«Чаще всего у иностранцев возникают проблемы, связанные с незнанием наших законов».«Чаще всего у иностранцев возникают проблемы, связанные с незнанием наших законов».

Кто и зачем едет сегодня в Приамурье и кто этих гостей контролирует, корреспонденты АП узнали у заместителя начальника управления ФМС России по Амурской области Олега Быбина.

— Олег Анатольевич, вы курируете вопросы интеграции иностранных граждан в российское сообщество. Давно ли было выделено это направление в работе УФМС, в чем заключается специфика этой работы?

— Федеральной миграционной службе эти полномочия были переданы Правительством России около двух лет назад. Соответственно в каждом территориальном органе были созданы подразделения, на которые была возложена координация работы с иностранными гражданами, проживающими на территории России. Все иностранцы попадают под наш контроль. Мы несем полномочия по постановке на учет, тесно взаимодействуем с национальными диаспорами. Это очень важный пласт работы — инструмент профилактики правонарушений и противодействия незаконной миграции. Наверное, это частично и наша заслуга, что на территории области нет экстремистских организаций. Совместными усилиями вместе с правоохранительными органами, правительством мы решаем эти вопросы.

— У многих амурчан есть впечатление, что иностранцев, в частности бывших соотечественников из Средней Азии, в последнее время в области стало гораздо больше. Это так?

— Да, поток бывших соотечественников в Приамурье существенно возрос. Если два года назад в течение всего года на миграционный учет становилось где-то 3—3,5 тысячи граждан, прибывших в безвизовом порядке, то по итогам прошлого года у нас таких людей уже более 16 тысяч. Как видите, поток возрос практически в пять раз.

— С чем это связано? И кто эти люди, что едут в Приамурье?

— Небольшая часть прибыла по государственной программе содействия переселению соотечественников. Кто-то едет к родственникам. Но подавляющее большинство — это те, кто едет на заработки. В прошлом году закончилось строительство объектов АТЭС. Это была большая стройка, и выходцы из стран ближнего зарубежья, которые были заняты на ней, не захотели возвращаться домой. Соответственно они разъехались по территории Дальнего Востока в поисках работы. А у нас в области ведется активное строительство крупных объектов — Нижне-Бурейской ГЭС, космодрома, набережной в Благовещенске. Кроме того, иностранцы берутся за работу, которая амурчанам не интересна: подметают улицы, занимаются озеленением. Соотечественники въезжают на территорию Российской Федерации по безвизовому режиму. Поэтому они оформляют документы, встают на миграционный учет и могут получить патент или разрешение на работу. Они трудятся во многих сферах, в том числе и в сельском хозяйстве. Притом что квоты на иностранную рабочую силу для этой отрасли в области нет.

— Безвизовый режим предполагает какую-то проверку тех, кто приезжает в Россию и планирует здесь остаться на некоторое время?

— Разумеется, личности всех иностранцев проверяются. Мы делаем запросы в различные инстанции — выявляем судимости, социально опасные заболевания. Иностранные граждане, которые получили разрешение на работу или желают получить разрешение на временное проживание, представляют нам справки: они обязаны проходить медицинское освидетельствование. В случае выявления заболевания мы проводим работу, и гражданин покидает территорию Амурской области. У нас был случай, когда приехала группа граждан Украины, больных сифилисом. Их выявили, Роспотребнадзор вынес постановление о нежелательности пребывания этих людей на территории области. После этого в течение пяти лет им будет запрещен въезд на территорию РФ.

В нашем ведомстве есть центральный банк данных, в который вносится информация обо всех иностранных гражданах, которые находятся на территории России, о любых их передвижениях. Фиксируется информация о правонарушениях, в том числе и административных, которые они совершили. По закону, если гражданин совершил два правонарушения, находясь на территории России, то в течение трех лет он не может сюда вернуться. Также на три года мы закрываем въезд в том случае, если иностранец пребывал на территории России с просроченным разрешением 30 суток и более.

— Какие национальные диаспоры зарегистрированы на территории Приамурья?

— На территории области действуют армянская, узбекская, азербайджанская диаспоры. Таджикская — в процессе оформления документов. Также есть немецкий культурный центр и организация, которая представляет интересы малочисленных народов Севера. Но все они, как правило, граждане России, имеют соответствующие права.

— А китайской диаспоры у нас нет?

