Своими секретами управления делится генеральный директор ЗАО «Интур-Благовещенск», правопреемник больше известной амурчанам фирмы «Интурист-Благовещенск» Галина Приходько.

О МАТЕМАТИКЕ ЖИЗНИ

— Галина Викторовна, начнем с традиционного вопроса. Вы считаете себя успешным бизнесменом? В чем видите секрет успеха?

— О себе говорить трудно. Туризм, я считаю, тяжелая отрасль из-за множества составляющих — проживание, транспорт, работа с людьми, деньгами. Работать сложно было и в начале 90-х, и сейчас. По новым направлениям всегда есть нюансы. Сейчас трудно работать по Таиланду. Допустим, гид- таец не знает английского и русского, а люди просят русского. Но тайцы с трудом дают лицензию русским гидам. Гонения идут на наших переводчиков. И нужно как-то выходить из этой ситуации, ведь при любой проблеме будет виновата турфирма. Какие-то вопросы успешно решаются, какие-то — нет. Но чтобы сказать, что все у меня успешно и все валится с неба, — этого нет. Это все приходит с трудом, опытом, с помощью коллег.

— Как вы оказались в турбизнесе?

— Я закончила пединститут, отработала по распределению три года учителем математики в деревне. Это, кстати, в работе помогает. Всегда привожу слова моего любимого ученого Ломоносова: «Математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Это мой лозунг по жизни. Вернулась в Благовещенск и пришла в райком комсомола с желанием работать. Как раз было место референта в «Спутнике». До этого я уже выезжала в Болгарию и Румынию и знала, что это такое — вояж за границу.

— А как попали в Интурист?

— В то время был Госкоминтурист. В 1989 году областная администрация с другими людьми предложили создать на голом месте фирму. Работали первое время по разнарядке: готовые группы комплектуй и отправляй, никакого хозрасчета. В «Спутнике» было сложнее и, помимо разнарядки от государства, надо было искать клиентов, принимать школьников, при отсутствии какой-либо базы. Потом все распалось: не стало Госкомтуриста, разнарядки. Здесь мне пригодился опыт работы в «Спутнике», и мы стали сначала обслуживать школьные группы. Появились туры в Китай. Люди чартерами из Москвы, Симферополя, Братска приезжали в Благовещенск и ходили по рынкам. В 1992 году сначала «Амуртуристу», а затем нам и «Спутнику» дали добро возить туристов в Китай. Поначалу были шопинг-туры в Хэйхэ, а потом постепенно прорабатывались программы по всей Поднебесной.

— Сколько в вашей команде было людей вначале и сейчас?

— Начинала с двух человек, сейчас в штате 10—12, не считая групповодов. Есть в команде те, кто со мной практически с самого начала. В прошлом году обновился коллектив. Некоторые ушли, открыли собственное дело.

— Это большая проблема в сфере услуг — утечка кадров, которые впоследствии становятся конкурентами?

— Есть такая проблема. База клиентов, знание о странах, гостиницах — все это нарабатывается годами. Многие говорят, что человек должен работать на одном месте не больше пяти лет. Хотя в нашей сфере опыт очень важен. Вот яркий пример тому: совсем недавно отправляли туристов в самостоятельную поездку в Японию через Китай, на обратном пути вышла нестыковка рейсов из-за задержки самолетов. В 12 ночи они звонили нашему работнику Александру, который сумел организовать все по звонку. Этот менеджер работает у нас давно, он даже не будил меня, самостоятельно принял решение.

«Я НИКОГДА НЕ РУГАЮ ЗА ОПОЗДАНИЯ»

— Как вы находите работников?

— Лучше, конечно, по рекомендации. В прошлом году с этим столкнулась, искала, давала объявления. Собеседование проходили, наверное, не менее 30 человек.

— У вас жесткий подход к тайм-менеджменту?

— Нет. Я никогда не ругаю за опоздания. В принципе, у меня и не опаздывают работники, но если им куда-то надо отлучиться, они всегда ставят меня в известность. Я всегда говорю: в любое время отлучайтесь, главное, чтобы всегда была выполнена работа.

— То есть вы добрый руководитель?

— В принципе, да. Чересчур иногда.

— Кажется, что руководитель турфирмы может позволить себе объездить полмира. Это так?

— Я уже больше 30 лет в турбизнесе, но не могу сказать, что много путешествовала. Всегда как-то не удавалось. Хотя, в принципе, это нужно делать для работы.

— Но вы в каждый отпуск уезжаете куда-нибудь?

