• Ради голоса Юрий Лоза отказался от сигарет и футбола. Постится четыре раза в году.

Лоза дал единственный в Приамурье концерт в кабаке «СовеЦКом», а перед задушевным творческим вечером поговорил о жизни с корреспондентом АП.

ПЕСНИ-САМОДЕЛКИ 

— Юрий, сегодня для выпускников России прозвенел последний звонок. Вы помните свой день прощания со школой? 

— Это было так давно — в 1971 году в Алма-Ате. Чтобы себя подбодрить, мы принесли портвейн. Юношеская неуверенность в себе требует раскрепощения. Раздавили бутылку в кабинете биологии без всякой закуски. Потом за общим столом выпили по бокалу шампанского. Это усугубило эффект, и всех развезло. С нашей кривой точки зрения было весело. Но смотреть на это было, наверное, грустно. Шуму было много, пошли гулять — замерзли, промокли. Все как у всех. Домой только к утру пришел. Выпускной вечер суматошный, и он чреват своими перекосами. Кажется, что что-то произойдет этакое, особенное. Сейчас я понимаю: не надо ничего приукрашивать. Самого события, такого чудесного, уже достаточно.

 — Какое событие в вашей жизни вы хотели бы пережить еще раз? 

— В одну реку нельзя войти дважды. Я понятия не имею, как бы я сегодня отреагировал на события, казавшиеся мне тогда красочными и интересными. Меня часто спрашивают, как там было на рок-фестивале «Тбилиси-80». Отбросив красочность и праздничность отмечу как профессионал: бедно, много чачи, музыка звучала отвратительно. А тогда фестиваль воспринимался, как нечто экстраординарное. Выступление закрытых коллективов «Машина времени», «Аквариум». Тогда это были самоделки самой чистой воды — ничего общего с нынешними ансамблями. Стояли, на сцене какие-то прохиндеи из Питера, орали непонятно что…

 — Ваш первый альбом «Путешествие в рок-н-ролл» 1983 года тоже был самоделкой. Однако вы проснулись знаменитым. Расскажите, как это создавать хиты кустарным методом? 

— То, что я тогда делал, объяснить невозможно ни технически, ни морально. Пленочный магнитофон «Нота» — я играю по очереди на разных инструментах, записываю, склеиваю пленку. И так 28 раз. Затем добавляю текст. Записывал я часов восемь с товарищами из группы «Примус», в которой даже не играл. Ну и они толком участия в записи не принимали. Если бы прапорщики с пивом к нам не заглянули, записали бы часов за пять. Правда, эти мужики подпевки делали. На следующий день еще один деятель приехал, послушал запись. Сказал «Как хорошо!», подклеил кусок пленки: «Для вас поет группа «Примус» и отнес в самиздат. Я потом долго доказывал, что это все мое, музыка, текст, игра, а пацаны только кнопки нажимали.

 ЛИРИЧЕСКАЯ БЫТОВУХА 

— Юрий, когда было легче проснуться знаменитым — в то время или сейчас? 

— В любое время надо было оказаться в нужный момент в нужном месте. Я жил на излете коммунистической идеологии, немножко раскрутились гайки, снизилось давление. Я мог петь то, что еще пару лет назад было нельзя. За это уже не сажали, как например, за фарцовку. Ею я тоже занимался и на вырученные за счет спекуляции средства покупал технику. Я не протестовал против режима, не стоял на баррикадах и не размахивал рваной майкой. Я просто пел обычные бытовые песни, которые до этого не звучали. Вспомните всю эту соцпатетику, псевдолирику и комсомольский задор. Вместо «Увезу тебя я в тундру» получилась «Девочка в баре». Самиздат меня за пару лет раскрутил, я стал подпольной звездой. Потом меня легализовали, а потом снова прикрыли. Андеграунд как передатчик запрещенных мыслей и новостей стал не нужен. 

Сейчас центральное телевидение и радио живут своей жизнью и по своим законам. Мне открыто говорят: «Юра, твоих песен здесь никогда не было и не будет. Мы тебя терпеть не можем». У меня в этом году выходит новый альбом. Как-то принес на радио новую песню, а мне говорят, что я стою в разделе «Ретро». Все перевернулось с ног на голову. Раньше наша медиа-империя помогала людям работать, освещая их труд. На «Голубом огоньке» сидел хлебороб, а для него пели Кобзон и Сенчина. Сейчас Кобзон поет для Баскова, а Басков для Кобзона. Масляков со своим КВНом выдернул из страны несколько тысяч хороших специалистов, которые болтаются по Москве и пытаются шутить по любому поводу. Хлебороб и все, кто кормит страну, никого не интересует. Зато на ток-шоу собираются по поводу нового избранника Волочковой или Евровидения. И после окончания считают рейтинг, который поднялся на пять пунктов. При этом никого не интересует, что 1500 человек после этой передачи покончили жизнь самоубийством. И все это делается для того, чтобы замазать огромное количество проблем которые существуют в стране.

 — Вы ведь пишите не только стихи и музыку? 

