• Если верить ГИС, на участке  Зейской между Трудовой и 50-летия Октября расположены 103 организации.
  • Фирмы, что рядом с кинотеатром «Благовещенск», недавно ощутили на себе все прелести ремонта.

Ремонт, который по контракту должен продлиться около 12 месяцев, принес перекопы, грязь и вонь. Подъехать и даже просто подойти к двум крупным бизнес-центрам «Премиум» и «Триумф», расположенным в районе пересечения улиц Зейской и Трудовой, стало проблематично. Магазин Елены Фарковой почти год был на грани выживания, а в начале апреля этого года закрылся с многотысячными долгами по аренде. Как переживают трудные ремонтные времена другие предприниматели и есть ли смысл судиться с властями и строителями — выясняла АП.

Для большинства предпринимателей, арендующих помещения в шестиэтажных бизнес-центрах на Зейской, большой ремонт стал сюрпризом. А о том, что внезапно начавшиеся работы затянутся на год, их тем более никто не предупреждал. Сильнее всего от реконструкции коллектора пострадали небольшие фирмы, работающие в сфере услуг, — магазины, парикмахерские. Доходы в таком бизнесе напрямую зависят от количества посетителей, а их стало заметно меньше после появления на Зейской грандиозного перекопа.

— Магазин открылся в 2006 году — у нас уже была своя база постоянных клиентов из 600 человек. Мы хорошо работали, и прибыль была. Правда, потом она упала до нуля, — вздыхает Елена Фаркова. — Я в налоговой показывала нулевые декларации. Раньше в магазин в день могли зайти 10 человек, пять из них, как правило, что-то покупали. А с прошлого лета потянулись дни, когда в магазине целый день было пусто. Только своя клиентура приезжала по звонку. И мы им объясняли, как лучше проехать и где можно припарковаться. У нас прямо у двери был раскоп, грязь — как клиенты к нам могут прийти? Только в резиновых сапогах. А мы продаем брендовую одежду из Италии, Германии.

В итоге полтора месяца назад Елена закрыла магазин, а шоу-рум для оставшейся одежды устроила в спортивном центре, которым владеет. На момент закрытия хозяйка задолжала за аренду около 225 тысяч рублей. Администрация бизнес-центра пошла ей навстречу и согласилась на погашение долга в рассрочку. Сейчас задолженность предпринимательницы составляет 100 тысяч рублей, она планирует рассчитаться с ней в ближайшее время. По ее словам, из бизнес-центра съехали с долгами еще несколько фирм, разорившихся из-за ремонта. Владельцы здания даже собирались с ними судиться. Помещение, которое снимала Елена Фаркова, до сих пор не нашло арендатора.

Вместе с тем в отделе аренды бизнес-центров (у «Триумфа» и «Премиума» одна администрация) нам сообщили, что никакого массового исхода бизнеса у них не наблюдается. Если верить виртуальным поисковым системам, то в центрах снимают помещения в общей сложности 60 организаций. По данным администрации «Премиума» и «Триумфа», у них около 100 арендаторов.

— Текучка среди арендаторов у нас всегда есть — одни съезжают, другие заезжают. Но обычно офисы у нас долго не стоят — в течение месяца их занимают. Сейчас свободных площадей почти нет, — констатировали в отделе аренды администрации бизнес-центров. — В связи с этим ремонтом отсюда съехали только две фирмы — они нам так и сообщили, что причина в ремонте. Это газета «Из рук в руки» и фирма, продающая решетки на окна, ворота. Арендную плату в связи с ремонтом мы не снижали — это же не наша вина, что ремонтируют так долго коллектор. Кроме того, цены на электричество и тепло не уменьшились, как мы можем снизить аренду?!

«Работали как в туалете»

Рекламному агентству «Восток-1» тоже пришлось пережить тяжелые времена из-за реконструкции канализационного коллектора. И это несмотря на то, что этот бизнес, казалось бы, напрямую не зависит от потока клиентов с улицы. Агентство, в котором трудятся пять человек, уже не первый год снимает офис в цокольном этаже бизнес-центра «Премиум».

