В конце мая к удивлению многих Владислав Владимирович пересел в другое кресло — заместителя председателя правительства Амурской области, курирующего вопросы сельскохозяйственной отрасли. Сейчас он активно объезжает область, посещает предприятия, встречается с руководителями хозяйств и районов, чтобы наметить дальнейшую работу. Со спокойной ли душой покинул родной район, какие прогнозы по посевной — на эти и другие вопросы Владислав Бакуменко ответил, став гостем нашей редакции.

В главы — более молодым

— Владислав Владимирович, предложение перейти на работу в правительство области было для вас неожиданным? Сразу же согласились или были сомнения?

— Первый раз Олег Николаевич пригласил меня на работу в правительство полтора года назад, когда ушел Александр Васильевич Нестеренко. Но я не хотел бросать район на полпути, срок моих полномочий истек бы только этой осенью. Это были бы мои пятые выборы. Я четыре раза избирался населением, и многое узнал о себе за эти избирательные кампании. И что у меня магазины, заправки, пароходы, самолеты и ландкраузеры. Если честно, были сомнения: идти или нет на новые выборы, не хотелось снова слышать про пароходы, которые так и не появились. Да и ни один бы глава не смог столько лет работать, если бы что-то имел для себя. В деревне ничего не скроешь — не успел подумать о чем-то, на другом конце это уже обсуждают. К тому же, считаю, должен кто-то помоложе этим делом заниматься. Поэтому, когда Олег Николаевич опять озвучил предложение (хотя я уже не ожидал — думал, что время прошло), просто не смог отказать такому руководителю. Так как то, что сделано за последние годы в районе и области, — это заслуга губернатора.

— Вы продолжаете жить в Ивановке? Как отнеслись к назначению ваши близкие?

— Продолжаю и буду жить в Ивановке, других квартир и домов у меня нет. Дети взрослые, жена уже давно привыкла к моему графику: в 7 часов планерка, а я на работу в 6 утра всегда ходил, вечером возвращался, как получится. Смена должности этого и не изменила. У главы нет выходных, хотя последние 6 лет я отдыхал по 12 дней, а до этого 8 лет ни разу в отпуск не ходил. Работа в правительстве нисколько не легче, наоборот, более ответственная — отвечать придется не за один район, а за все сельское хозяйство области. График не менее напряженный, на полноценный отпуск рассчитывать также не приходится.

— Коллеги, наверное, не хотели вас отпускать?

— Когда стало известно о моем назначении, работники администрации приходили целыми делегациями. Конечно, люди боятся увольнений, изменений. Более половины сотрудников, кто пришел со мной, уже доработали до пенсии. Но я им говорю: если ждать, когда все пойдут на пенсию, мне придется еще лет 30 работать (смеется). Конечно, каждый руководитель старается подобрать свою команду. Хотя я оставил человека, которому доверяю, с которым много проработал. Это мой заместитель, и если его выберут главой, я буду спокоен за район. Хотя кандидатов будет немало, ведь многие считают, что все сделано, но это не так: дел у нового руководителя будет невпроворот.

Молодежь вернули в села

— На ваш взгляд, какие проблемы Ивановского района вам удалось решить, а что так и не получилось?

— Главное, я считаю, к нам молодежь вернулась в села. Ивановский район первым от Дальнего Востока и до Урала попал в пилотный проект федеральной программы и начал комплексную застройку жилья для молодых сельских специалистов. Мы создали рабочие места. Много молодежи пришло в органы управления, в руководство хозяйств. Причем работают не только те, кто живет в Ивановке, но и из города приезжают. Уже начали вторую очередь застройки. Но чтобы удовлетворить спрос, не хватит и третьей, и четвертой! А когда начинали работать по другому проекту — по программе социального развития села, я еле уговорил вступить в нее 7 молодых человек. На следующий год участников было 14, потом 32… На сегодняшний день в очереди стоит 100 с лишним человек, а в год в программу вступают по 35—40 семей, не только в Ивановке, но и других селах. Кроме того, благодаря строительству мегафермы удалось возродить животноводство. Когда я пришел в администрацию, в районе дошли до того, что сеяли всего 36 тысяч гектаров. Сейчас вся земля в обработке, засеивается 136 тысяч га. Мы взялись за кукурузу — и не прогадали. В селах оставалось 6 клубов — сегодня их 26, громадные дома культуры, конечно, восстановить не удалось. Лечебно-диагностический корпус ЦРБ построили межрайонный, начинили самым современным оборудованием. Мы первыми сами создали ФАПы. Есть чем гордиться, но всего в любом селе, районе никогда не переделаешь.

— Что-то взяли с собой в новый кабинет?

— С прежнего места взял пару сувениров, которые памятны для меня. Это часы — подарок наших финансистов, и статуэтка скачущих лошадей — мне дарил ее коллектив нашей ЦРБ на последней инаугурации в 2009 году. Остальное все оставил, собственно, излишеств никогда и не было. Мое мнение — рабочий кабинет должен быть чисто деловым.