— Я вообще много пишу. Хотя меня усердно вырезают, режут даже на радио «Эхо Москвы». Последний раз выкинули из программы «Давайте обедать». Все, что я говорю, говорить нельзя, я рублю сук, на котором сижу. Когда писал книгу «Научу писать хиты», где рассказывал, как написать музыку, хороший текст, предупреждал об ошибках, несуразицах, которые допускали наши звезды. Пришлось по делу перемазать всех коллег по цеху. К примеру, Макс Фадеев замечательный аранжировщик, неплохой композитор, но его нельзя допускать к созданию песен. Он даже говорить не умеет. Последняя его «Мама Люба, давай» — бред сивой кобылы.

 «Я ВОРЧУН И ЛЕНТЯЙ» 

— К вам как к человеку известному часто обращаются за помощью?

 — Постоянно пишут — вы наш любимый артист, дайте денег. Просят на храм, на лечение, на раскрутку. Я не могу всех осчастливить. Много лет я помогаю детскому приюту в Подмосковье. Организую фестиваль, где бесплатно поют мои друзья: Серега Трофимов, Серега Крылов, группа «Песняры». Подтягиваю думцев и прочих деятелей. Артист — вертикальная профессия, работаем от бандюков до президентов. Однако не все стремятся раскошелится. Прошу однажды у одного знакомого денег, а он: «Знаешь, я сейчас с Бритни Спирс веду переговоры, не хочет ехать на вечеринку за 10 миллионов. Я это бабло для того и заработал, чтобы красиво потратить». А оставит ли Спирс в душе к этому человеку хоть каплю уважения? Сделай хорошее здесь, построй дорогу, школу! Твоим же именем назовут. 

— Вы богатый человек? 

— У меня есть одна квартира в Москве, одна машина, дача — самый маленький дом в поселке. Мне вполне хватает трех комнат. Нас трое: я жена и ребенок. Никак не разделиться, чтобы занять десять комнат. Сад развожу, растет олива, магнолия. Есть еще и квартира в Болгарии. Большая — 77 квадратов. Правда, болгары хитро посчитали: в эту площадь входит общедомовая лестница. Итого получается 50 метров. Мне нравится Болгария, такая же грязненькая, но там тише, меньше понтов. На улице бабушки продают носочки и семечки. В Варне не строят домов выше, чем ширина улицы. А Москва, к сожалению, потеряла свое лицо. Интеллект вымывается клиповым мышлением, смс-культурой. Скоро библию будем в комиксах читать.

 — У вас есть слабости? 

— Я обжора, сластена, сибарит. Люблю спать, ничего не хочу делать, ленивый и ворчливый до жути. Но чтобы петь, не потерять здоровье и голос, я отказался от футбола. Раньше был капитаном команды звезд «Фортуна». Бросил курить 19 лет назад. Конечно, вес не удержать — только подумаю о «сникерсе», он тут же на животе откладывается.

 — Советское время с ностальгией вспоминаете? 

— Нельзя сравнивать время. Мы были молоды, все казалось замечательным. Однако моей родственнице сломали ребро, когда она стояла в очереди за сосисками. За «Москвичом» в очереди надо было 20 лет стоять. Да, колбаса была хорошего качества, лучше, чем сейчас. Да, майонез стоил 18 копеек. Сейчас существуют 48 сортов, и все полная ерунда. Не надо романтизировать эпоху. Один человек мне говорит: «Юра, раньше у тебя песни были классные! Мы с девятнадцатилетней девчонкой выгнали всех подруг из общаги, взяли бутылочку винца, поставили Лозу и как оттянулись». Я его спрашиваю, как ты новые песни слушаешь? — «Да в машине в пробке». Я посоветовал: «Выгони всех подруг, зашторь окна, поставь новый хит Лозы и оттянись с девятнадцатилетней девчонкой. Получишь то же самое удовольствие».

 МУЗЫКАНТ В ЭКОНОМИКЕ 

— Юрий, вы певец, музыкант, писатель. Зачем вам понадобилось идти в экономисты, учиться в зрелом возрасте?

 — Получил приглашение от ректора Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Например, институт в Сочи гордится Галустяном. Архитекторы гордятся Макаревичем. Розенбаум — гордость всех медицинских учреждений. А в среде экономистов — пробел. Чтобы его исправить, обратились ко мне, предложили свободный график. Вновь сел за парту, и мне так понравилось учиться. Дипломную работу писал про налоговую систему РФ. Преподаватели — чудо. Я слушаю лекции, а сзади оболтусы обсуждают, как они всю ночь тусили. А потом у меня спрашивают, что такое ВТО. Точно двинут нашу экономику! Сейчас меня приглашают в качестве третейского судьи на умные передачи. Думают: «Ну что этот дурачок скажет?». А как-то я разнес в пух и прах спор бывшего министра экономики Задорнова и экономиста Глазьева. Я-то по стране с гастролями езжу, вижу, что творится и как мы могли бы жить с таким-то потенциалом…

1982 — в этом году родилась одна из самых  известных песен Юрия Лозы «Плот».  Однако к широкому слушателю она попала только в 1988 году.

Возрастная категория материалов: 18+