• Татьяна Пушкарева, пенсионерка.
  • Алексей Артышко, пенсионер.
  • Анна Титова, экономист.
  • Вячеслав Васильченко, бурильщик.
  • Лидия Цветкова, медицинский работник.
  • Александр Дегтярев, водитель.

— Да и учителя относились к нам лояльно, —  считает благовещенска. — Всем хотелось, чтобы на экзаменах дети получили как можно больше хороших оценок. Это теперь завалить школьника или спалить со шпорой — обычное дело, раньше такого не было. 

Алексей Артышко, пенсионер:

— Я окончил школу очень давно — в 1952 году. Тогда была другая система образования. Мы каждый год с четвертого класса сдавали экзаменами все предметы. Поэтому мелко писать на шпаргалках мы научились сразу. Эти листочки мы скручивали в тоненькую трубочку и передавали под партой друг другу, кому нужна была помощь. Я был старательным учеником, но русский язык всегда был для меня неподъемным предметом. Из-за него даже как-то оставался в школе на второй год.

Анна Титова, экономист:

— Я выпускалась из школы в 2003 году, тогда еще ЕГЭ не ввели. Из любимых предметов сдавала биологию. Сколько себя помню, учеба всегда давалась легко, проблем никаких не было. Я, конечно, готовилась перед экзаменом, читала много, повторяла. Мы даже на учебниках с девчонками засыпали, верили, что это поможет! Переживаний в тот самый день было очень много, но с нами приходили родители. Они стояли на улице кучкой и поддерживали нас своим присутствием, было не так страшно.

Вячеслав Васильченко, бурильщик:

— Да, я сдавал литературу, русский язык и математику. Честно говоря, был всегда троечником. К экзаменам никак не готовился, ничего не учил и не повторял. Просто пришел, сел и ответил что знал. Я всегда мог выйти из сложных ситуаций, тут главное — хоть чуть-чуть попасть в тему, а дальше развивать мысль. У меня тогда в аттестате были все тройки, только по трудам и физкультуре стояло «отлично». Потом я пошел в техникум, и все сложилось так, как я и хотел, большего не надо.

Лидия Цветкова, медицинский работник:

— Я училась в интернате в Кемеровской области. Помню, мы тогда сдавали только русский язык и математику. Около интерната был красивый цветущий сад, мы там собирались с учебниками в руках и зубрили. Но все сдали экзамены хорошо, у нас был доброжелательный коллектив педагогов. Сейчас образование совсем другое. Внук второй класс закончил, но в их учебниках не разберешься, даже правил нет! У дочки всегда под рукой старая обшарпанная математика восьмидесятых годов.

Александр Дегтярев, водитель:

— Я всегда учился средненько — и четверки были, и тройки. К экзаменам в восьмом классе готовился не очень серьезно. Помню, половину билетов выучил по одному экзамену, другую половину — по другому. Даже шпаргалки не писал — лень было. А вот в десятом, выпускном классе я уже взялся за голову — начал все запоминать и повторять сразу с начала учебного года. Все прошло хорошо, было даже не так волнительно, потому что я знал, что хорошо понимаю материал и меньше четверки не получу.

Возрастная категория материалов: 18+