• Заставить читать ребенка невозможно. Но можно привить любовь и вкус к книге.
  • Эксперты уверены — воспитывать детей должны не только дома, но и в школе.
  • Ольга Щербакова, профессор кафедры литературы БГПУ, кандидат педагогических наук.
  • Максим Чекмарев, врач-психотерапевт.
  • Ирина Тимина, редактор программы «Апельсинка» на Первом областном канале.
  • Елена Рудакова, председатель амурского отделения межрегиональной общественной организации.
  • Дмитрий Кутека, начальник управления физической культуры, спорта и туризма городской администрации.

Насколько качественны новые идеалы и как воспитать духовно развитого человека в бесконечном потоке разнообразной информации — на эти вопросы попытались ответить участники круглого стола в редакции АП.

ДУХОВНОСТЬ СМЕНИЛАСЬ КОММЕРЦИЕЙ

— Многих родителей беспокоит, что ребенок в наше время неразлучен с телевизором и компьютером. Каково ваше отношение к современным мультфильмам, передачам и фильмам?

Максим Чекмарев: — В современной массовой культуре есть одна проблема, которая переворачивает с ног на голову саму продукцию этой культуры. Здесь мы должны учитывать человека, потребности каждого ребенка и общества в целом, хотя общество должно быть на втором месте. А в нынешней культуре есть мода, которая должна довольно часто меняться, иначе на этом нельзя зарабатывать. Мультфильмов появляется много, для них надо придумать персонажей, они должны как-то отличаться друг от друга. А еще хорошо, чтобы это было ярко, — потом легко делать игрушки, принты на футболки и так далее.

Ведь это эксплуатация образа в коммерческих целях. Выходит, что ребенок может взять в качестве образца для подражания героя, который нужен лишь для запуска в массовый тираж. И что мы получаем? Массово растиражированных людей. Так как эти образы под копирку сняты друг с друга, мы в итоге получаем шаблонно мыслящих людей. Вот у вас на столе лежит Марк Твен. Если говорить о Томе Сойере — это же невоспитанный мальчик, грубоватый, устраивает дебоши. Но он чист, естествен, незлобив. Это одна из моих любимых книжек, и я хочу, чтобы мои дети ее прочитали однозначно.

Нашему обществу с его темпами развития недостает созерцательности, ее недостает детям. С малых лет ребенок учится никак не работать со своим внутренним миром, он психологически безграмотен. Так же, как сегодня безграмотны очень многие родители и психологическая культура в целом. В этом и есть проблема.

Ольга Щербакова: — Максим совершенно правильно определил сегодняшнюю ситуацию. Массовая культура действительно идет на потребу времени. Один из главных ее критериев — коммерческий интерес, а не духовные ценности. Я сама не вижу положительного героя в современной детской литературе. Кстати, надо разводить понятия: положительный герой и идеалы. Идеалы — они есть в нашей русской культуре, которая отличается от западноевропейской и американской. Духовность, созерцательность, о которых мы говорим и которых не хватает сейчас, — это присуще русскому человеку. Поэтому у нас литература особенная, нравственная.

Сама по себе детская литература дидактична. Она должна воспитать ребенка, но, как говорил Толстой, мораль должна быть умной. Ее, например, находили писатели советского времени, строились идеалы. В школьной программе сейчас нет Гайдара — очень жаль. В свое время я дала сыну «Тимура и его команду», потом от Гайдара он проложил тропинку к Крапивину, уже студентом снова перечитывал, и знакомым студентам давал читать. Оказывается, есть такая потребность у молодежи. Почему? Там ясные идеалы, нравственные вещи, которые нужны всегда, во все времена. Новые люди подрастают, и, если их нормально воспитывают, им нужны ориентиры.

Елена Рудакова: — У нас произошла коммерциализация не только общества, но и сознания человека. Родители сегодня видят для себя другие приоритеты — прежде всего материальное обеспечение. Духовное воспитание утратило значение в нашем обществе. Государство перекладывает это на родителей, а кто готовит родителей к этой функции? Никто. Большинство родителей реализуют на детях свои нереализованные потребности. Не было у папы таких игрушек, он играет в них с сыном, чтобы развлечь себя. Мир открывшихся материальных возможностей перевешивает духовные потребности детей.

