• Только верблюды напоминают, что жизнь в пустыне Сахара не остановилась.
  • Колизей в Эль-Джеме.
  • Арабы — ценители лошадей.
  • Троглодитам построили  наземное жилье, но многие так и  не покинули пещеры.

Европейцы массово посещать горячую точку все еще побаиваются. В числе первых путешественников, пожаловавших в оазис пустыни, оказался и корреспондент АП.

Жемчужина Средиземноморья

Собралась в путешествие по Европе, а оказалась в Африке. Сегодня, благодаря заманчивым предложениям туроператоров, возможно все. День на сборы — и мы с подругой летим из Петербурга в Тунис. Что я знаю об этой стране? Практически ничего. Не богатая республика, в которой, кроме моря, и смотреть не на что. Бессмысленный и беспощадный для фигуры отдых по принципу «все включено». На деле оказалось, как в том анекдоте про шахтера, приехавшего в Сочи: «А тут еще и море есть?!».

Страна действительно изголодалась по туристам. Несмотря на поздний час, в отеле предложили горячий ужин. Средиземноморская кухня пришлась по вкусу, не зря же местные блюда пользуются признанием даже у изощренных гурманов-французов. Не соленая, не острая, много тушеных овощей, мясных деликатесов, изобилие фруктов… Каждый раз повара не только вводили новые блюда, но и щедро их украшали. На стойках расцветали розы из свеклы, били фонтаны из рыбы, очаровывали скульптуры мавританских девушек с козочками и барашками. Да и сам отель поражал воображение — будто дворец султана Амира, выполненный в андалусском стиле: ковры, мраморные колонны и лестницы и альковы. На потолке лепные украшения из алебастра, резные узоры на арках. И главное — мечта всех туристов — лазурное Средиземное море и мягкий, как мука, песок.

Правда, насладиться пляжным отдыхом нам не удалось. «Сахара! Вы бывали в Сахаре?!» — слышалось со всех лежаков. Да и туристы, возвращавшиеся с двухдневной экскурсии, не скрывали восторга. Еще бы, посмотреть почти всю страну, познакомиться с жизнью коренных жителей, увидеть постройки древнеримской цивилизации!

Едва рассвело, отправились в Сахару и мы, вооружившись словами «буха» (финиковая водка), «шеша» (кальян) и «шиша» (берберская повязка на голову). Первая остановка — самый святой после Мекки мусульманский город Керуан, своим величием покоривший когда-то Андрея Белого и Зинаиду Серебрякову. Покорил он и меня главной мечетью Туниса Сиди Окба, ручными коврами и самым дешевым магазином сувениров.

«Из России, значит, мусульманка? — спрашивает у меня симпатичный прихожанин большой мечети. — Татарка или чеченка?». Объясняю ему, что я христианка. Тунис не просто арабское государство. Это продвинутый Запад для Ближнего Востока и загадочный Восток для Западной Европы. Поэтому и люди здесь по-европейски доброжелательны. Если к вам направляется молодой мужчина, сверкая белозубой улыбкой, не спешите убегать, он просто желает с вами поговорить.

Финики и фенеки

Двигаемся на юг, стороны света можно узнать по оливам. Если на севере деревья растут через каждые 5—7 метров друг от друга, то на юге расстояние увеличивается до 25. Это от нехватки воды. Дождей здесь не бывает по два-три года. Зато на смену оливам приходят финиковые пальмы. На севере они не плодоносят. Пальма для жителей оазисов — основной стратегический элемент. Она дает тень, сберегает своими корнями воду. Под ней размещаются абрикосы, гранаты, виноград, огурцы и помидоры. О таком трехэтажном растениеводстве я читала в школьном учебнике. Из ствола, коры и веток пальмы делают крыши домов, зонтики и опахала.

Только в этих оазисах выращивают редкие финики «палец света» или «палец Фатимы». Уникальные лакомства отведать невозможно. Весь урожай выкупается еще до его сбора. А собирают финики в декабре и только вручную. Эти дни — настоящий народный праздник. Финики и оливы — главное достояние Туниса и первый пункт пополнения бюджета. Туризм на втором месте. Стоит отметить, что местные финики ничего общего не имеют с приторно-сладкими, серыми комочками, которые мы покупаем в России. Здесь они янтарные, сочные, с медовым ароматом.

Еще в пустыне водятся фенеки — маленькие, трогательные, пушистые серо-рыжие лисички с голубыми глазами, мягкими лапками и огромными инопланетными ушами. С фенеками можно сфотографироваться за один динар (20 рублей). Еще один местный фирменный сувенир — «роза пустыни», кристаллическое образование из застывшего песка, лежит прямо под ногами.

