«Россия по-прежнему остается моей родиной».«Россия по-прежнему остается моей родиной».

Вид на Россию

Лицо славянской национальности — так эту худенькую девушку в Китае никто не называет. И не считает человеком второго сорта. Напротив, за знание китайского языка ее уважает как местное население, так и приезжие, суетные россияне. В Хэйхэ Лена приехала год назад по приглашению, до этого жила и работала в стоматологической клинике Суньфэйхэ. Скрежет бормашины и прочие издержки профессии ее не пугают. Мама девушки работает врачом. Но дочь не пошла по ее стопам, любовь к Китаю перевернула всю ее жизнь. Эта страна стала ее второй родиной.

— Мне нравится Хэйхэ, — рассказывает Елена Солдаева. — После шумного и разноцветного Суньфэйхэ чувствуется, что это современный, цивилизованный город. Здесь есть культурные и учебные заведения, университеты. Поэтому много интеллигентных людей. А главное — набережная Амура. Я живу в Китае, но каждый день вижу Россию. В свободное время люблю ходить пешком по городу или ездить на велосипеде. Ровные улицы, отличные дороги. Единственный минус — холодная зима.

О соседнем государстве Лена узнала в 15 лет, когда поехала в приграничный с Уссурийском город по туристической путевке. И сразу влюбилась в страну с многотысячелетней историей. Потом была учеба в Дальневосточном государственном университете на кафедре востоковедения, когда-то этот факультет окончил «Мумий Тролль» Илья Лагутенко. Чтобы повысить знание языка, Елена перешла на дистанционное обучение и переехала жить в Китай.

— Первые два месяца была прямо какая-то эйфория. Сбылась мечта! Я здесь живу, а не приезжаю на несколько дней, — вспоминает россиянка. — Что в России являлось экзотикой, здесь стало обыденностью. Например, кушать каждый день рис и острый перец. Для многих русских туристов, которые побывали в разных странах и крупных городах Китая, маленькие города Суньфэйхэ и Хэйхэ просто скучные места, где, кроме магазинов, и пойти-то некуда. Но я по натуре домосед, развлечения мне чужды. К внешнему виду, одежде и имиджу в Китае отношение намного проще, чем в России, где многие берут кредит для покупки шубы или машины. Мои соотечественницы каждое утро делают макияж и стараются появляться на людях в разной одежде. Здесь все гораздо проще. Китайцы не такие угрюмые, как русские, постоянно улыбаются, хоть жить им не легче, чем нам. Страна перенаселена, труд дешево оценивается. Пенсию получают только те люди, которые работают на госслужбе. Нет и пособий по безработице. Я много раз видела, как совсем древние старики подметают улицу или наполовину парализованный человек собирает и перебирает мусор.

Восточный акцент

Последние шесть лет 25-летняя жительница Уссурийска больше общается на китайском языке, чем на русском. За это время у нее выработался восточный акцент, на великом и могучем Лена говорит нараспев. Ее близкими друзьями тоже стали китайцы. Это люди ее круга: стоматологи, зубные техники, директора супермаркетов. Китайцы более дружны, часто ходят в гости, либо все вместе после работы встречаются и ужинают в ресторанах, или идут в караоке-бары песни попеть.

Путешествовать по огромной стране у девушки пока не получается. Не была она и на китайских морях. На это нет времени. На государственные оплачиваемые праздники она уезжает в Уссурийск проведать маму. Если выдается свободная минутка, то либо отсыпается после трудовых будней, либо переписывается с земляками по интернету.

— Китайцы много работают, — поясняет Лена. — Рабочий день длится с 8.00 и до бесконечности. Иногда рабочая смена доходит и до 14 часов. Без перерыва на обед, в больнице мы кушаем по очереди. Не бывает суббот и воскресений. Рабочая неделя — семь дней. Отпусков здесь тоже нет. Китайцы отдыхают десять дней во время празднования Нового года по местному календарю (Чуньцзе — Праздник весны). На 1 Мая — 5 дней и осенью, на день образования КНР, — 7 дней.

В Хэйхэ девушка снимает трехкомнатную квартиру, за которую платит 4,5 тысячи рублей в месяц. За электричество платит 300 рублей в месяц. За воду — 800 рублей раз в полгода. Вода во всем Китае только холодная. Для удобства жители самостоятельно устанавливают водонагреватели. В жилых высотках Хэйхэ нет лифтов. Они предусмотрены только в гостиницах. Многие подъезды выходят на улицу — то есть не отапливаются. Так и стоят велосипеды, сани и прочий передвижной инвентарь в полуоткрытом помещении, припорошенный снегом. В Китае не воруют.

— Дома у меня минимализм, — рассказывает молодая хозяйка. — Моя мама выросла в детском доме. Папа умер, когда я была маленькой. Помимо меня, в семье воспитывалось еще двое детей. Я не привыкла к пустым тратам и излишней роскоши, поэтому бесполезные вещи просто для красоты не люблю.

Китайская безопасность

У Лены есть собака и еще одна мечта — завести породистого котенка. В будущем она хотела бы выйти замуж за китайца — в этой стране крепкие семьи. По словам переводчицы, в КНР мужчин много, женщин мало. Поэтому парни долго присматриваются к своей будущей половинке, и если принимают решение создать семью, то заботятся о ней, сами стирают, готовят и убирают. Они считают, что женщина не должна уставать, и если можно ей чем-то помочь в домашних делах, то это нужно сделать. Большинство мужчин — отличные повара. Если китаец хочет вступить в брак, то у него должна быть куплена квартира. Поэтому многие женятся поздно, копят деньги на свадьбу.

Жить одной ей не страшно. «В Китае безопаснее, чем в России, — уточняет Елена Солдаева. — Здесь жесткая дисциплина, да и везде стоят камеры видеонаблюдения».

Китайцы прагматичны, они не лезут в дебри человеческих душ, никогда на рабочем месте не гоняют чаи и не перетирают кости коллегам. Только могут что-то рассказать о своей семье, поговорить о деньгах, о том, как их скопить или заработать. Никогда не обсуждают правительство.

О том, что она коренная дальневосточница, Лена не забывает. В детстве постоянно помогала родителям на даче. Поэтому в Хэйхэ завела огород на своем балконе. Летом выращивает кинзу, лук, щавель, редиску, балконные помидорчики, огурцы и горох.

«Я сроднилась с этой страной! Мне нравится менталитет, культура, кухня. Не хочу и никогда не буду сравнивать Китай и Россию. Россия по-прежнему остается моей родиной».