• Фонари для набережной привезли из Новосибирска, а гранитную основу  для лавочек — из Китая.
  • Вместе с открытием нового квартала набережной у благовещенцев появится беседка для молодоженов.
  • Вместе с «Буреягэсстроем» над созданием набережной  трудятся около восьми компаний-субподрядчиков.
  • 560 метров — протяженность  участка от Калинина до Мухина.

— То, что вы видите здесь — дорожки, фонари, скамейки, газоны и спортплощадки, — лишь малая часть работы, — рассказывает и. о. заместителя директора по производству филиала ОАО «Буреягэсстрой» СУ ПГС Антон Стародубцев. — 90 процентов наших усилий — внизу, их не видно под тротуарной плиткой.

Действительно, новая набережная — это не только красиво оформленная площадь, а прежде всего берегоукрепление. Именно поэтому, когда в 2007 году Благовещенск добился финансирования столь крупного проекта, воплощать его в жизнь начала компания «Буреягэсстрой».

— Объект таких размеров, конечно, непростая задача, но набережная относится к гидротехническим сооружениям, а это наш профиль, — объясняет Антон Стародубцев. — Например, на Бурейской ГЭС мы сейчас занимаемся берегоукреплением. Здесь, можно сказать, примерно те же работы.

Основная сложность возведения набережной в Благовещенске — большое количество коммуникаций. Строителям пришлось прокладывать новую ливневую канализацию и присоединять к ней существующие коллекторы, а также протягивать электрические сети, которые нужны в том числе для освещения территории.

— Сначала забивали шпунты — металлические сваи, которые закрепляются в замок и держат воду. На шпунт садятся монолитные блоки. Самым сложным было принимать бетон — его привозили и зимой и летом в огромных объемах, — делится начальник участка филиала «Буреягэсстрой» СУ ПГС Анна Климентенко. — Причем бетон нужно было сохранить и довести до определенной прочности.

Многое зависело и от работы сварщиков. «Буреягэсстрой» подбирала высококачественных специалистов, потому что им предстояло делать армокаркасы большой сложности и больших объемов — именно они и составляют сейчас основу новой набережной.

Кроме того, сооружение состоит из фундаментных плит, сборного и монолитного железобетона, песчано-гравийной смеси, щебня и камня.

Любителям спорта

Согласно проекту, будущая набережная разделена на девять участков общей протяженностью шесть километров — от улицы Театральной до Нагорной. Первый участок от Святителя Иннокентия до Калинина строители ввели в эксплуатацию прошлым летом. Второй — от Калинина до Мухина — решили разделить на две части и первую половину (от Калинина до Уралова) сдать досрочно ко Дню города.

Возможно, строители успели бы сделать весь второй участок к началу июня, но проектно-сметную документацию пришлось пересогласовывать. Авторы проекта набережной решили разместить на этом участке спортивные площадки, а из здания второго теплого туалета сделать пункт проката. Здесь сейчас и кипит основная работа.

— Между Уралова и Мухина возводится сразу несколько спортивных площадок. Для роллеров делается площадка на 678 квадратов. Основание уже готово, в данный момент строители кладут бортовой камень. После этого положим сетку и начнем бетонировать, — рассказывает ответственный представитель ОАО «Буреягэсстрой» Николай Каноненко. — Дальше идет асфальтобетонная спортплощадка для людей с ограниченными физическими возможностями.

Специальное оборудование для нее уже заказано. По словам строителей, здесь разместят дорожки, змейки и другие препятствия. Следующей расположится площадка с конусами для слаломщиков и дорожка для велосипедистов.

Из-за нововведений в проекте сдавать участок со спортплощадками строители будут позже на месяц или два. Однако, как заверил АП Антон Стародубцев, опробовать новую территорию спортсмены успеют до конца лета. Одновременно с этим в эксплуатацию сдадут и вторую часть второго участка — от Уралова до Мухина.

Вопрос цены и времени

И все же открытым остается один из самых актуальных вопросов — когда горожане смогут прогуляться вдоль всей набережной.

