• В Верхнеильиновке собрались корейцы из разных провинций КНДР. В сельском хозяйстве они 15–20 лет.
  • Корейские поля после проливных дождей оказались практически под водой.
  • Фан: «Пришлите мне потом фотографи. Напишу домой, что меня в России снимали корреспонденты».
  • На крыльце общежития — овощная рассада, которую скоро высадят в огород.
  • В столовой общежития те же скромные условия — длинный обеденный стол да две лавки по бокам.

«Не разбалованный народ»

— Не разбалованный народ, — говорит о корейцах замначальника по производству филиала ГУП «АГРО» Владимир Грищенко.

Советская закалка — главное, что восхищает его в приезжих рабочих. О ней и о том, как советская власть приучала народ к труду, мы и разговариваем, пока наш уазик, урча, преодолевает ухабы по пути на корейские поля возле Верхнеильиновки. Глядя на эти вспаханные земли, тянущиеся почти до горизонта, и не скажешь, что до прошлого лета сюда 23 года не наведывалась сельхозтехника.

— Кореец, если у него трактор сломается, не ждет помощи, а сам ремонтируется. Такое же отношение к труду у нас было в советское время. Корейцы — хорошие работники. Наших нету — поразъехались. А те, кто приходит, — трактористы до первой получки. Есть, конечно, и русские толковые — мы же нашли себе 17 механизаторов. Но корейцы не пьют, — выдвигает главный аргумент в пользу приезжих рабочих Владимир Грищенко.

Корейцев, которых курировал с прошлого лета и видел почти ежедневно, он называет хлопцами. В прошлом году бригаде из КНДР выделили землю и давали задания, а потом проверяли, как выполнена работа. Владимир Грищенко обеспечивал корейцев ГСМ, запчастями, техникой и душевным отношением. Он вспоминает, что, когда весной международные отношения между двумя Кореями особенно накалились, здешние рабочие и не думали волноваться. «Они мне сразу сказали, что никакой войны не будет», — говорит он.

Корейские аграрии приезжают на сезонные работы в Приамурье по договоренности между Россией и КНДР. В августе прошлого года в ГУП «АГРО» приехали 12 человек из Северной Кореи, которые в конце ноября вернулись на родину. В апреле этого года в Завитинский район приехали на работу четыре человека из прошлой бригады и еще восемь новичков. Кое-кто из них, правда, уже работал в недавнем прошлом на полях других амурских хозяйств.

Приезжие механизаторы хорошо знают нашу технику. А сам Фан по специальности агроном и разбирается в том, когда и что нужно сеять. Сейчас в распоряжении рабочих уазик-буханка и шесть тракторов. Погода не дает корейцам, как, впрочем, и амурским аграриям, выйти в поля. И пока бригада, которая привыкла работать в две смены — днем и ночью, пережидает дождливую пору в импровизированном общежитии.

Государство в государстве

Корейские аграрии встречают нас возле затерявшегося в зелени бывшего здания сельской администрации, где для них обустроили общежитие. Мужчины зябко поеживаются под дождливым небом, таким же серым, как и их настроение. Последний раз они выходили в поля четыре дня назад — вверенную им землю пока успели только вспахать, а прежде чем сеять сою, поля нужно еще продисковать.

Свою небольшую коммуну в пустом неприютном здании корейские рабочие начали создавать в прошлом году. Построили себе баню, покрыв ее пленкой — за зиму пленка куда-то «ушла», и еще кое-где из оконных рам исчезли стекла. На крыльце здания в ящичках дожидается высадки в грунт овощная рассада. В этом году у бригады будет свой огород, где, помимо всего прочего, как надеется Фан, будет расти и рис. «Мы посадили картошку, горох, посеяли полевой рис. Ему нужно 120 дней, чтобы вызреть — в сентябре его надо будет убирать», — объясняет он.

Отдыхают механизаторы по-спартански — в пустой спальне есть только кровати да железная печка, которую до сих пор топят холодными ночами. Портретов вождя нигде не видно — их должны в скором времени привезти из Благовещенска.

Недалеко от общежития расположены главные социальные объекты села — почта, школа и ФАП. Но корейцы говорят, что не очень-то общаются с местными жителями. Только Фан ходит за погодой в школу — там есть интернет и для него любезно распечатывают прогнозы. На улице Центральной, где живут корейцы, стоят четыре дома, и лишь в одном из них есть жизнь.

Родина, где нет комаров

За помощью приезжие механизаторы обращаются к начальству филиала ГУП «АГРО» или к местному главе, который поначалу удивлялся: «Что это за люди такие: не пьют, не гуляют!».

— На 12 корейцев — две бутылки водки хватит, — смеется Фан. — У вас водка 40 градусов. А у нас — 25. Когда работаем, мы не пьем. Бывает, по праздникам соберемся — выпьем, песни споем.

Сам Фан впервые приехал в Приамурье в 2002 году — говорит, что русский выучил в армии. В Корее он окончил сельскохозяйственный институт и преподавал в сельхозтехникуме, пока власти не предложили ему поехать поработать в Россию. С тех пор он побывал у нас четыре раза. Его возвращения домой в ноябре ждут жена и двое взрослых сыновей.

— И в Корее есть работа — кто хочет, тот работает. Вот Россия — богатая страна, но ведь не каждый ее житель богатый, — рассуждает агроном.

С семьями приезжие ведут переписку — другой связи с Кореей здесь нет. Отправляют корреспонденцию с теми, кто едет на родину. Фан говорит, что по дому затосковать еще не успел — приехал оттуда совсем недавно. Но очень оживляется, когда речь заходит о Корее, куда, по его словам, нам обязательно нужно съездить, потому что там все намного дешевле, есть теплое море, солнечная погода и почти нет комаров.

Рис, селедка, лапша — особенности корейского меню

В столовой общежития те же скромные условия — длинный обеденный стол да две лавки по бокам.

— Сегодня на обед рис, яйцо, селедка, жареная печень, лапша, — гордо перечисляет нынешний повар Чон.

Готовят в коммуне по очереди и на гастрономических пристрастиях не заморачиваются: кому не нравится, тот просто съест меньше. Единственное, без чего корейские аграрии тоскуют, — горький перец, которого в Завитинском районе не достать.

В свободное от ремонта техники время корейцы разведывают продовольственные ресурсы здешних лесов — собирают папоротник и грибы, которых тут по осени великое множество.

 — Я хочу кур завести, чушек немного — у меня есть опыт, — говорит Фан. — И вот еще антенну купить, чтобы было наше ТВ.

Сейчас корейская бригада уже вышла в поля — за последние четыре дня механизаторы продисковали 100 гектаров земли. В этом году, по плану, им предстоит засеять соей 1000 гектаров — это четвертая часть от всей площади, которую планирует засеять соей завитинский филиал ГУП «АГРО».

Возрастная категория материалов: 18+