Ежемесячный платеж за капремонт многоквартирных домов введут в следующем году.Ежемесячный платеж за капремонт многоквартирных домов введут в следующем году.

По мнению общественников, на сегодняшний день законопроект нуждается в серьезной доработке и последующем принятии ряда подзаконных актов, которые не позволят пускать средства из областного фонда капремонта не по назначению. Также ряд вопросов у амурчан вызывает создание так называемого регионального оператора — структуры, которая будет регулировать процесс капремонта домов и распоряжаться средствами фонда. Как повлияет принятие нового закона на жителей области и какие коррективы необходимо в него внести, представители общественности и властей обсудили на круглом столе в региональной Общественной палате.

Вопросы к законодателям

Мнение общественников по поводу первой редакции законопроекта о системе капремонта выразил эксперт Общественной палаты Амурской области в сфере ЖКХ Владислав Сиваков. По его словам, в документе есть много несоответствий федеральному законодательству. Например, на региональном уровне в нем не предусмотрен вариант отказа собственников от перечисления платежей непосредственно в фонд. То есть деньги будут идти только на счета регионального оператора, а не каким-либо иным путем — например, на счета управляющей компании или уполномоченного представителя владельцев жилья.

— Еще один вопрос касается сноса домов, — продолжил Владислав Сиваков. — Законопроект предписывает региональному оператору в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу направить средства из фонда капремонта на снос или реконструкцию. То есть средства, которые в течение продолжительного времени копились на счетах, не подлежат возврату, а просто покрывают затраты на снос. Мы считаем, что это нарушает права собственников, так как сносить здания должны на деньги муниципалитета или других структур.

Кроме того, общественники затронули моменты, связанные с созданием и деятельностью регионального оператора. Так, согласно законопроекту, эта структура может заключать договоры с организациями на выполнение подрядных работ. По мнению Владислава Сивакова, сама возможность заключения договоров подряда может породить теневую схему, когда за деньги нанимаются угодные подрядчики. «Из каких средств им будут выплачивать вознаграждение за работу? Также непонятно, из какого источника будет оплачиваться содержание аппарата регионального оператора, — отметил эксперт. — Если за счет фонда капремонта, то это дополнительные расходы для собственников. Всю экономическую составляющую в этом законопроекте пока что можно трактовать как минимум двояко».

В проект вносят изменения

— Законопроект, принятый в первом чтении, на сегодня претерпел изменения: министерство ЖКХ совместно с Законодательным собранием области практически ежедневно прорабатывают вопросы, которые поступили от граждан. В новой редакции учтены многие недоработки, — взял слово первый заместитель министра ЖКХ Амурской области Дмитрий Тетенькин. — Планируется, что учредителем фонда капремонта выступит уполномоченный орган — областное министерство ЖКХ. Формировать фонд предполагается как за счет платежей собственников, так и за счет взносов учредителя. Нужно отметить, что средства, полученные региональным оператором от жителей одного дома, могут быть использованы на проведение капремонта в других домах.

По словам замминистра, планируется, что региональный оператор будет единым — делать границы между муниципальными образованиями власти не собираются. Еще один важный момент, отраженный в новой редакции законопроекта, — средства, полученные от собственников, предназначены только для финансирования расходов на капремонт. Использование этих денег на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. Контролировать деятельность этой структуры будет жилищная инспекция и другие надзорные органы.

— Отдельный вопрос сегодня стоит о специальных счетах. В последней редакции закона предусматривается право собственника на определение способа формирования фонда. Граждане сами решают, куда перечислять деньги — на счета регионального оператора или на специальные счета. Согласно законопроекту, последний вариант можно выбрать, когда есть ТСЖ, жилищный или иной кооператив, — добавил Дмитрий Тетенькин. — Также держателем спецсчета может быть региональный оператор. Право выбора за гражданами остается. Если держателем спецсчета будет региональный оператор, вопросы по расходованию средств будут решаться собственниками на общем собрании.

Задача — разъяснить

Заместитель председателя комитета Заксобрания по бюджету, налогам, экономике и собственности области Анатолий Белоногов в свою очередь отметил, что субъекты РФ, в том числе и Амурская область, поставлены в жесткие рамки Жилищного кодекса. Это в какой-то степени не дает возможности решить отдельные вопросы, которые возникают у граждан в связи с законопроектом. Для его доработки в областном Заксобрании была создана специальная рабочая группа — все ее замечания будут учтены.

— Закон сложный — после его принятия правительство области должно разработать еще шесть-восемь подзаконных актов, касающихся взаимоотношений регионального оператора с гражданами. Кроме того, будет прописано, сколько денег собственники должны вносить с квадратного метра и ряд других моментов, — рассказал Анатолий Николаевич. — Законопроект воспринимается довольно негативно, потому что на граждан накладываются дополнительные финансовые обязательства. Людей можно понять — они беспокоятся, что средства, которые они отдадут в фонд, могут быть потрачены не по назначению. Наша задача — разъяснить, каким образом будут использованы эти деньги, показать прозрачность перемещения финансовых ресурсов фонда.

Участники круглого стола согласились, что несколько подзаконных актов просто необходимы. Среди них — региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов, закон о региональном операторе, закон о владельцах спецсчета и шкала дифференциации взноса на капремонт. Ведь до сих пор непонятно, как будет рассчитываться минимальный размер ежемесячной платы, какие параметры на это будут влиять. По предварительным подсчетам, ежемесячный взнос с квадратного метра для амурчан может составить от 3,3 до 9,9 рубля.

— Проекты подзаконных актов уже прорабатываются. Что касается величины взносов, то она будет зависеть от периода реализации региональной программы капремонта. Чем больше срок, тем меньше стоимость, — пояснил первый заместитель министра ЖКХ Амурской области Дмитрий Тетенькин. — Методика определения величины платежей тоже разрабатывается. Стоимость ремонта одного квадратного метра дифференцирована по очень многим условиям. Сюда входит и степень износа, и расположение населенного пункта и множество других параметров.

Рекомендации участников круглого стола были запротоколированы. Все они будут рассмотрены рабочей группой при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Пока неясно, как амурчан будут уведомлять о необходимости внести плату на капремонт: с помощью графы в общей квитанции или отдельной платежкой. Оба механизма сейчас прорабатываются в правительстве области.

Возрастная категория материалов: 18+