— Нас никто не предупреждал — ни администрация центра, ни мэрия. Когда я разговаривал с главным инженером бизнес-центра, он поначалу говорил, что ремонт займет несколько недель, потом срок растянулся до трех месяцев. Теперь говорят, что это все тут останется чуть ли не до 2017 года, — делится слухами директор агентства Семен Васильев. — Как только строители начали вести работы, часть клиентов отсеялась из-за того, что к нам стало не подъехать. Как-то раз нам заказали габаритный рекламный стенд — и клиенту пришлось нанимать трех грузчиков, чтобы донести его до машины. Поэтому теперь мы вынуждены брать на себя доставку продукции, а это дополнительные расходы. Если клиент не хочет к нам ехать, что бывает часто, потому что здесь негде припарковаться, наши специалисты сами выезжают к нему.

Фирма оказывает и копи-услуги, и услуги экспресс-печати. И если раньше ежедневно агентство зарабатывало на этом от одной до двух тысяч рублей, то сейчас — хорошо, если такая сумма прибыли набирается за месяц. Еще одна причина оттока клиентов и дополнительных издержек, как это ни банально, — канализационное зловоние, прошлой осенью ставшее невыносимым.

— У нас подвальное помещение, и вонять стало так, что никакая вентиляция не помогала — тем более что на улице стоял такой же запах. Одна из сотрудниц однажды едва не упала в обморок. Мы пробовали и маски носить, но это не спасало. Реально помогают только респираторы, но как вы себе это представляете: вы приходите в офис, а там все в противогазах, — невесело шутит Семен Васильев. — В итоге в течение 8 месяцев, пока все это длилось, я доплачивал всем сотрудникам по тысяче к окладу, а рабочий день пришлось сократить на один час.

Когда началась эта «газовая атака», предприниматель даже думал переезжать, но слишком много усилий было вложено в оборудование офиса полиграфической и другой техникой. Тем более что, несмотря на отток заказов, постоянная клиентура уже привыкла к этому месторасположению фирмы. В том, чтобы судиться с властями, владелец агентства не видит никакого смысла — в суде придется доказывать понесенные убытки, а сделать это непросто.

Магазины опустели

То, что улицу Зейскую перекрыли, напрямую сказалось на работе парикмахерских и салонов красоты. Так, в салон красоты «Елена», расположенный в бизнес-центре «Премиум», стало заходить вдвое меньше посетителей. В еще одном салоне, работающем в том же районе, снизили расценки на стрижки, чтобы привлечь посетителей.

Крупные торговые сети, чьи магазины расположены на злополучном участке Зейской, хоть и не оказались на грани выживания, но несут заметные даже для них убытки. В одном из магазинов компьютерной техники признались, что поток посетителей сократился чуть ли не в пять раз, а ежедневная выручка — в среднем в четыре раза. «Только за счет своих оптовиков и выживаем», — сообщили в магазине. Учтя издержки реконструкции городской канализации, владельцы сети снизили для торговой точки планы по продажам.

Магазин компьютерной техники «А-Эл-Джи Софт» работает на Зейской, 173А с 2009 года и до этого никогда еще не переживал такие тяжелые времена. Из-за перекопа ежемесячный доход магазина снизился на 40 процентов. Вместе с тем менять дислокацию хозяева сети не собираются, так как помещение у них в собственности.

— Нельзя сказать, что магазин убыточный — выручка есть, но хотелось бы, чтобы она была больше. Пока мы заложники этой ситуации, но надеемся, что после ремонта Зейская преобразится — тут будут удобные парковки, инфраструктура, которая положительно отразится на продажах. Зейская должна стать второй после улицы Ленина по потоку людей, — считает директор компании «А-Эл-Джи Софт» Евгений Гавриленко.

Если для «А-Эл-Джи Софт» ремонтная осада длится уже почти 8 месяцев, то магазин сети DNS перекоп затронул только недавно — около месяца назад.

— Подъехать невозможно — я и сам паркуюсь за два квартала отсюда, — признается управляющий магазином DNS на Зейской, 175 Николай Климов. — Клиентам неудобно стало покупать крупногабаритную технику — ее не так просто донести до машины. Продажи упали и по остальному ассортименту — процентов на 30.

Несмотря на снижение прибыли, закрытие магазину не грозит, а вот фастфуд, прошлым летом открывшийся было поблизости, не проработал тут и пару месяцев.

Отделение ОТП Банка, работающее в этом районе, почти не ощутило оттока клиентов — в офисе на Зейской обслуживают по договорам в основном юридических лиц. Но так как банк специализируется на потребительском кредитовании (представители финансовой организации работают в крупных магазинах, предлагая взять кредит на покупку товара), снижение продаж в торговых точках сказалось и на работе отделения. Там признались, что пока идет ремонт, из магазинов, расположенных по Зейской, банк ежемесячно недобирает займов примерно на 50 тысяч рублей.

