Больше всего приемных семей живет в Свободном и Свободненском районе — 41.Больше всего приемных семей живет в Свободном и Свободненском районе — 41.

«Случай в школе-интернате поселка "Пионерский" заставил по-иному взглянуть на ситуацию по обеспечению гарантированной социальной защищенности детей, проживающих в детских домах. В идеале каждый ребенок должен воспитываться в семье», — написал в своем блоге губернатор Олег Кожемяко. Чтобы сделать приемное материнство привлекательным, Олег Николаевич предложил увеличить ежемесячную выплату на содержание одного приемного или опекаемого ребенка до 18 тысяч рублей. К этому добавить ежегодную материальную поддержку семье в размере 50 тысяч рублей.

Увеличится и размер единоразовой выплаты для усыновителей. Тех, кто решит сделать приемыша кровным, ждет вознаграждение до 350 тысяч рублей. Для детей с ограниченными возможностями выплаты повысятся до 700 тысяч рублей. Поможет ли поощрение рублем улучшить «детские» показатели, выяснял корреспондент АП.

Ольга и Ксюша

— Деньги — это хорошее подспорье, — считает Ольга Соколова, — на них можно решить множество текущих проблем. Нам ежемесячного пособия хватает только на оплату дополнительных образовательных услуг. Наша приемная дочь Ксюша занимается английским, ходит в художественную школу и на карате.

История Ольги и двенадцатилетней Ксюши словно фрагмент мелодрамы. Познакомились они случайно, и эта встреча перевернула обеим жизнь.

— Три года назад меня, как члена общественной организации «Мамонтенок», пригласили в приют «Мечта» для беседы с девочками-подростками, — говорит Ольга. — Нужно было рассказать им, как ухаживать за собой, объяснить правила гигиены. На тот момент у меня был взрослый сын, который учился в другом городе. Ксюша — обычная девятилетняя девчонка с испуганным взглядом. Но я увидела ее, и сердце екнуло.

В ее жизни был сложный момент — мать лишили родительских прав, младших братика и сестренку взял папа, а от Ксюши предпочли отказаться. При разговоре девочка сказала, что долго голодала, у нее не было элементарной одежды. В школе к ней было самое негативное отношение. Она до сих пор помнит своих обидчиков. Мне захотелось дать несчастному ребенку достойную жизнь. Я еще молодая, имею стабильный доход. Мы в этот же день обменялись телефонами, а на следующее утро у меня уже было десять пропущенных звонков.

Ольга также с первого взгляда понравилась Ксюше. Как будто родная душа. Ее прихода девчонка ждала и очень переживала: не дай бог, в этот момент заявится родная мама.

— С того момента я приходила в приют каждый день, — продолжает женщина. — Потихоньку начала собирать документы, но ребенку ничего не говорила — вдруг не получится. Ксюша все чувствовала. «Можно я буду называть тебя мамой?» — как-то спросила она, но я объяснила, что это преждевременно. С тех пор она меня называет Лелечкой. Мы познакомились в мае, а 26 августа забрали домой. Муж до этого ни разу не видел девочку. Когда я его спросила, почему, он ответил: «Я же с тобой в роддом не ходил, кого домой принесла — того и воспитали». Девочка пришлась нам, как родная. «Такое чувство, что она всегда жила с вами», — говорят друзья и соседи. У меня с родным сыном было больше проблем. Пятый класс дочка окончила на одни пятерки!

Андрей и Лена в квадрате

— Одними деньгами приемное материнство не купишь, впрочем, как и любовь, — считает амурчанка Елена Прокопенко. — Если честно, я даже не знаю, какую сумму ежемесячно получаю. Узнаю о ней тогда, когда приходится покупать зимние вещи или потратиться на лечение. Конечно же, мы не записываем, сколько наши дети съели печенья или выпили молока. А в какую статью расходов отнести еженедельный поход в парк, когда на воздух улетают тысячи?

Супруги Андрей и Елена Прокопенко воспитывают пятилетнего Андрея и трехлетнюю Леночку. Дети как две капли воды похожи на своих приемных родителей и называют их мамой и папой. У них не только одинаковые имена, но и привычки и даже черты характера. Кто не знает историю этой ячейки общества, ни за что не поверит, что дети совершенно чужие. «Это настоящее счастье, — делятся супруги, — но путь к нему был труден и тернист».

Стать приемными родителями они даже не планировали, пока не увидели в одной из детских больниц маленького мальчика.

