• Работы по рыхлению снега начались в конце марта, пока земля была еще мерзлой.
  • Якорная и гусеничная цепи разбивают снег  на комья, заставляя его быстрее таять.

В полях Белогорского района ветер завывает с такой силой, что не слышно даже рева тракторов, рассекающих заснеженную гладь. Сначала непонятно, что пустая техника делает в поле, пока не замечаешь волны снега, поднимающиеся за 20 метров после машины. В секунду снежная пелена разбивается, подлетает вверх и падает на землю мелкими комьями. Такой эффект создает обычная стометровая якорная цепь, прикрепленная к трактору.

— Мы нарушаем структуру снега, теперь его разнесет ветром, он скорее осядет и растает равномерно, — поясняют специалисты. — А пока снег лежит нетронутым, будет меньше реагировать на повышение температуры, в конечном счете случится обвальное таяние. Вода сойдет в пади и понижения, и появятся большие лужи.

Агрономы не скрывают, что главным минусом такого метода остаются большие затраты горючего. Но в позапрошлом году аналогичные работы позволили фирме начать посевную кампанию на неделю раньше соседей. Рискнуть и в этом году земледельцы считают делом чести. Зато, по наблюдениям работников, ранний выход в поля мобилизовал людей и дал время проверить, насколько хорошо они отремонтировали свою технику зимой. «Знаем, что наш способ — совсем не прописная истина, но его нужно внедрять и продолжать бороться за будущий урожай», — говорят в рабочих кругах.

Первыми обкатывать дорогостоящий способ начали в полях Константиновского района. Здешние механизаторы вышли в бой со снегом еще 30 марта. «Обычно в марте в области снег уже сходит с полей, в этом году такого не случилось. Мы посовещались и решили выводить технику», — рассказывают агрономы. По рядам еще не засаженной территории тянется красивый точечный узор. Тут поработала новая игольчатая борона. По словам специалистов, техника слегка углубляется в сугроб, чтобы только разрушить его верхнюю кромку. Остается изрезанное полосками поле, его лучше продувает воздух и прогревает солнце.

Однако другие хозяйства относятся к таким работам скептически.

— Не вижу в этом никакого смысла, только горючее зря тратить! Снег и сам сойдет, — поделился мыслями главный агроном колхоза «Луч» Николай Кондратьев.

С начала недели это предприятие тоже вывело на ивановские поля технику, чтобы внести азотные удобрения для подкормки многолетних трав. Но, как подчеркнули земледельцы, целей тревожить снежный покров они не преследовали.

Как отмечают агрономы «Амурагрокомплекса», работы по рыхлению снега на их участках сейчас не прекращаются даже на выходных. Специальными боронами и разными подручными средствами обработано уже больше полутора тысяч гектаров для сеяния ячменя.

Агрономы не могут ждать милости амурской погоды вместе с остальными хозяйствами. Сейчас они всерьез опасаются, что естественное таяние лишит их возможности посева ячменя. После первого мая браться за эту раннюю зерновую культуру очень рискованно: большого урожая не будет.

— Через десять дней после всходов температура не должна превышать 15 градусов, чтобы прошел процесс кущения, — поясняет Николай Леонтьевич.

Аграрии изыскивают разные способы влияния на почву, чтобы выполнить свой план — посеять зерновые культуры в апреле. В мае они примутся за царицу амурских полей — сою, которую также нужно успеть засеять до конца первой летней декады.

Сейчас колхозники продолжают рыхлить снег, не жалея дизтоплива. Пока почва мерзлая, на нее никак не действуют снежные манипуляции. Но как только земля оттает и на полях появится грязь, работы будут остановлены. «Нам главное — поймать солнце, чтобы оно начало работать на урожай!» — с надеждой говорят аграрии.

100 метров — длина «полевой» якорной цепи.

1 500 гектаров амурских полей находятся под разрыхленным снегом.

Возрастная категория материалов: 18+