Сензитивный период для восприятия духовных ценностей с точки зрения психологии — до 10 лет. Сегодняшняя тенденция совсем иная: дети не любят читать. А если на его пути уже не встретятся хорошие книги? В обществе таких идеалов нет, а кумиров достаточно, их больше, чем нужно. Навязчивая реклама штампирует детское сознание, создает из этих идеалов легко узнаваемые бренды. Сегодня нам закладывают эти штампы с двухлетнего возраста. Все производители учитывают, что телевизор включен постоянно, и ребенок, как зомбированный суслик (это выражение психологов), будет стоять и смотреть эту рекламу. В большинстве своем эти образы распространяют цинизм и кощунство.

КРОШКА-СЫН К ОТЦУ ПРИШЕЛ

— Как воспитать духовно развитую личность в современном информационном пространстве?

Елена Рудакова: — С младшего возраста ребенок должен получить запас здоровых культурных ценностей. Вопрос: где в нашем информационном пространстве такие ценности? Наша организация занимается сертификацией производителей чистой информации, это гарантия качества для родителей. У нас в Амурской области такой знак получили газета «Эхо-сюрприз» и детский спектакль Игоря Булатова. По России таких знаков всего восемь.

Например, в Санкт-Петербурге работает проект «Университет родительской культуры». Там провели диагностику эмоционального интеллекта, эмоциональной успешности и выявили, что 90% детей приходят в школу с инверсированным сознанием. То есть когда показывают зло, они смеются, а когда нужно поплакать, сочувствовать — раздражаются. Это направленное воздействие на детей.

За 20 лет выросло поколение родителей — поколение Google. И все это передается детям, которые подрастают на других ориентирах. Так вот, в рамках проекта родители за полгода смогли переломить сознание — только благодаря контролю за информационным пространством. До трех лет ребенок вообще не должен видеть телеэкрана.

Ирина Тимина: — Когда мы формируем свою передачу, то на первый план ставим задачи образования и воспитания и в последнюю очередь учитываем развлекательную составляющую. Первая часть рассчитана на малышей: это умывалки, зарядки, упражнялки, причем мы показываем малышей в детском саду. Лепка из пластилина, ножницами вырезать — все доступно показываем. Для детей постарше рассказываем о животных, об интересных местах во всем мире, о чудесах света. Сейчас стоит задача показывать положительных героев: это может быть и дедушка из Тамбовки, который делает что-то своими руками, и любой другой человек. Будем работать в этом направлении.

 — Какие герои нужны детям? 

Дмитрий Кутека: — Нужно обязательно показывать людей нашего города, области, чтобы дети видели конкретные примеры положительных героев, которые живут рядом. Современные школьники смотрят телевизор и черпают информацию в интернете. Сейчас даже книг в квартирах не найдешь, а раньше они были в любой семье.

Ольга Щербакова: — Я нашла для себя такие идеалы. Слежу за нашей волейбольной командой. Скромные ребята, а каких результатов добились! Много лет шли к победе на Олимпиаде, преодолевая себя. Вот о каких примерах нужно говорить в семье. Я убеждена — воспитывать нужно на классике. Часто по собственному ребенку я определяла качество литературы. Сын был школьником, когда из программы убрали «Крестьянских детей» Некрасова. Сейчас вернули, кстати. Я читала ему это произведение вслух и видела, как оно захватывает ребенка. Значит, вспоминаем старую традицию, которая пришла из дворянского общества, — чтение вслух. Причем именно семейное чтение взрослых ребенку.

Максим Чекмарев: — В современной культуре есть проблема дискриминации детей. Дети, мол, глупые и ничего не понимают. Но ребенок в первый год жизни может кушать котлеты, приготовленные на пару. То же самое и с информацией — смотря как она подана и кем. Есть такое понятие, я называю это «трагедией детского сада». Ребенок приходит в детский сад, учится общению, у него появляются эталоны для сравнения. До этого он не сравнивал, а равнялся на кого-то: маму, папу, бабушку, брата. Человек должен равняться — когда я равняюсь, я совершаю самотрансценденцию, то есть выход за пределы самого себя. Диалог взрослого и ребенка очень важен, диалог ребенка с ребенком все-таки вторичен.

Когда ребенок понимает, что он уникальная личность, родители уважают его личные качества, он будет искать, что ему нравится, и гораздо меньше будет зависеть от мнения ровесников. Общество не может воспитывать, это может только человек. Общество только транслирует некоторые ценности. Родитель должен быть эмоционально значимым человеком, а не чужим, как это сейчас часто бывает.

