Первые редакторы

Историю «Амурской правды» открыли большевики и революционеры

Газету-прародительницу «Амурской правды» спешили выпустить к 24 февраля 1918 года — ведь буквально на следующий день в Благовещенске открывался четвертый областной съезд крестьянских депутатов. Первую редколлегию создали из проверенных большевиков. О первых редакторах будущей «Амурской правды» — наш сегодняшний рассказ.

Первую редакцию арестовали

Редактором «Известий Благовещенского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» был назначен опытный подпольщик Яков Шафир, имеющий журналистский опыт. Его помощником стал бухгалтер Александр Казин, один из создателей благовещенской большевистской группы, тоже имеющий опыт издательской работы (он одно время был владельцем газеты «Благовещенское утро», издавал «Голос труда»). Казин стал активнейшим сотрудником и замещал редактора во время его командировок. В частности, первые номера «Известий» выходили под его началом — Шафир в это время был в Петрограде на 3-м Всероссийском съезде Советов. Напомним, авиасообщения со столицей в то время не было и скоростных поездов тоже.

Также в состав редакции с первых дней вошли печатник Савва Колейко, черноморский матрос Петр Суслов, поэт Корытов и другие. Усилиями этих людей и вышел тот номер газеты, открывший теперь уже 95-летнюю историю «Амурской правды».

Яков Шафир родился в Иркутске, где его исключили из гимназии за непочтительный отзыв о царе. Образование получил экстерном. 15 лет жил в эмиграции в США, там же вступил в Социалистическую партию Америки. Вернувшись в Россию, в 1899 году поселился в Благовещенске. В 1917 году возглавил Благовещенский городской комитет партии большевиков. Ему пришлось взять на себя и редактирование первой большевистской газеты — предшественницы «Амурской правды». Начинать с нуля всегда трудно. Газета издавалась на бумаге, купленной на собранные рабочими деньги или попросту реквизированной у местных фирм (в основном у фирмы «Кунст и Альбертс»). Некоторые номера, за неимением газетной, были отпечатаны на оберточной бумаге. Печатать газету договорились в типографии Общества печатного дела по цене 125 рублей за 1000 экземпляров.

Корреспондентов не хватало. Но и Шафир, и Казин умели работать с людьми, и они в короткие сроки привлекли к участию в газете десятки добровольных сотрудников, селькоров и рабкоров. Несмотря на трудности, газета выходила регулярно.
Судьба первых амурправдистов трагична — осенью 1918 года издание газеты было приостановлено в связи с началом в Приамурье японской интервенции, а все члены редакции арестованы. Яков Шафир был казнен белогвардейцами 26 марта 1919 года, в числе 16 амурских комиссаров. Все постоянные сотрудники газеты оказались в тюрьме.

40 кг шрифтов для «Красного клича»

Большевики на время интервенции ушли в подполье. В партизанских условиях они выпускали газету «Красный клич». Подпольная типография находилась в лесу, на севере Октябрьского района, недалеко от села Беляковка, где располагался партизанский отряд большевика Степана Шилова. Здесь же был лазарет, землянки для партизан, зимовье для типографии. Кстати, первый номер «Красного клича» тоже спешили выпустить к съезду трудящихся области, который проходил в Ромнах 16 декабря 1919 года.

Съезд собрался в местной школе, полученная в руки газета поставила делегатов в трудное положение — многие были неграмотными. И тогда было принято решение зачитывать газету вслух. Замредактора «Красного клича» Александр Сафронов под аплодисменты зала громко зачитывал каждую заметку.

Выпускать газету в партизанском зимовье было непросто. Шрифты, краску, бумагу и другие материалы для печатания газеты рабочие-подпольщики доставали из типографии «Благовещенск», принадлежавшей торговому дому Чурина. Они договаривались с рабочими других типографий, печатавших «Амурскую газету», «Эхо» и другие издания, и с большим риском получали все необходимое и тайно переправляли к партизанам. Однажды, чтобы вынести 40-килограммовый мешок шрифтов из типографии, подпольщикам пришлось допьяна напоить вахтера.

Первые два номера в октябре 1919 года вышли под названием «Красное знамя», их отредактировал и отпечатал на самодельном станке, изготовленном в селе Державинка, Александр Сафронов. Затем, по предложению Степана Шилова, название газеты сменили на «Красный клич». Редактором был назначен старый революционер-подпольщик Борис Добровенский. В таежной редакции и типографии работали шесть человек, и еще восемь ее постоянно охраняли. Последний номер «Красного клича» вышел 7 февраля 1920 года. А с 8 февраля уже начала выходить «Амурская правда». Уже не в тайге, а в Благовещенске.