— В основном в Китай. Но вот последние два года не получалось. Хотя в прошлом году была в небольшой командировке в Египте. «Пегас» награждал нас там дипломом, и я использовала это время, чтобы посмотреть отели, страну. Стараюсь работников отправлять в рекламные туры… Когда кадры наработаны годами, тогда уезжаешь спокойно. Как устану, уеду в отпуск. Обычно я себе позволяю в начале сезона посетить санаторий «Миньшень» в Удаляньчи, где мы уже несколько лет работаем по оздоровлению наших туристов.

О СМЕНЕ ВЫВЕСОК

— Как вы относитесь к массовому переходу компаний под вывеску «Pegas»? Турфирмы годами зарабатывали имя, чтобы так легко отказаться от него…

— Люди просто покупают себе по франчайзингу имя и становятся под вывеской «Pegas». Некоторые, действительно, уходят от наработанного годами имени. А Pegas сейчас на каждом углу. Поэтому человеку где ближе зайти в Pegas, туда он и заходит.

— Создается впечатление, что турпутевки становятся как фастфуд. Шел мимо, зашел и купил. Это правильная тенденция?

— Читаю профессиональную литературу и, действительно, все подмечают такую тенденцию по стране. Некоторые даже шутят, что скоро на каждом углу будут продавать путевки. Сейчас в каждом торговом центре есть турфирма. Видимо, это дань времени. Может, на самом деле человеку удобно, придя за хлебом, купить и путевку куда-нибудь в Таиланд. Но я так думаю, что наши постоянные клиенты без труда доберутся и к нам, если захотят отправиться в путешествие.

— Галина Викторовна, почему у вас рядом с названием «Интурист-Благовещенск» также появилось второе — «Интур-Благовещенск»?

— 23 года мы были дочерней компанией внешнеэкономического акционерного общества «Интурист». С декабря 2011 года мы самостоятельное юридическое лицо — выкупились у Интуриста, который в свою очередь перешел под контроль английского туроператора «Томас Кук». Было условие — смена названия. Но мы правопреемники ЗАО «Интурист-Благовещенск», все реквизиты у нас остались прежние, изменили только название на ЗАО «Интур-Благовещенск». Но от этого наша работа не поменялась. Партнеры в странах те же, есть постоянные клиенты, опытные кадры.

КАЖДОМУ ПО ТУРФИРМЕ

— Конкуренция на рынке в Амурской области в турбизнесе ценовая?

— Да, турист сегодня смотрит на цену путевки. Раньше, когда не было таких туроператоров, как «Пегас», «Библио-Глобус», мы все работали одинаково в плане цены. Отличия были только в разных программах, специализации. Сегодня прочитала заголовок в местной газете «Каждому благовещенцу по торговому центру», я бы еще добавила «…и по турфирме». Сейчас очень много турфирм. Сложилось мнение, что создать ее очень легкое дело. Стол, стул, арендная комната, небольшая реклама и — пожалуйста, отправляй людей. Некоторые даже сейчас отправляют с помощью объявлений на столбах. Да, так дешевле. Но вот вернулись туристы из Таиланда, которые ездили по такому объявлению, и рассказывают, что их даже забыли забрать из гостиницы, отвезти в аэропорт. И, говоря о ценовой политике, нельзя не сказать о демпинге. Большое количество турфирм и не совсем квалифицированных работников приводит к тому, что стоимость путевки снижается. Это злободневный вопрос для всей России. Но практика показывает, что именно компании, применяющие подобные методы конкуренции, зачастую или банкротятся (так как оказываются не в состоянии покрыть свои расходы), или же просто исчезают с деньгами туристов после того, как привлекут клиентов большими скидками. Поэтому солидные бонусы должны говорить туристу о возможной ненадежности такого агентства. Наши туристы играют в «русскую рулетку» в погоне за экономией.

— Как привлекаете новых клиентов в сложившейся ситуации на рынке?

— Есть клиенты, которые забегут, узнают, им лишь бы дешевле было. Большую роль играет репутация. Есть наработанные годами клиенты, которые приходят к нам как к себе домой. У каждой турфирмы с годами уже есть свой клиент. Я проводила мониторинг среди клиентов, которые выбрали групповые туры, и вышло, что практически все они либо наши постоянные туристы, либо те, которые привели своих знакомых, родственников. Тех, кто пришел просто по объявлению, — единицы.

Это первая статья из рубрики «Секрет успеха», которую возрождает АП. Известные бизнесмены Амурской области расскажут о том, как они добились успеха, поделятся проблемами и дадут советы начинающим предпринимателям.

Возрастная категория материалов: 18+