Посевные надежды

— Вы пришли курировать АПК в нелегкий год — посевная стартовала с опозданием, из-за дождей аграриям приходится прерывать работы…

— Погодные условия были очень сложные и осенью 2012 года, и зимой было много снега — превышение нормы в 1,5—2 раза, потом обильные осадки в марте — апреле, еще и с низкими температурами. Все это привело к сильному переувлажнению почвы, сами видели, наверное, — в полях озера стоят. Ранние зерновые размещены на площади 130,4 тысячи гектаров — это 67,4 процента от плана. Площади, которые были подготовлены под ячмень и пшеницу, хозяйства попытаются засеять соей, опять же если позволит погода.

— Ранних зерновых засеяно меньше, чем планировалось. Чем это грозит области?

— В целом виды на урожай ранних зерновых по районам неплохие. Погода благоприятно сказывается на росте и развитии этих культур. Хорошо прошли всходы и кущение. Хозяйства приступили к химической прополке зерновых. Конечно, у нас «зеленый пожар», как раньше называли, травы по колено. До сева сои нужно было гербициды внести в почву, а аграрии зайти в поля не могли. Хозяйствам области рекомендовано сохранить невысеянный материал под посев 2014 года. Думаю, зерна этого урожая будет достаточно, чтобы закрыть потребности в фураже всех хозяйств. И в стране по зерновым урожай будет приличным. Цена примерно на этом уровне и останется, может чуть-чуть повысится.

— Какие планы на сою?

— Традиционные сроки посевной для главной амурской культуры, конечно, ушли, но надеемся на лучшее. Сев сои будет идти в области до 20 июня, а некоторые хозяйства попытаются и до 25 числа. Запретить мы, конечно, не запретим. Но это уже риск — могут и ничего не получить. Главное — чтобы культуре хватило солнца и теплых дней вызреть. Пробовали мы сеять поздно, год на год не приходится. Климат меняется, весна становится длиннее. И осень сейчас другая: если раньше заморозки всегда были в сентябре, где-то 9 числа, а потом тепло восстанавливалось, то в последние годы заморозков этих не было, соя успевала выспевать. Почему она растет в Амурской области — потому что мы на одной параллели с Крымом и солнечных дней у нас больше, чем где-либо. Будем надеяться на урожай.

— Наш корреспондент был в Архаринском районе, некоторые хозяйства рассматривают в качестве запасного варианта гречку. Есть еще какая-то альтернатива на замену?

— Хозяйств, которые серьезно занимаются гречихой, около 30, они могут незначительно увеличить посевы, остальные не имеют семян. И закупать их средств нет. Да, гречка — поздняя культура, ее можно сеять и в июне, и в июле, в два срока, но убирать-то надо в один. И Китай давит нас демпинговыми ценами, в таких условиях она становится нерентабельной. Массово эту культуру засевать сотнями гектаров смысла нет. Кроме того, нужны удобрения — это дорогое удовольствие. И для дальнейшего хранения ее урожая условий нет.

— Вы помните подобный сложный для аграриев год?

— 1973 год был похожий. В 72-м было наводнение, а в 73-м стояла сырость, осенью шли обильные дожди, зимой было много снега, весной тоже шли дожди. Мы пытались сеять зерновые и с самолета, и вручную, но почти ничего не посеяли. Правда, тогда успели посеять сою — вовремя подсохло. Директор ОАО «Имени Негруна» Николай Романович Епихин сколько работает, столько каждый день записывает погоду в тетрадь. Последние годы, говорит, ничего не сходится. Раньше цикличность была такая: пять лет сухие, пять — дожди. Потом цикл был по десять лет, а сейчас, по моим наблюдениям, уже все 20 лет.

— У вас богатый опыт руководства аграрным районом, может, есть такая проблема сельхозпроизводителей, которую правительство раньше не замечало?

— Нет, таких проблем, которые бы я накопал и открыл — такого не вижу, честно говоря. Все беды крестьян, селян правительство, губернатор знают. Мешает решать проблемы только нехватка денег.

Как признался зампред, сельские заботы ему знакомы с детства — в 11 лет он пошел пасти коров. Самой почетной наградой считает серебряную медаль ВДНХ, которую ему вручили в 1973 году, «за то, что хорошо на тракторе работал».

ДОСЬЕ АП

Владислав Владимирович Бакуменко — коренной амурчанин. Родился 8 октября 1950 года в поселке Сагур Селемджинского района. Трудовую деятельность начинал в 1969 году механиком совхоза «Введеновский». Был главным инженером совхоза «Приозерный». До 1992 года работал старшим инженером, начальником отдела планирования и организации капитального строительства, заместителем председателя правления Ивановского агропромышленного комплекса. С 1996 года — заместитель главы администрации Ивановского района, с 1997 года и до недавнего времени — глава района. Женат, имеет двух дочерей.

419,8 тысячи гектаров засеяли амурские аграрии соей, по данным на вчерашний день. Это 57 % от плана.

Возрастная категория материалов: 18+