• Иван Болотский: «Мы никому не даем и не давали разрешение на добычу краснокнижных видов».

Вопрос о том, почему для изготовления чучел часто используют краснокнижных животных и, в частности, хищных птиц, поднял известный орнитолог Василий Дугинцов, приславший в редакцию письмо. АП решила разобраться, насколько обоснованны претензии.

— О том, что животных, внесенных в Красные книги различного ранга, добывать нельзя, а при необходимости их добыча осуществляется только на основании специальных разрешений уполномоченного органа соответствующего ранга, знает, по-моему, каждый человек, — отмечает Василий Антонович. 

Орнитолог вспомнил представленные в статье фотографии чучел, изготовленных из шкурок хищных птиц и сов, и почти со стопроцентной уверенностью определил, что они — краснокнижные.

 — Птица, размещенная на стенде в правом верхнем углу, весьма похожа на ястребиного сарыча. Она внесена в Красную книгу Амурской области. Одно из чучел сов принадлежит филину — птице, внесенной во вторую категорию Красной книги РФ, другое — бородатой неясыти, очень полезной птицы, уничтожающей большое количество мелких грызунов. Кто выдал разрешения на отстрел хищных птиц и сов, представленных на стенде? — недоумевает Василий Дугинцов.

 Чтобы ответить на этот вопрос, АП обратилась к автору работ, таксидермисту из ДальГАУ Роману Чикачеву. 

— Я их не добываю, — сразу заверил Роман Анатольевич. — С юридической точки зрения Василий Дугинцов прав — краснокнижных животных нельзя добывать. Но этого никто и не делает! Этих птиц мне приносят люди, в том числе студенты. Ведь на самом деле очень много пернатых гибнет на электропроводах — их находят под ними. Кроме того, не секрет, что охотники, так называемые фазанятники, убивают таких хищных птиц, потому что те тоже ловят фазанов и мешают охотиться. Потом их просто бросают где-нибудь под деревом. Люди приносят и просят, чтобы я дал им вторую жизнь. Говорят — мы не знаем что делать, возьмите, может, что-нибудь получится. Кому плохо, если животное будет стоять в музее? Это ведь лучше, чем просто выкинуть, мое основное правило — не унизить животное во второй раз! — объясняет свою позицию таксидермист.

Между тем удивление у орнитолога Василия Дугинцова вызвала еще одна работа Романа Чикачева — ловящая тетерева рысь, застывшая в прыжке. Она выполнена в нескольких экземплярах. В Амурской области охотиться на тетеревов запрещено, а чтобы проводить отстрел таких птиц, нужно иметь специальное разрешение, подчеркивает специалист.

 — Все тетерева добывались по лицензиям и не в Амурской области, — парирует Роман Чикачев. — Ведь я сотрудничаю со всем Дальним Востоком, в том числе с Камчаткой, Чукоткой, Сахалином, Хабаровским и Приморским краями, Якутией.

Работы таксидермиста Романа Чикачева пользуются спросом не только в России, но и Китае. Таких заказов немного, но когда есть, в Поднебесную чучела попадают строго по закону, уверяет Роман, отвечая на еще одно обвинение Василия Дугинцова.

— Есть Конвенция СИТЕС (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения). Я всегда получаю эти разрешения. Сложность, конечно, очень большая, приходится вплоть до двух месяцев готовить документы, но все выполнимо. Да и как могла бы русская таможня пропустить, если бы это было неофициально? – в свою очередь удивляется Роман Чикачев.

МНЕНИЕ

Иван Болотский, заместитель начальника управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области:

— Мы никому не даем и не давали разрешение на добычу краснокнижных видов. В случае с хищными птицами причины гибели действительно могут быть случайными, например на тех же электропроводах. Я сам неоднократно находил таких хищных птиц, в том числе и ястребиного сарыча. Как правило, нормальные охотники таких птиц, как сарыч ястребиный или бородатая неясыт, не отстреливают. Но пернатые часто попадают в так называемые самоловы, которые ставят на зверей охотники в процессе отлова пушных зверей в зимний период. Бывает, по ловушкам бегают мыши, на которых птицы реагируют. Если же кто-то ведет отстрел краснокнижных видов — это вопрос к охотникам, с ними надо разговаривать. Таксидермисту не нужны разрешения, чтобы делать чучела. Если чучела продавались как экспонат, какой-то сувенир в магазине, его вполне можно вывезти за границу.