Ралли Париж — Дакар

Останавливаемся почти на границе с Алжиром в небольшом городке Нефта, который называют столицей Сахары, пересаживаемся на джипы и отправляемся по отрезку ралли Париж — Дакар. Водитель — местный шумахер, воодушевленный женскими визгами, лихо забирается на барханы и камнем летит вниз. Выделывая крутые виражи, он буквально зависал на зыбучем песчаном склоне.

Нас предупреждали заранее, что на громадном солончаке Шотт-эль-Джерид можно увидеть миражи. И правда, вдали среди каменисто-песчаного безмолвия отчетливо видно озеро. У воды три пальмы и несколько верблюдов. Кстати, эту картину заметили и мои спутники. Но до своего видения мы бы никогда не доехали. Зато попали в знаменитые «лунные» пейзажи «Звездных войн» Джорджа Лукаса. Место поистине фантастичное. Это настоящие декорации, построенные для съемок, сюда же проведена асфальтированная дорога. Ее состоянию могут позавидовать и российские центральные автомагистрали.

Белое солнце Туниса

Ворота Сахары город Дуз — словно занавес, отделяющий Тунис цивилизованный от Туниса первобытного. Исполинские дюны, мелкий, почти белый песок подступают прямо к жилому сектору. Здесь очень жарко и безумно красиво. Перед началом путешествия в горячее сердце Африки туристов одевают в длинные полосатые бедуинские халаты и повязывают на голову тюрбан-шишу. «Настоящая Фатима», — говорит погонщик верблюдов. Если тебя называли именем дочери пророка Мухаммеда — это высшая похвала и почти признание в любви. Перед началом путешествия на одногорбом верблюде проходим краткий инструктаж. Иначе легко упасть с мохнатого транспортного средства. В связке каравана отправляемся в глубь желтого безмолвия. Только здесь среди зыбучих дюн и барханов под мерный шаг верблюда ты ощущаешь себя маленькой песчинкой, гонимой ветром, настолько величава Сахара. Если верить местным преданиям, здесь когда-то давно плескалось море, отсюда и оставшиеся солончаки. А коренные жители — голубоглазые берберы — потомки затонувшей Атлантиды. Удивительная тишина звенит в ушах, слышно только, как шуршит песок под ногами «корабля пустыни».

В гостях у троглодитов

Матмата — единственный в стране бербероязычный город, самая потусторонняя достопримечательность Туниса. Местная «кин-дза-дза». Так и хочется сказать «ку» вместо «здравствуйте». Знаменитые пещеры отнюдь не явление природы, а дело рук человеческих. Землянки вырыли берберы, чтобы укрыться от древнеримских легионеров, разрушивших Карфаген. С тех времен они сохраняют особенности своего быта и зовутся троглодитами, по-русски — пещерными людьми. За небольшое вознаграждение можно попасть в каменную норку бабушки Фатимы, самой известной троглодитки.

Эта женщина умерла несколько лет назад, ей было далеко за девяносто (несмотря на тяжелую жизнь, пещерные люди живут долго). Глиняный особняк стал музеем. Портрет немолодой женщины с многочисленными татуировками на лице, которые обозначают принадлежность к племени, украшает гостиную.

— К хозяйке приезжали известные люди, в том числе и ваш Жириновский, — рассказывает гид Николай. — Он пообещал, что, если станет Президентом России, обеспечит троглодитам сытную жизнь, а Тунис сделает великой арабской державой. Наверное, он тогда уже знал, что никогда не станет правителем.

Судя по размерам человеческих норок, каждый житель Матматы решает свой квартирный вопрос, исходя из собственных сил. При желании можно нарыть и второй этаж. Войдя в «дом», попадаешь в просторный внутренний двор, из него в разные стороны прорыты пещерные комнаты: кухни, спальни, гостиные. Даже в сорокаградусную жару здесь прохладно. Стены служат природным кондиционером. Зимой помещения прекрасно держат тепло. Не так давно в город провели свет, и сейчас возле некоторых норок можно увидеть спутниковую антенну, а в соседней пещерке предлагают пообедать изумительным кускусом (пшенной кашей) и попить национального чайку из чабреца и миндальных орешков.

4 800 км с запада на восток и от 800 до 1200 км с севера на юг простирается пустыня Сахара. Общая площадь — около 8,6 млн. км². Это 30 процентов всей Африки .

Возрастная категория материалов: 18+