ЦЕНЗУРА — ЗА И ПРОТИВ

— В борьбе с современной массовой культурой не вернемся ли мы к цензуре?

Ольга Щербакова: — В нашей стране была идеологическая цензура — это одно. Но то, что должна быть цензура нравственная, это однозначно. Мы очень поспешили: нельзя русскому человеку давать слишком много свободы. Видимо, 300 лет татаро-монгольского ига приучили нас к рабской психологии, и где-то ограничения нам все-таки нужны.

Елена Рудакова: — К цензуре как к предварительному контролю до выхода в информационное пространство мы не вернемся, она запрещена законом. С 1 сентября 2012 года вступил в силу федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Этот закон предусматривает механизм экспертизы готовой продукции. Вы сейчас видите на экранах квалификационные марки по возрасту. В законе четко оговорено, какая информация запрещена для детей. Для многих стало открытием, что запрещено показывать неуважение к семейным ценностям — к родителям и родственникам, запрещена нецензурная брань.

Ирина Тимина: — К этому закону много вопросов. Мы иногда вырезаем совершенно обычные сцены, опасаясь неверной трактовки. Но я хочу высказаться насчет цензуры. Вижу у вас на столе книги Геры Витяева, это наш благовещенский автор, он распространяет свои книги по детским садам. Меня вот они поразили и сценами насилия, и жестокостью.

Ольга Щербакова: — В «Мухе-цокотухе» тоже есть сцены агрессии, но это ведь не критерий качества. Про книгу, которую мы сейчас видим, могу сказать, что в ней тот самый прямолинейный дидактизм, против которого выступает настоящая литература. Слог очень примитивный. У нас сегодня просто писателем стать: написал одну строчку, развесил на заборах — писатель.

Елена Рудакова: — В русских сказках тоже есть чудища, но их никто не запрещает. Можно провести экспертизу этой книги — но название вроде бы позитивное. На мой взгляд, в ней есть открытость, нет скрытых влияний, которые являются вредными и негативными. А в мультфильме «Винкс», например, заложен такой ресурс, который стимулирует испуг у детей. Эта книжка безобидна по сравнению с ним. Если говорить о том, что несет в себе литература, то, конечно, хотелось бы, чтобы существовал фильтр, который отсеивает ненужное. Книги должны прививать определенные качества. Есть такая теория салютогенеза — от слова «здоровье». Так вот, эта теория определяет факторы, благодаря которым человек способен выжить в условиях постоянного стресса. Один из главных — духовность. При ее отсутствии у человека уменьшается способность к выживанию в тяжелых условиях.

 — Так все-таки нужен ли ребенку образец для подражания? 

Максим Чекмарев: — Если говорить о том, нужен ли ребенку образец для подражания, ответ: нет. В какой-то степени это даже вредно. Нужны образцы. В истории часто создавался один приемлемый образ, а все остальные были неприемлемыми. Но по своей психологической организации все люди разные, они бывают разных психологических типов. И каждый из них способен на что-то, а на что-то другое способен меньше. Это большая трагедия, когда человек идет за неким социальным стандартом и стереотипом, когда от него требуют реализовываться через какие-то качества и говорят: вот так вот жить правильно, а вот так — нет.

Ольга Щербакова: — Я провела опрос среди учащихся историко-филологического факультета, они считают, что идеал человеку нужен. Я попросила предложить такие образцы из литературы. Многие называли произведения, которые сейчас изучают в вузе — это говорит о том, что в семье ничего с детства не заложено. Несколько человек вспомнили «Тимура и его команду». Одна девочка назвала творчество Булычева и Толкиена. Она рассказала, что после Толкиена у ее младшего брата возник интерес к исторической литературе. Мы видим, что современная литература имеет место быть. Пусть ребенок живет с этими Бэтменами, Человеком-пауком, Гарри Поттером — они ведь тоже положительные герои. Но внутренняя сущность должна быть человеческая. Должны быть вечные вещи, а для этого нужна классика.

