• В кабинете главреда, а теперь гендиректора отмечали праздники и встречали звезд кино и эстрады.
  • В середине прошлого века женщин в амурской журналистике практически не было.

Энергичная и совершенно не производящая впечатления отошедшего от дел человека, Таисия Хоцкина прогулялась с корреспондентом АП по коридорам родной редакции.

— Как здесь все изменилось, даже названия отделов теперь другие, — с ностальгией вчитывается в таблички на дверях Таисия Александровна. — А из первых сотрудников, с которыми я работала, когда пришла, остался разве что один Леопольд Сарапас да архивариус Светлана Фролова, других уже в живых нет, — качает головой бывший заместитель ответственного секретаря газеты.

Одна среди мужчин

Много лет Таисия Хоцкина была единственной женщиной в руководящем составе «Амурской правды». Ей это удалось даже несмотря на то, что бессменный главный редактор Леопольд Сарапас стремился пополнять ряды сотрудников исключительно представителями своего пола.

— У нас редколлегия была — одни мужчины, представляете, и я среди них единственная дама, — смеется Таисия Александровна. — Наверное, если бы я не была многолетним секретарем парторганизации, он взял бы мужчину. Меня ведь как в 76-м году избрали секретарем, и до 91 года я им была, пока нас грубо не разогнали, — шутит ветеран «Амурки».

С годами, к счастью, Леопольд Феликсович смягчился, и в штате начали появляться женщины, вспоминает зам ответсека. И не зря: прекрасный пол себя оправдал и работал ничуть не хуже мужчин.

В секретариате, «рисующем» макеты для газеты, работа, в отличие от журналистских отделов, кипела шесть дней в неделю. Именно столько раз выходила в те годы «Амурка». Время от времени приходилось трудиться и по ночам.

— Не знаю, как мы выдерживали, двужильные, что ли, были! — до сих пор удивляется этой стойкости Таисия Хоцкина.— Бывало, что и по две-три ночи подряд приходилось оставаться, особенно когда шли съезды партии. Уходя после «ночного» в семь-полвосьмого утра поспать домой, мы встречались с коллегами, которые уже подтягивались на работу. Муж всегда удивлялся — как у меня хватает сил. В 10 утра я снова была на посту, потому что снова надо было делать газету.

За переработки в те годы отгулов не давали, но зато премии выписывали хорошие. Жили в воскресенье, признается Таисия Александровна, да еще и в садах успевали работать в единственный выходной.

Ненадежная пневмопочта

Одно из ярчайших воспоминаний Таисии Хоцкиной о работе в газете — пневмопочта. Ею начали пользоваться сразу же после переезда редакции в здание ИПК «Приамурье». И пусть проработала она недолго и постоянно ломалась, но впечатления оставила неизгладимые.

— Свернутые трубочкой макеты мы клали в завинчивающиеся черные капсулы-тубы и отправляли в наборную. Капсула по трубе из моего кабинета на втором этаже по многочисленным переходам попадала на третий. Ломалась, правда, пневмопочта частенько, где-нибудь посередине как застрянет эта капсула! Механик был опытный, так он уже легко определял примерное место, что-то там запускал, продувал и вынимал. Курьера ведь не было, а сами мы бы не набегались. Уже потом, когда пневмопочта окончательно вышла из строя, курьера взяли и он в типографию носил макеты, — рассказывает заместитель ответсека.

Остатки пневмопочты — трубу под потолком у окна — Таисия Александровна неожиданно обнаружила в нынешнем кабинете рекламы.

— Да, устройство было не эстетичное, но, тем не менее, пользовались им постоянно, — заметила она. — Первое время пневмопочта вообще хорошо работала, и мы так радовались ей. Придет эта капсула, как грохнет — аж вздрагивали.

Среди других «амурправдистских» воспоминаний — телетайп, линотип и гранки. Для современного компьютерного поколения — малознакомые слова, а для советских газетчиков — рабочие будни.

— Линотип — это строкоотливная машина, — проводит экскурс в историю ветеран АП. — Вот на этом линотипе мы набирали, потом «тискали» гранки к макетам, чтобы верстальщик мог по ним сверять текст. Гранки, кстати, такие тяжеленные были, свинцовые, не знаю, как с ними девчата-верстальщицы управлялись. Макетировали мы тогда с линейкой и карандашом в руках, раскрашивали, все вручную делалось. Задачей секретариата было также вычитывать все материалы, которые отправлялись в набор и в типографию.

Телетайп работал в первой областной газете вплоть до 90-х годов.

— Представьте: приходили эти «простыни», напечатанные без знаков препинания. Мы над ними корпели — ведь надо было все точки, запятые расставить, чтобы потом в набор сдать. Постоянно присылали тексты с различных совещаний, пленумов, съездов, которые надо было освещать в газете. Это был ад кромешный, — не скрывает эмоций Таисия Александровна.

АП принимала звезд советского кино и эстрады

На третьем этаже, где сейчас находятся кабинеты главного редактора и гендиректора, на Таисию Хоцкину нахлынули воспоминания:

— Главный редактор раньше сидел в кабинете генерального директора, там и летучки, и планерки проводились. Посередине стоял длинный стол, за которым мы принимали гостей и отмечали все события. Коллектив в советские времена в газете был дружный. Мы всегда были вместе — и в труде, и в отдыхе.

В гости в АП часто наведывались звезды всесоюзного масштаба. Таисии Хоцкиной особенно запомнились Леонид Куравлев, Муслим Магомаев, Михаил Пуговкин, Валентина Толкунова, Валерий Приемыхов. А Людмила Зыкина даже спела журналистам под аккомпанемент Абрама Ривлина.

— Раньше вместо фотографий журналистов на стенах у нас на третьем этаже висела доска объявлений. На ней вывешивали лучшие материалы недели и только одно фото — лучшего на неделе журналиста, — поведала гостья, не спеша прогуливаясь по длинному коридору.

Она и сама, кстати, не раз оказывалась лучшим журналистом недели, так как успевала совмещать работу зама ответственного секретаря с написанием текстов. В основном на политические темы. А свой первый материал в «Амурке» — «Орлята учатся летать» —помнит до сих пор. Он был об учительнице начальных классов, которая, по совместительству, оказалась мамой нынешнего руководителя службы выпуска АП Елены Казаковой.

В пресс-центре когда-то располагалась большая библиотека газетных изданий из разных уголков страны. Подшивок было море, а на «стене славы» висели портреты журналистов — заслуженных работников культуры СССР.

— Знаете, здесь такие специалисты работали, таких еще поискать! Я счастлива, что общалась с ними. Один Сарапас только чего стоит! А писатель Борис Машук! Интересно было с такими людьми работать.

Сазаны за рекламу

В 90-х Таисия Хоцкина начала работать в рекламном отделе.

— Зарплату не платили месяцами. Реклама не то что выручала — спасала! Брали за нее и сазанами, и мясом, и куриными яйцами, — вспоминает она те тяжелые времена. — Порой до 70 процентов всех наших доходов были от рекламы, жили за ее счет. — В 98-м грянул дефолт, появились конкурирующие газеты, и денег от рекламы мы стали получать меньше.

С 1975 по 2004 год работала в «Амурской правде» Таисия Хоцкина.

Возрастная категория материалов: 18+