— Вообще, согласно проекту, строительство объекта должно быть завершено одновременно с окончанием срока действия федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», то есть до конца этого года, — комментирует директор МУ «Городское управление капитального строительства» Павел Матюхин. — Но на сегодняшний день средств, предусмотренных программой, недостаточно, для окончания работ нужно еще порядка трех миллиардов. Поэтому мы рассчитываем войти в новую аналогичную ФЦП, чтобы получить недостающие средства.

Еще одной проблемой для строителей стали задержки с федеральным финансированием. На сегодняшний день компания «Буреягэсстрой» вложила в объект уже более 300 миллионов собственных средств.

— Полномочия по финансированию всех наших таких объектов переданы из Минрегионразвития в Госстрой России, — прокомментировал Павел Матюхин. — Сейчас федеральному агентству передаются соответствующие полномочия, все это связано с соответствующей юридической работой. Надеемся, что в ближайшее время вопрос с финансовыми задержками решится.

В общей сложности на сегодняшний день строители использовали уже более 3,5 миллиарда рублей, за 2013-й намерены освоить еще 1,3 миллиарда.

— До конца года мы планируем сдать участках от Мухина до Больничной, а также закончить работы на седьмом, девятом и десятом участках — от Святителя Иннокентия до Театральной, — подчеркивает директор МУ «ГУКС». — Это территория так называемой «Золотой мили».

Сами строители более осторожны в прогнозах.

— Конкретные сроки я назвать пока не готов. Многое зависит от погодных условий. Как вы видите, в этом году у нас задержалось потепление, и это не могло не отразиться на работе, — объясняет и. о. заместителя директора по производству филиала ОАО «Буреягэсстрой». — Тем не менее мы работаем уже на всех девяти участках объекта, и у каждого из них своя степень готовности. Вводить их в эксплуатацию будем поэтапно. Конечно, мы постараемся уложиться в минимальные сроки, ведь Благовещенск достоин прекрасной новой набережной.

Вместе с открытием нового квартала набережной у благовещенцев появится еще 
одна достопримечательность — беседка для молодоженов. Изначально ротонды не было в проекте, она появилась позже. Гранит для нее везли самолетами из Китая, строители признаются: материал дорогостоящий, зато и стоять будет не годы — века. Беседку венчает прозрачный стеклянный купол, кроме того, проектировщики сделали для нее необычное освещение — лампы установят у основания колонн, светить они будут вверх.

Пляжу на Амуре — быть 

Проект новой набережной предполагает и создание пляжа. Он расположится в районе улицы Пограничной. Там на расстоянии примерно 600—700 метров строители организуют искусственный затон практически без течения, поэтому вода в нем должна прогреваться достаточно сильно. Создать завод позволила выемка грунта на этом месте.

Китайский взгляд на набережную

Еще одной неожиданной проблемой, возникшей при строительстве набережной, стали соседи из Поднебесной. «Мы получили претензию с китайской стороны, которая представила выводы своих экспертов. Согласно им, наше строительство оказывает негативное влияние на противоположный берег Амура, — рассказал директор городского управления капитального строительства Павел Матюхин. — По их мнению, возведение набережной изменило русловой поток и он начал размывать китайскую набережную». В ответ правительство Приамурья вместе с администрацией Благовещенска обратилось в проектный институт «Ленгипроречтранс», который с помощью специалистов МГУ имени Ломоносова провел дополнительные исследования по оценке влияния строительно-монтажных работ по возведению берегоукрепительных сооружений на речное русло.

— Согласно выводам наших экспертов, возведение набережной имеет положительный эффект, — подчеркнул Павел Матюхин. — Кроме того, был сделан вывод, что целесообразно на пойменных участках выдвинуть берегоукрепительные сооружения.

В соответствии с рекомендацией строители намыли на этой территории еще 20 гектаров земли. Китайская сторона, по словам сотрудников администрации Благовещенска, пока к этой теме не возвращалась.

6 километров — общая протяженность будущей набережной Амура.

260 сотрудников «Буреягэсстроя» строят новую набережную. Почти половина из них (120 человек) работает сейчас на участке от Калинина до Уралова, который увидят завтра благовещенцы.

Возрастная категория материалов: 18+