• Александр Вышинский, бывший начальник среднебельской ИК-3.

В наши дни ситуация, по мнению аналитиков, стала еще хуже: воруют сегодня в России тотально. Начиная от курицы и заканчивая расхищением биоресурсов и миллиардов из госкорпораций. Сегодня актуальна другая поговорка: «Раз — распил, два — откат, денежкам чиновник рад». И стыдно, и обидно, но криминальная статистика говорит за себя.

Число коррупционных дел растет

Из общего количества преступлений, совершенных в Амурской области, более 50 процентов составляют корыстно-насильственные — это кражи, грабежи и разбои с хищением чужого имущества. К этому надо добавить еще почти три процента экономических преступлений — хищения бюджетных средств, уход от налогов, взятки, откаты, которые прилипают к рукам государевых служащих и муниципальных чиновников.

— С начала этого года число преступлений экономической направленности существенно увеличилось, в частности коррупционных, которые квалифицируются как совершенные в крупном и особо крупном размерах, — констатируют в амурском УМВД. — Только за первые три месяца этого года в сфере освоения бюджетных средств и выполнения государственного заказа выявлено 16 преступлений, 15 из которых — коррупционной окраски. Все они относятся к категории тяжких и особо тяжких. То есть суммы ущерба, которые фигурируют в таких делах, исчисляются миллионами.

При этом у нас в стране происходят абсурдные вещи. С одной стороны,человеку, который украл попугая, могут дать реальный срок, а с другой — есть уголовные дела по экс-чиновникам, где речь идет о миллиардах, но все это почему-то зачастую выливается в условное наказание.

Чем больше украл, тем меньше срок?

Учителя или врача за взятку в тысячу рублей у нас могут посадить, за украденную курицу человеку дают реальный срок, при этом зачастую те, кто ворует по-крупному — миллионами, не несут за свои действия ожидаемого обществом наказания, получают штраф и условно. Почему в наших законах такие противоречия?

— Здесь нет никакого противоречия, — высказал свое мнение председатель Амурского областного суда Сергей Семенов. — Когда говорят, что человек за курицу или мешок картошки пошел в места лишения свободы, то, как правило, обычно чего-то недоговаривают. Потом выясняется, что он совершает хищение чужого имущества не первый раз, совершает преступление уже будучи осужденным к условной мере наказания или освобожденным по УДО. И закон в данном случае не предоставляет суду другой возможности, кроме как человека посадить. Кто-то возразит, мол, есть еще такая мера, как штраф. Но, как правило, те, кто кур ворует, нигде не работают. Штраф не возьмешь. Назначить наказание в виде исправительных работ тоже невозможно: его никто не возьмет на работу. Было дело, я тоже возмущался по поводу того, что человека за кражу двух кур посадили. А когда вник, стало понятно почему: от него уже в его родной деревне все стонали. Как правило, когда такой личности суд назначает лишение свободы, это не ошибка.

О фигурантах дел на миллионы

По поводу того, что «чиновники у нас воруют миллионами и им за это ничего», в амурской прокуратуре и областном суде мне напомнили о целом ряде громких коррупционных дел в Приамурье в отношении высокопоставленных властных персон и муниципальных чиновников разного уровня, которые были уличены и сегодня отбывают наказание.

— Только в прошлом году у нас осуждено 43 человека по делам коррупционной направленности, — привел цифры старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательство и противодействии коррупции Александр Михалев. — Из них четверо получили реальные сроки. В том числе бывший заместитель мэра Благовещенска Олег Габа, который оказался причастным к исчезновению из городского бюджета свыше пяти миллионов рублей.

В отношении Габы было назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Затем кассационная инстанция снизила наказание до 4 лет 6 месяцев.

Мы проверили слух о том, что Олег Габа скоро выйдет на свободу. Как прокомментировали в облсуде, осужденный зам экс-мэра пытался ставить вопрос о переводе его в колонию-поселение, но суды всех уровней (городской, а затем областной) отказали ему. Теперь его жалоба пойдет в надзор.

Остановит ли воровство конфискация

В советский период за расхищение государственного имущества в особо крупных размерах приговаривали к расстрелу — санкция статьи предусматривала. Сейчас никому в голову не может прийти такое, чтобы за воровство человеку вынести смертный приговор. Считается, что за корыстные преступления нужно наказывать рублем. Почти два года назад вступил в силу закон, смягчающий ответственность за экономические преступления. Но многие теперь сомневаются в его эффективности. Как показала жизнь, даже получившие срок и вышедшие на свободу с чистой совестью граждане зачастую продолжают заниматься тем, что приносило им прибыль. Ну а попадутся — сроки, опять же, снижены, конфискации имущества нет.

Конфискация имущества нужна, но реализовать это порой становится невозможно, признают и в правоохранительных органах, и в судейском сообществе. Ведь все давно оформлено на кого надо.

— У кого конфисковать: у родственников, друзей, знакомых подозреваемого? И можно ли быть уверенными, что конфискуют именно то, что украдено? Где та грань, у которой нужно остановиться? Ведь в нас до сих пор еще живет «совок», и почти в каждом предпринимателе мы видим потенциального вора. Боюсь, вместо ожидаемых конфискация даст весьма неожидаемые результаты, — считает главный судья Приамурья. — На мой взгляд, чтобы побороть воровство, надо воспитывать с детства нравственные принципы и принимать организационные меры, чтобы у людей не возникало искушение украсть чужое или государственное. И главное — надо повысить общественный контроль, добиваться исполнения тех законов, которые уже есть, каждым гражданином страны. Исполнение законов и неотвратимость наказания — лучшая профилактика любого правонарушения, в том числе воровства и коррупции.

«В борьбе с коррупцией не должно быть компромиссов»

Александр Вышинский, бывший начальник среднебельской ИК-3: 

— Наша судебная система далеко не совершенна. До сих пор еще действует телефонное право, разные судьи один и тот же закон трактуют по-разному. Например, у нас однозначно мягко относятся к тем, кто пьет за рулем, хотя это потенциальные убийцы. Человек десятки нарушений совершит, пока будет лишен прав. При назначении судами наказания самый главный принцип — это индивидуальный подход к каждому человеку. За годы работы в колонии я встречал людей, которые отбывали реальное наказание за украденные пару мешков комбикорма. А фигурантов самого обсуждаемого в России резонансного дела по «Оборонсервису» даже не заключили под стражу — кто-то под домашним арестом, кого-то вообще не трогают. А ведь украденные из казны миллиарды — даже не самое страшное. Сам вопрос обороноспособности страны был поставлен под удар. Но экс-министра обороны вызывают в суд только в качестве свидетеля.

Президент Сингапура, когда объявил войну коррупции, посадил даже своего ближайшего друга. Все знали, что вице-премьер — друг его детства. Дружба дружбой, а служба службой. Не надо путать кормушку и выполнение своих обязанностей. Если в Норвегии король допустил нарушение скорости и это фиксируют полицейские, он потом по телевидению приносит извинение своему народу за то, что допустил нарушение законности. А у нас сегодня, к сожалению, можно часто услышать: «Пока суд не установил, что человек не является вором, то его нельзя в этом обвинять». Хотя уже понятно, что миллионы или миллиарды утекли в частные карманы. Так мы никогда не снизим уровень воровства и коррупции в стране. Борьба с этими болезнями общества только тогда принесет результаты, когда за совершенное преступление каждый гражданин будет нести реальное наказание — без компромиссов, невзирая на должности и ранги.

 Россия сегодня занимает 3-е место в списке самых коррумпированных стран мира среди промышленно развитых государств после Индии и Китая.

Возрастная категория материалов: 18+