• Олег Кожемяко со смотровой площадки оценил владения уникального парка.

Накануне уникальный уголок амурской земли впервые посетил губернатор области. Как глава региона освоился в условиях дикой природы, наблюдал корреспондент АП.

Несушки и Гагусик

Муравьевский парк занимает около 6 тысяч гектаров земли. Там растет 500 разновидностей растений и гнездится более 200 видов птиц, 20 из которых включены в Красную книгу. Полтора года назад парк пострадал от сильнейшего пожара. В итоге выгорели 50 гектаров уникального заповедника и около двух тысяч гектаров прилегающей к нему земли. Огонь тушили 65 человек и 10 единиц техники. После — помогали всем миром.

— Нам пришла помощь от фермеров из «Димского» и «Байкала», школьники помогали — сажали деревья, — перечислил президент парка Сергей Смиренский. — Сейчас ситуация нормализуется.

Со смотровой площадки, куда первым делом направился глава региона, видна заболоченная падь, из которой кое-где торчат деревья с чернеющими на них огромными гнездами. Там в скором времени обоснуются краснокнижные дальневосточные аисты.

— А вот там я как-то раз видел косуль. Сразу семь штук, — эмоционально рассказывал за спиной у главы области советник губернатора Георгий Ус. — В ряд стояли.

Президент парка поделился, что в том году в парке насчитали рекордное количество даурских журавлей — 18 пар. А вот численность японских журавлей постепенно снижается — в Китае, на местах зимовки, уменьшилась кормовая база. Поэтому, отмечают ученые, сейчас необходимо сделать упор на выращивании редких птиц в неволе и выпускать их на волю.

— Значит, необходимо сделать что-то типа фермы, где журавли будут нести яйца и высиживать птенцов, которых можно будет отпускать на волю, — заметил Олег Кожемяко. — А использовать их в качестве несушек можно?

— Можно, но нам готовы поставлять яйца. Есть заповедники и питомники, где не знают, куда их деть, — объяснил Сергей Смиренский.

После смотровой площадки главу региона проводили к вольерам, где показали японского журавля, утку-мандаринку и несколько диких гусынь, возглавляемых старым, но свирепым Гагусиком. Полюбовавшись на редких птиц, губернатор переключился на насущные проблемы — финансовое обеспечение парка.

Наука и техника

Губернатору сообщили, что на содержание сотрудников Муравьевского парка в год уходит примерно 2 миллиона рублей. Это деньги, которые тратятся в основном на научную работу парка.

Другое его направление — хозяйственная деятельность. Однако на этом поприще у ученых не все гладко. Так, например, в прошлом году часть урожая ушла под снег — не успели убрать. В парке нет собственного агронома, а техника по большей части старая и часто ломается.

После краткого осмотра техники и бурного совещания на открытом воздухе решили, что после майских праздников руководство парка представит свою смету. После этого губернатор Приамурья проведет совещание, по итогам которого станет известно, какие именно изменения ждут в ближайшем будущем «Муравьевку». Однако кое-какие подробности будущего Муравьевского парка известны уже сейчас.

— Во-первых, здесь люди сугубо научные, а техника прошлого века. Нужно, чтобы этим делом занимались специалисты, а научные сотрудники должны получать гарантированный доход, которого будет хватать на работу. Также необходимо включить образовательные программы для обучения детей. Над этим будет работать областное министерство образования. И третье — строительство инкубатора для выведения птенцов, — перечислил журналистам основные векторы развития Олег Кожемяко.

Кому отойдет 1,2 тысячи гектаров земли, обрабатываемой парком, пока неизвестно. Скорее всего, это будет СПК «Муравьевский», располагающийся в близлежащем селе Муравьевка. О потенциальном собственнике земли в областном минсельхозе отзываются положительно, отмечая, что это «весьма крепкое хозяйство».

Овсянка учится летать

В Муравьевском парке регулярно отслеживают миграцию птиц. Так, в прошлом году датчики слежения установили на 6 тысячах пернатых, которые бывают в парке пролетом. Ученые выясняют, какой вес прибавляют испытуемые, как проходят у них перелеты. «Как только они набирают жир, сразу же отсюда исчезают, улетают на север», — объяснил Сергей Смиренский. Процесс «кольцевания» показали Олегу Кожемяко и даже разрешили выпустить на волю овсянку, снабженную датчиком. Стоило главе области разжать руки, как самец с громким «ф-р-р-р» улетел в ближайшие кусты.

20 лет — максимальная продолжительность жизни японских журавлей в природе.

1, 1 миллиона рублей составляет штраф за отстрел японского журавля.

Возрастная категория материалов: 18+