— Официально зарегистрированной китайской диаспоры у нас нет, хотя самих китайцев очень много. Порядка 70% поставленных на миграционный учет иностранцев — это граждане КНР. Есть среди них активная группа — около 150 человек. И это одна из самых малочисленных «диаспор». Отсутствие официальных диаспор и «чайна-таунов» на территории области обусловлено близостью границы. Любой гражданин КНР может за считанные часы оказаться на своей исторической родине. Кроме того, в Амурской области можно свободно пользоваться китайской телефонной сетью, так что они, не покидая Российской Федерации, могут без проблем связываться с родными и не чувствовать себя отлученными от своей страны.

— То есть диаспоры создаются только для того, чтобы чувствовать близость родины? Каких-либо правовых преференций члены диаспор не имеют?

— Никаких правовых преференций не предусмотрено. Диаспоры создаются для скорейшей адаптации иностранных граждан на территории России, оказания помощи друг другу, в том числе в поиске работы. Люди объединяются, чтобы каким-то образом поддерживать национальные традиции. К примеру, самая многочисленная диаспора в Приамурье — это армянская община. Она объединяет порядка шести тысяч человек. При этом большинство из них — граждане России. Армяне создали свою школу, где обучают детей национальному языку, преподают историю Армении, культуру. Представители мусульманских диаспор пытаются коллективно добиться разрешения на строительство мечети в Приамурье. То есть объединяются иностранцы для того, чтобы общаться и обеспечить себе более комфортные условия жизни.

— Как вы взаимодействуете с диаспорами?

— Разъясняем российские законы, в том числе и вопросы, касающиеся изучения русского языка. Это необходимо безвизовикам — для того чтобы осуществлять трудовую деятельность в некоторых сферах. Мы собирали представителей диаспор, организовывали им встречи с преподавателями АмГУ и БГПУ, у которых есть лицензии на право принятия экзаменов и выдачи сертификатов. В прошлом году мы провели пять круглых столов с участием различных заинтересованных ведомств и представителей диаспор. Взаимодействуем мы и когда приходится помогать бывшим соотечественникам разрешать различные жизненные ситуации. К примеру, недавно граждане Узбекистана, у которых завершался срок постановки на миграционный учет, обратились к нам с просьбой продлить срок пребывания на территории России. Оснований для этого у органов ФМС не было, а у людей не было денег, чтобы вернуться на родину. Тогда они обратились к представителям диаспоры, и им помогли собрать необходимые средства.

— Какие еще проблемы возникают у иностранных граждан?

— В основном это сложности, связанные с незнанием российских законов. Если армяне, которые приезжают к нам, более подкованы в этих вопросах, то представители других стран ближнего зарубежья часто не знают элементарного — как встать на миграционный учет, например. Бывает, что в документах, удостоверяющих личность, у людей всплывают ошибки. В таких случаях не надо бояться, надо обращаться в органы ФМС.

 ПЕРЕСЕЛЕНИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ: АЖИОТАЖА НЕТ

— Сколько бывших соотечественников приехало в Приамурье по государственной программе содействия добровольному переселению?

— На данный момент на территории области проживает около 1000 человек, из которых в прошлом году прибыло 169. Отмечу, что к нам участники программы переселяются не так активно, как, например, в европейскую часть страны. Калининград, Липецкая область — там количество переселенцев исчисляется тысячами. Это связано с климатическими особенностями и удаленностью от центра. Что касается географии мест проживания участников, то она довольно широка — Молдова, Украина, Казахстан, Узбекистан, Армения и так далее. Кстати, 20 человек, въехавших в область в качестве переселенцев, покинули Приамурье. Причины разные. В большинстве случаев люди просто поменяли регион — ведь теперь программа действует на всей территории России.

— Могут ли стать участниками программы те, кто имеет разрешение на временное проживание в Приамурье?

— С этого года, согласно указу президента, могут. Для этого им нужно обратиться в органы ФМС и представить необходимый перечень документов. После того как нами будут проведены все проверочные мероприятия, эти граждане в течение двух месяцев смогут получить российское гражданство.

 ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

14 000 иностранных граждан единовременно находятся в Приамурье:

9 000 китайцев

1 000 корейцев

4 000 выходцев из стран ближнего зарубежья.

1 % преступлений в Приамурье совершают иностранцы. Случаи тяжких и особо тяжких среди них единичны.