• Теперь благовещенские ученики смогут увидеть десятки ярких опытов, которых нет в школьной программе.

Корреспондент АП побывала в штаб-квартире местных экспериментаторов и испытала на себе, в чем заключается фиолетовый парадокс и о чем поют трубы.

— Я никогда раньше не видел, чтобы дети задавали столько вопросов! — улыбается руководитель проекта Антон Пацура. — Все спрашивают, как эти опыты можно сделать самому.

Молодой человек достает с полок колбочки с цветными жидкостями и странные приборы. Обычный маленький офис моментально становится похожим на лабораторию безумного ученого. Не верится, что каждый предмет, даже кусок пенопласта на полу, будет участвовать в шипящих и искрящихся опытах. С каждым выездом в городские школы реквизит ведущих уменьшается. Дети просят поделиться искусственным снегом, индикаторной бумагой, полимерными «лизунами». По словам ведущих, скоро купить наборы для опытов сможет любой желающий — в Благовещенске заработает интернет-магазин, где юные физики и химики смогут купить все необходимое для своих научных свершений.

— Мы всегда хотели заниматься чем-то необычным и полезным, — говорит амурский креативщик Сергей Левкин. — Показывать детям яркие опыты по физике и химии очень интересно. Видно, как ребенок загорается этими предметами, которые раньше знал только по учебникам.

«Сумасшедшие профессора» работают в Благовещенске уже больше трех месяцев, с тех пор как получили франшизу на использование громкого имени профессора Николя. Сейчас такие познавательные выездные лаборатории работают в 59 городах России.

Ведущие в белых халатах рассказывают детям небольшие научные истории и предлагают проверить на практике, так ли это на самом деле. В одиночку свои эксперименты профессор не проводит никогда — зовет на помощь детей из класса.

Найти набор опытов по интересам ваших детей сейчас проще простого. Ведущие готовы объяснять явления природы, которые происходят во всех четырех стихиях, в кабинете, на свежем воздухе и даже в темноте. Глядя на эти причудливые приборы, хочется опробовать все и сразу. Пока ведущие не видят, беру с полки бутылек с прозрачной жидкостью, на вид — обычная вода. Рука машинально потрясла его, и жидкость тут же потемнела.

— Это «Фиолетовый парадокс»: индикатор в воде реагирует на кислород при тряске. А без разрешения профессора брать в руки ничего нельзя, — пристыдили мою самодеятельность ведущие.

За пару минут нам показали, как из-за резонанса поют трубы, а из-за смешанной с перекисью марганцовки из бутылки появляется джинн.

Но некоторые популярные в городах России эксперименты проводить в столице Приамурья невозможно. Оказывается, известный опыт «Сумасшедшая газировка» в Благовещенске не увидишь из-за банального отсутствия сухого льда. Это углекислый газ, замороженный под давлением. Достать его в нашем городе негде, а из других городов везти очень сложно — он растает. Похожая ситуация с жидким азотом, который тоже используется во многих экспериментах. Но достать его здесь очень тяжело.

Беспокоит инициативных молодых людей и то, что они уже несколько месяцев не могут добиться поддержки от управления образования городской администрации.

— По опыту наших коллег из других городов мы написали письмо нашим чиновникам, рассказали, что хотим развивать новый для города вид дополнительного обучения, просим посодействовать, — вспоминает Антон Пацура. — В министерстве образования и науки области мы тоже поддержки не получили. Это очень странно, потому что в других городах наших коллег поддержали.

«Профессора» дали в городских школах уже около десяти уроков. Многие школы с радостью соглашаются на их услуги, потому что своими силами показать детям теорию на практике не могут — не хватает оборудования и времени. Дети снимают уроки на телефоны, показывают своим друзьям и родителям. Так силами сарафанного радио в Благовещенске и распространяется информация о популярном в России научном шоу.

Ни отпечатка, ни двоек

— Дети очень любят опыт «Кровавый отпечаток», — таинственно говорит ведущий. — На руку ребенку я пшикаю прозрачную жидкость, он прикладывает ее к оранжевой бумаге и оставляет красный след. Дети ахают, смеются и разглядывают свои ладошки.

После опыта ведущий сразу объясняет школьникам, что бояться здесь нечего. Ладонь была смочена нашатырным спиртом, а бумага пропитана индикаторной жидкостью. Попадая в щелочную среду, жидкость изменяет свой цвет.

— Когда отпечаток исчезнет, испарятся и все двойки из твоего дневника, — говорит ведущий.

Ведущий без головы

Самым веселым опытом детям кажется «Большая оптическая иллюзия». Ведущий около минуты вращает черно-белый диск в одну сторону. Дети внимательно смотрят. Но когда диск убирают и взгляд попадает на голову ведущего, она становится маленькой. Дети смеются и просят повторить еще раз.

Объясняется опыт так же просто — если долго смотреть на диск, глаза подают мозгу один и тот же сигнал. Картинка сужается, скручивается. Потом уменьшается и голова ведущего.

«Этот опыт нравится смотреть и взрослым — эффект потрясающий!» — говорят ведущие.

Потрогать бусы Ньютона

Колбочка с маленькими шариками вызывает интерес задолго до проведения эксперимента. Но внутри не просто безделушка, а бусы Ньютона. Маленький помощник профессора дергает их за один конец — и остальные бусинки выскакивают из коробки сами.

— Дети сразу говорят, что бусы намагничены, — говорит ведущий Сергей Левкин. — Но это не так: перед вами обычные пластиковые бусы, если их правильно сложить, по инерции каждая бусинка будет тянуть за собой следующую.

Такие бусики как-то приглянулись маме ребенка, она заказала опыт себе на юбилей.

МНЕНИЕ

«Любая точная наука требует сначала интереса, а потом усиленного изучения!»

Елена Глухих, директор школы № 27:

— Я сама учитель-химик, всегда стараюсь давать детям больше познавательного материала. Когда эти ребята показали нам на видео свою работу, мы посоветовались с родителями и детьми и пригласили их к себе. Они презентовали нам такие опыты, которые мы в школе провести не сможем — нет такой техники и реактивов. Да и часы на физику и химию с годами сокращаются. Но в итоге они показали нам не все, что было в презентации. Я даже расстроилась немного. Самыми интересными экспериментами были гипноз и электрическая цепь. На шоу присутствовали сразу три класса разных возрастов. Дети помладше реагировали на опыты очень бурно, а восьмому и девятому классу было уже не так интересно — они все это проходили на уроках. Сейчас школьники практикуются больше на интерактивных опытах — на специальных дисках и в интернете. Опытов вживую становится все меньше. Но это не правильно, мы стараемся что-нибудь демонстрировать ребятам хотя бы на старом оборудовании. Думаю, такие проекты — хорошее подспорье для углубленного изучения точных наук. Видно, что ведущие хорошо подготовлены, интересно рассказывают, выводят детей на размышления. Урок всегда должен строиться на интересе!

100 и более экспериментов могут показать благовещенские «профессора».

5 000 рублей стоит одна часовая опытная программа.

Возрастная категория материалов: 18+