— Три года назад мы с мужем привезли вещи в детскую больницу, — вспоминает Елена Прокопенко. — Навстречу мне по коридору бежал чудесный двухлетний мальчик. У меня возникло ощущение, что это мой ребенок. Я просто влюбилась в него. Бывает же любовь с первого взгляда к мужчине?! Позже узнала, что он сирота, его маму лишили родительских прав. Я решила забрать малыша к себе. Муж и близкие родственники меня поддержали.

«Отстаньте от нас! Вы здоровы!»

Елена обратилась в отдел опеки и попечительства, где ей выдали список документов и показали фотографии нуждающихся в опеке детей. Но согласно установленным правилам, если нет родственных связей, то детей должны подбирать уполномоченные лица, потом давать разрешение на встречу, которую можно ждать несколько месяцев.

В итоге, пока собирались необходимые справки, мальчика отдали в другие руки. Несостоявшаяся мама по-прежнему продолжала оказывать помощь больнице, пока не увидела в ней братика и сестренку — Андрюшу и Лену. «Или эти дети, или никто!» — решила Прокопенко.

На этот раз семье повезло, в конечном итоге они на законных основаниях забрали малышей. Вопрос решился за два месяца. Детки совершенно здоровы, не считая мелких простуд. В дальнейшем супруги рассматривают вопрос об их усыновлении. Леночка сразу адаптировалась к новым условиям. Андрея еще некоторое время тревожили прошлые страхи. Страшно было и новоиспеченным родителям. Медики их напугали генами, плохой наследственностью и прочими сопутствующими гадостями, которые могут передаться от асоциальных родителей. «Зачем вам вообще это нужно?» — заявили эскулапы.

— Целый год мы обследовали ребятишек, не вылазили из поликлиник, искали несуществующие болячки, — улыбаются супруги Прокопенко, — пока уже другие медики не взмолились: «Отстаньте от нас, ваши отпрыски совершенно здоровы!» У нас все хорошо, скоро Андрея отдадим в спортивную секцию, Лену — на танцы. Мы не скрываем их прошлое, хотя сын и дочь уже не раз говорили: мама, давай считать, что это ты нас родила.

Новый закон увеличит выплату до 700 тысяч

— Чаще всего в детские дома попадают дети, у которых много братьев и сестер, — говорит главный специалист-эксперт отдела охраны прав детства амурского министерства образования и науки Галина Якимишина. — Сразу взять в семью на воспитание пятерых мало кто соглашается. Особым спросом у приемных родителей пользуются те ребятишки, у которых нет родителей, и маленькие девочки.

Что пугает приемных родителей больше всего?! Конечно, ответственность. Не каждый готов к такому шагу. Хотя мы отказываем лишь судимым людям и тем, у кого доход ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи. К сожалению, существует и возврат детей. Сейчас нами создан банк данных на таких родителей. Если они сдали ребенка обратно в государственное учреждение, то больше не имеют права на опекунство.

Единовременная денежная выплата приемным родителям начала действовать в 2012 году: от 120 тысяч рублей до 150 тысяч. Выплачивалась она за ребенка в возрасте от шести лет и более. Это самая невостребованная группа. Сейчас по поручению губернатора разрабатывается новый закон, увеличивающий выплату до 350—700 тысяч рублей. Надеемся, что сумма привлечет потенциальных приемных родителей и опекунов. Денежные средства должны быть реализованы в интересах ребенка в течение трех лет. Если родитель не справился с возложенными на него обязанностями, то он должен вернуть не только ребенка, но и всю выплаченную ему сумму.

По словам губернатора, помимо единовременных выплат, в перспективе будут рассмотрены варианты субсидирования за счет бюджетных средств процентной ставки по кредиту на приобретение жилья для усыновленных ребят и членов многодетных семей. «Наша задача, чтобы детство у этих детей было нормальным и счастливым, чтобы они понимали, что за их плечами стоит государство», — подчеркнул Олег Николаевич.

Приемным родителям ежемесячно положены:

 

Юг области

Север области

Вознаграждение на каждого ребенка за воспитание

5 771 рубль

6 252 рубля

На содержание ребенка

6 819 рублей

7 516 рублей

Если приемная семья воспитывает детей до трех лет или с ограниченными возможностями, пособие увеличивается на 10 процентов.

 

ЦИФРЫ

1 535 детей содержатся в учреждениях, подведомственных министерству образования.

120 малышей находятся в Амурском доме малютки.

238 приемных семей существует в Приамурье. В 2000 году их было всего 3.

678 детей было устроено в семьи в 2011 году, 683 ребенка — в 2012-м. В первом квартале 2013 года устроено в семьи 174 ребенка.

Больше всего приемных семей живет в Свободном и Свободненском районе — 41. Приемная семья может воспитывать не более восьми детей.

Возрастная категория материалов: 18+