Из подполья в редколлегию

После перехода власти Советам издание газеты было возобновлено под названием «Амурская правда». В редколлегию были введены большевики Михаил Трилиссер, Петр Караваев и Герасим Шпилев. Все они поочередно в начале 1920-х побывают в редакторском кресле. Биографии этих рисковых людей схожи — революционная деятельность, ссылки, аресты, знакомство с известными революционерами, «Амурская правда», партийная работа.

Михаил Трилиссер, известный большевик, лично знакомый с вождем революции Ульяновым-Лениным, в партию вступил в 1901 году. А в 1906-м он уже возглавил Финляндское военное бюро ЦК, руководил Свеаборгским восстанием моряков. Дружил с Емельяном Ярославским, Серго Орджоникидзе и другими флагманами революции.

В Благовещенск Трилиссер прибыл в 1918 году из Иркутска вместе с красноармейским отрядом, отступавшим под натиском Колчака. Красноармейцы уходят к партизанам, но Трилиссера арестовывает колчаковская контрразведка. В тюрьме он тяжело заболевает, подпольщики организовывают его побег. Под чужим именем Трилиссера устраивают в казачий госпиталь, где в одной палате с ним лежат колчаковские офицеры.

Трилиссер возглавляет «Амурскую правду» меньше месяца — до своего избрания председателем Амурского обкома партии. А в 1921 году Михаила Абрамовича отзывают на руководящую работу в центральный аппарат ЦК. По просьбе Дзержинского Ленин направил первого редактора «Амурской правды» заместителем председателя ВЧК — ОГПУ, в этой должности он пробудет 10 лет. В 1936 году его изберут ответственным секретарем исполкома Коминтерна. Дома у Трилиссера часто бывали Георгий Димитров, Пальмиро Тольятти, Морис Торез. Такая биография не могла пройти ему даром — в 1938 году он попадает в жернова репрессий.

Петр Караваев, возглавивший «Амурскую правду» после ухода Трилиссера, пробудет на этом посту около двух лет. Он, как и Трилиссер, прибыл в Благовещенск из Иркутска, только на год раньше. Быстро включился в работу местных Советов, а в феврале 1920 года его ввели в состав редколлегии «Амурской правды». Но и он пробыл редактором недолго — Дальбюро РКП(б) перевело ценного кадра в Читу, редактировать газету «Дальневосточный путь». С 1924 года Караваев находился на партийной работе в Москве, был членом комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б).

Герасим Шпилев — первый из редакторов коренной благовещенец, родился в 1884 году. Был сыном ломового извозчика, поэтому прошел все жизненные университеты. Тюрьмы и ссылки были знакомы и ему. С октября 1905 года — член РСДРП. В Томске подружился с Сергеем Кировым. Шпилев был поэтом. Он устроился чернорабочим в типографию и постепенно дорос до журналиста. В 1919 году издал сборник стихов «Голоса земли». Таков его путь в редколлегию «Амурской правды».

Герасим Шпилев не только редактирует газету, но и сам очень много пишет — стихи и фельетоны, статьи. Руководил газетой до 1923 года, затем работал в центральной печати.

Как платили газетчикам

450 рублей в месяц получал в 1918 году редактор «Известий…» — будущей «Амурской правды».

400 рублей был заработок члена коллектива.

150 рублей — репортера.

Это были неплохие деньги по тем временам — например, председатель облисполкома Федор Мухин имел оклад в 450 рублей.

«Амурская правда»: история имени

C 24 февраля 1918 года — «Известия Благовещенского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

C 15 марта 1918 года — «Известия областного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

С 14 апреля — «Известия Совета трудящихся Амурской социалистической федеративной республики» (в связи с провозглашением Амурской республики).

С октября 1919 года — «Красное знамя».

С 14 декабря 1919 года — «Красный клич».

С 8 февраля 1920 года по настоящее время — «Амурская правда».

Кстати

31 июля 1923 года вышел тысячный номер «Амурской правды», газета впервые вышла в цвете.

В статье использованы материалы Госархива Амурской области, публикации Н. Шиндялова, А. Лосева, А. Ермакова и О. Федотовой в выпусках приложения к АП «Амурский правдист».