Ремонт — дело грязное

Меньше всего реконструкция затронула фирмы, работающие с клиентами дистанционно. Для некоторых из них весь ущерб — «убитая» модельная обувь сотрудниц и посетительниц. «В бизнес-центре «Триумф» у нас находится офис, а магазины расположены по городу. Так что самые большие неудобства те, которые мы сами терпим, — признается одна из сотрудниц ювелирной компании «Золотой остров». — Если пройдет дождь, здесь становится очень грязно — я уже одни туфли так испортила».

Не очень пострадал от перекопа известный салон красоты Максима Грудинова — туда приходят только клиентки по записи.

Отсудить убытки трудно

По словам юристов, чтобы предпринимателям взыскать убытки с того, кто причинил вред, надо постараться. «Убытки могут быть взысканы только при наличии совокупности условий: должен быть доказан факт причинения вреда, его размер, вина причинителя вреда, а также противоправность действий этого лица. Кроме того, нужно доказать, что ущерб причинен именно из-за действий (или бездействия) указанного лица, — объясняет директор ООО «Амурская Юридическая Компания» Екатерина Чернова. — В данном случае мы не знаем, соблюдает ли подрядчик условия контракта, не бездействует ли администрация в случае несоблюдения подрядчиком условий контракта, законно ли в контракте указан такой длительный период работ. Для выяснения этих обстоятельств для начала я бы посоветовала потерпевшим обратиться в прокуратуру с заявлением. Ситуация станет яснее после получения ответа. Еще раз хочу отметить, что действия (или бездействие), в результате которых причинен ущерб, должны быть противоправными».

В Арбитражном суде Амурской области, который как раз рассматривает дела экономического характера, нам сообщили, что администрация нередко оказывается ответчиком. Но вместе с тем иски о взыскании убытков к ним поступают нечасто, так как в суде сложно доказать сумму убытков и то, что их причинил именно ответчик.

«Мы сами в эпицентре»

В управлении капитального строительства Благовещенска, являющемся заказчиком работ по реконструкции коллектора, нас заверили, что жители и предприниматели относятся к ремонту с пониманием — жалоб не пишут, максимум — звонят и спрашивают, «доколе?».

 — Мы здесь сами в эпицентре событий — у нас офис на Зейской. Так что и про запах знаем, и про грязь. Сами в прошлом году не могли окна открыть, чтобы проветрить. Но чтобы кто-то кричал — «караул, мы закрываемся!» — такого не было. Насколько мне известно, в суд на нас никто не подавал. Ремонт по плану должен завершиться во втором квартале этого года — у подрядчиков срок до июня. И пока они в сроки укладываются, — говорит начальник производственно-технического отдела МУ ГУКС Зоя Тягушева. — На Зейской работают два подрядчика — ООО «Энерго-Союз» и ООО «Сервер». Они обновляют не только канализационные трубы, но и теплотрассы, водопровод, электрические и телефонные сети на своих участках. Кроме того, по контракту они также должны благоустроить улицу. Третья очередь реконструкции — это часть большой работы по ремонту канализационного коллектора, начатой в 2008 году. Эти сети настолько износились, что едва могли функционировать. Ремонт делают в рамках федеральной программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» на условиях софинансирования из государственного, областного и городского бюджетов.

Всего на реконструкцию коллектора выделено 1,55 миллиарда рублей. На работы на участке улицы Зейской от Трудовой до 50-летия Октября потратили 230,6 миллиона рублей, на участке от Калинина до Новой — 232,6 миллиона. На первом участке, согласно контракту, должно быть уложено 682,5 метра канализационных сетей, на втором — 1521,5 метра.

По словам сотрудников ГУКС, глубокое понимание необходимости этого ремонта у местных жителей и предпринимателей тесно связано с осознанием того, что все они в противном случае могут утонуть в той самой массе, запах которой заставлял их морщиться все эти долгие месяцы.

В этом году аналогичный ремонт коллектора ждет участок улицы Зейской между Калинина и 50-летия Октября. Сейчас проектная документация проходит экспертизу в Хабаровске. Этот ремонт может продлиться дольше года, так как объем работ гораздо больше.

Возрастная категория материалов: 18+