менее одного миллиона рублей, — подчеркнул старший следователь Тындинского следственного отдела на транспорте Дальневосточного СУ на транспорте СК РФ Руслан Ульянов. — Лишь в этом случае будет начато уголовное производство. Что касается причины схода, то для того, чтобы ее назвать, нам требуется заключение специалистов Росжелдорнадзора.

Виновного ищут

По факту самой первой аварии в этой злосчастной череде, унесшей жизнь помощника машиниста 31 декабря, следователи уже возбудили уголовное дело по части 2 статьи 263 Уголовного кодекса РФ — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека». Максимальное наказание за это преступление — лишение свободы на срок до пяти лет. В качестве обвиняемого в деле пока никто не фигурирует.

— Предварительной причиной этой аварии эксперты называют неисправность тормозной системы поезда, — рассказал Руслан Ульянов. — Поезд, принадлежащий ООО «Мечел-Транс Восток», шел от угольного разреза по направлению к станции Верхний Улак. По предварительной версии следствия, на одном из участков дороги Улак — Эльга на спуске у поезда не сработали автотормоза, машинист применил экстренное торможение. В результате этого с рельсов сошли 14 вагонов, груженных углем. На одном из вагонов было установлено бытовое помещение, в котором находились три человека. Один из них — помощник машиниста — погиб, двое других получили травмы. Сейчас идет расследование дела, которое продлится еще не менее двух месяцев.

После аварии административные дела по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта» возбуждены в отношении шести должностных лиц ООО «Мечел-Транс Восток». Кроме того, аналогичное дело возбуждено в отношении самой компании как юридического лица.

Амурское правительство просит безопасности

В правительстве области обеспокоились участившимися авариями на железной дороге. В амурском минтрансе подготовили обращение в Министерство по развитию Дальнего Востока с просьбой посодействовать усилению мер безопасности на железнодорожном транспорте. Сейчас послание проходит согласование, через несколько дней оно будет направлено в Хабаровск.

— Обращение связано со снижением общего состояния безопасности на железной дороге. В прошлом году на территории области произошли шесть сходов вагонов. Только за январь этого года было уже четыре случая схода грузовых вагонов. Наметилась тревожная тенденция, которая рано или поздно может привести к снижению безопасности и на пассажирском транспорте, — считают в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Амурской области. — Подобное обращение мы направляли в дальневосточное полпредство после сходов грузовых вагонов с нефтепродуктами в прошлом году.

Следствие ведут в Чите

По двум авариям, случившимся на Забайкальской железной дороге 10 и 22 января, проводит проверки Сковородинская транспортная прокуратура. Напомним, в ночь с 10 на 11 января в Магдагачинском районе Амурской области сошли с рельсов восемь вагонов, груженных углем. Это произошло на перегоне Красная Падь — Дактуй. Виной всему излом боковой рамы вагона, считают железнодорожники. 22 января сошли с рельсов 11 полуцистерн между станциями Аячи и Ерофей Павлович. Из четырех из них вытек авиационный керосин. Последствия аварии до сих пор устраняют. По предварительным данным, топливо разлилось на площади в 400 квадратов.

— Ущерб мы пока назвать не можем — его не озвучивали ни РЖД, ни Росприроднадзор, специалисты которого сейчас работают на месте. Причины аварии также уточняются, — сообщили в Сковородинской транспортной прокуратуре.

По неподтвержденной информации, причиной крушения могло стать расхождение путей. Проверку обоих случаев проводит и Сковородинский линейный отдел полиции на транспорте. Все материалы полицейские должны представить следствию.

Характерно, что амурский следственный отдел на транспорте на сегодняшний день состоит из одного сотрудника. Остальные уволились в конце прошлого года. В ходе реорганизации амурский отдел переподчинили вновь созданному Забайкальскому следственному отделу на транспорте, который базируется в Чите. Новый штат следователей на транспорте в Амурской области пока не набрали. Это значит, что все материалы процессуальных проверок сковородинская полиция на транспорте направит в Читу.

— К нам пока не пришли материалы ни по одному из сходов поездов в Амурской области, —сказала руководитель Забайкальского следственного отдела на транспорте Марина Шишкина. — Их должны направить в течение трех дней после происшествия. Что касается схода, произошедшего 10 января, видимо, материалы по нему направили почтой. Мы их еще не получили. Как только это случится, начнем проверку. Уголовные дела по этим фактам могут быть возбуждены, если ущерб от аварии составит более одного миллиона рублей. Скорее всего, ущерб превысит эту сумму. В результате последней аварии пострадали 150 метров железнодорожного полотна, на восстановление которых уйдут большие средства. По трем другим авариям на ЗабЖД наш отдел уже проводит проверки.

5 лет лишения свободы — такой срок грозит виновнику аварии на железной дороге Улак — Эльга, унесшей жизнь помощника машиниста. Пока подозреваемых у следствия нет.