Кусочек позвонка гадрозавра, жившего на нашей территории 67 миллионов лет назад, достался в подарок экс-министру образования.

Перед тем как посетить музей, Андрей Фурсенко участвовал в награждении победителей областного конкурса «Учитель года—2013», проходившем в ЦЭВ им. Белоглазова. Сразу после награждения высокого гостя ждали в музее, который, кстати, располагается неподалеку от ЦЭВа — в переулке Релочном. Но по дороге к динозаврам Андрей Фурсенко задержался на полтора часа. За это время ожидавшие его в музее журналисты успели порядком углубиться в историю амурской палеонтологии и даже пощупать кости мамонта.

— А можно этот экспонат потрогать? — спросили журналисты, указывая на солидного размера кость, стоящую в первом зале музея.

— Обязательно — все трогают, — с ходу разрешила заведующая музеем Ольга Сашнина. — Это мамонт, наши сотрудники их не копали — нам их приносили в подарок другие ученые. В нашем музее самая большая в России коллекция российских динозавров, и в частности — амурских. Экспонаты, которые представлены здесь, были выкопаны в разное время начиная с 1980-х годов. Эти животные жили в конце мелового периода мезозойской эры, то есть 65 миллионов лет назад. Это окаменелости. Перед тем как вытащить из земли, их обрабатывают специальным клеем, чтобы не разрушились.

Одну из окаменелостей (фрагмент позвонка гадрозавра) музейщики приготовили в подарок Андрею Фурсенко. За проделками журналистов с дрожью и трепетом следила специалист и, как она сама себя называет, экскурсовод музея Вера Чигарских — она трудится здесь больше 10 лет и знает каждую косточку. «Когда экспонаты трогают, у меня сердце замирает — унесут же на пальцах», — посетовала она. Несмотря на то что музей работает с конца 90-х, в Благовещенске о нем мало кто знает. «Наш музей всегда закрыт — для того чтобы прийти на экскурсию, нужно позвонить и договориться», — объясняет Вера Чигарских. Под ее чутким присмотром посетители, в числе которых бывали и ученые из Австралии, Китая и Испании, и обычные амурские дети, осматривают экспозицию. В специальных ящичках в музее хранится земля с благовещенского раскопа, расположенного в районе улицы Нагорной. В этой земле дети с удовольствием роются в поисках фрагментов костей динозавров, которые туда предварительно заботливо подкладывают сотрудники. «У нас даже взрослые копают — вы бы видели, с каким азартом», — говорит Вера Ивановна.

Когда полтора часа ожидания истекли, долгожданный гость появился на пороге. Его встретил директор института геологии и природопользования ДВО РАН Андрей Сорокин.

— В институте геологии и природопользования ДВО РАН более 200 научных сотрудников. Недавно была проведена квалификация институтов. Мы не просто провинция — мы провинция в кубе. Но, несмотря на это, нам была присвоена первая высшая категория, — похвастался Андрей Анатольевич. — Ряд показателей у нас был чуть хуже, чем у московских вузов, но лучше, чем у Хабаровска и Владивостока. Отчасти это объясняется тем, что, находясь в большой глубинке, мы должны очень интенсивно работать, чтобы, не дай бог, не попасть под следующее сокращение.

— Правильно, это хороший стимул, — одобрил такой подход Андрей Фурсенко.

Директор института отметил, что одна из «фишек» учреждения — палеонтология. После этого в недра региональной палеонтологии Андрея Александровича увлекла заведующая Ольга Сашнина. За каких-нибудь 15 минут он познакомился с вехами развития этой науки и с основными достижениями амурских палеонтологов.

— Основная цель моего визита — принять участие в большом совещании, посвященном строительству космодрома Восточный и развитию космической отрасли в целом, — признался после экскурсии Андрей Фурсенко. — Я думаю, что это окажет положительное влияние на систему образования, на развитие науки и на развитие области и Дальнего Востока. Создание такого мощного инфраструктурного образования как паровоз тащит за собой и другие отрасли — транспортную, информационную, образовательную. Надеюсь, мы пообщаемся с губернатором и о том, как идет развитие науки в Амурской области, — мне это очень интересно.

Один из наболевших для института вопросов — достройку нового многоэтажного корпуса, замороженную еще в 90-х, с Андреем Фурсенко обсуждали уже за закрытыми дверями.

Возрастная категория материалов: 18+