МНЕНИЕ

Ольга Щербакова, профессор кафедры литературы БГПУ, кандидат педагогических наук: 

— Родитель должен заниматься нравственным воспитанием, а учитель — продолжать. Несколько лет назад в школе литература и история стояли на первом месте, сейчас их задвинули на задворки образования. Те самые дисциплины, которые формируют человека граждански, духовно. Своим студентам я говорю — только вы сможете дать эти идеалы в сложившейся ситуации. Роль учителя возрастает в разы. Дальше — дело культуры и сознания человека: пойдет ли он в школу и будет ли нести это. Но я смотрю на происходящее оптимистично. Несмотря на все эти проблемы, мир не рушится. Я работала в лицее с современными детьми, и среди них находилось много интересных, нравственно здоровых личностей. Интеллигенция сопротивляется, а значит, нацию не убьешь.

 Максим Чекмарев, врач-психотерапевт: 

— Вредно создавать какой-то общий образ мужчины или женщины для подражания. Должно быть большое количество разнонаправленных образов. Сейчас образов много, но они некачественные. Мы можем говорить о реализации человека в качестве педагога, военнослужащего, политика, философа, врача. Каждый из этих образов требует абсолютно разных внутренних качеств. И не обязательно это реальные люди. Развитие ребенка и человека связано с тем, что мы нереальное превращаем в реальное. Поэтому здесь могут быть и фантастические образы — персонажи из сказок, легенд, вообще литературы. Главное, чтобы эта выдумка была достижимой, а не чуждой и никак не связанной с возможностями самого человека. Хотя стоит ли идеалу быть слишком приземленным?

Наверное, нет.

Ирина Тимина, редактор программы «Апельсинка» на Первом областном канале:

«Сейчас всего три-четыре процента телеэфира занимает детский контент, этого же ничтожно мало. В 90-е был подъем в детском телевидении, почему сейчас оно не развивается? Реклама освоила все формы даже тут. Нужно решить проблему телевоспитания наших детей».

Елена Рудакова, председатель амурского отделения межрегиональной общественной организации «Национальный совет социальной информации»:

«Сегодня нам уже не надо мучиться вопросом, нужны ли идеалы человеку. Наша страна пережила 90-е годы, когда идеалы были утрачены. И вот результат: за 20 лет мы потеряли 20 миллионов человек, в основном трудоспособных граждан. Вот вам итог жизни общества без идеалов».

Дмитрий Кутека, начальник управления физической культуры, спорта и туризма администрации Благовещенска:

— Советский и современный спорт отличаются друг от друга. В олимпийскую программу сейчас начинают включать те виды, которые захватывают большую часть Земли. В связи с этим меняется мода у молодежи. В 90-е годы было много фильмов о восточных единоборствах. Тогда и взрослые, и дети захотели заниматься таким спортом. В то же время наши исторические виды спорта — борьба, легкая атлетика — стали испытывать человеческий голод. Плохо это или хорошо, это вопрос. Восточные единоборства имеют свою философию. Я половину жизни занимаюсь этими видами спорта и могу сказать, что спортсмен более организован и дисциплинирован, чем обычный человек. Спорт отражается на психологии человека, и только положительно. Что касается образцов, то спорт невозможен без кумиров — они есть и будут. Сколько мальчишек пошли в бокс благодаря Косте Дзю! Просто по мере взросления кумиры меняются.

 Рейтинг читательского спроса 

1. Любовные романы для девочек Ж. Уилсон, С. Лубенец.

2. «Властелин колец», Джон Толкиен.

3. «Гарри Поттер», Джоан Роулинг.

Рейтинг популярности мультфильмов 

1. «Маша и Медведь»

2. «Лунтик» 

3. «Наруто»

4. «Тачки»

5. «Смешарики»

6. «Винкс Клуб»

ЦИФРЫ

2 часа в день может проводить подросток у телевизора, 1 час — у компьютера.

2,4 часа в день в среднем проводит детсадовец у экрана.

14 процентов подростков 14—16 лет считают, что книги — это интересно.

10 часть родителей в России не знает, сколько времени проводит у телевизора их ребенок.

20 минут в день должен проводить у телевизора ребенок дошкольного возраста.

30 процентов подростков читают каждый день.

40 тысяч рекламных роликов в год вынуждены смотреть дети до 6 лет.

7 процентов российских родителей читают книги детям.

9 минут в день дети в среднем уделяют чтению.

17 процентов подростков стыдятся, что друзья могут увидеть их с книгой.

Возрастная категория материалов: 18+