Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №53 (28822) от 21 мая 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
21 мая 2019,
вторник

Китайцы полюбили венчание

Священник из Гонконга отец Дионисий — о православии в Китае

Общество

120 квадратных метров на седьмом этаже офисного центра в Гонконге между фирмами, торгующими батарейками и вином, находится православный храм Петра и Павла, где десять лет служит настоятелем священник Дионисий Поздняев. Среди его паствы почти нет дедушек и бабушек, зато встречаются представители королевских фамилий, а Евангелие читают на трех языках.

Китайцы полюбили венчание / 120 квадратных метров на седьмом этаже офисного центра в Гонконге между фирмами, торгующими батарейками и вином, находится православный храм Петра и Павла, где десять лет служит настоятелем священник Дионисий Поздняев. Среди его паствы почти нет дедушек и бабушек, зато встречаются представители королевских фамилий, а Евангелие читают на трех языках.

Во время своего приезда в Благовещенск отец Дионисий побывал в гостях у АП и рассказал о своей службе за рубежом и о том, во что верят современные китайцы.

Разноязыкая паства

— Отец Дионисий, у вас свой приход в Гонконге, расскажите, кто ваша паства?

— Процентов 70 — это выходцы из России и с Украины, которые работают в Гонконге. Живут по 5—10 лет, уезжают, возвращаются. Возрастной состав — от 25 до 35 лет. У нас нет русских бабушек и дедушек на приходах. У нас есть одна монахиня в возрасте 65 лет, одна за всех бабушек. Есть англоязычные прихожане, есть группа китайцев, есть приличная группа франкоязычных прихожан, есть представители русской эмиграции — это выходцы из Европы, работающие в Гонконге. Есть даже представители таких звучных фамилий, как Голицыны-Габсбург и Ягелло. Такие почти королевские фамилии. Они осознают себя потомками великих фамилий, у них хранятся какие-то семейные реликвии, истории. Это есть. Но они совершенно простые в общении люди. Монахиня у нас российско-американская — она постриженница Ново-Дивеевского монастыря в Америке, один сын у нее живет в России, второй в США, а она в Гонконге. Это близкий человек для нашей семьи — она была няней для наших детей. Так вот сложилось, что стала монахиней. Обычно у нас на службах бывает до 30 человек, на Пасху — до сотни.

— На каком языке вы с ними общаетесь?

— Общий для всех язык — английский. Служба идет по большей части на английском. Но мы смотрим, кого в храме больше: если видим, что наших соотечественников, то переключаемся на славянский язык, если китайцев, переходим на китайский. У нас наготове богослужебные книги на разных языках, и все готовы быстро в них ориентироваться, переходить с одного языка на другой. Евангелие переведено на многие языки, поэтому проблем нет.

— Приходится быть полиглотом?

— Для Гонконга трехъязычие — обычная ситуация, многие знают свой родной язык и два иностранных.

Визит патриарха важен для контактов

— Как, на ваш взгляд миссионера и ученого-китаеведа, православие в Китае может прижиться?

— Да, все условия для этого есть. Китай открыт абсолютно ко всему и готов многое воспринимать и заимствовать. Лишь бы это было подано в доступной форме. Китай меняется, и, что мы закладываем в Китай сегодня, будет реализовано завтра. И то, что Россия стоит в стороне от этого процесса, это очень печально.

— Разве недавний визит патриарха Кирилла не говорит о том, что Россия совсем не в стороне от этого процесса?

— Визит — мощный импульс не только с точки зрения российско-китайских отношений, это знак для многих русских, что мы не только можем, но и должны сделать в отношении с Китаем в духовной сфере. Я принимал участие в службах патриарха в Харбине и Китае, и у нас было немного времени обсудить проблемы православия в Китае. Патриарх о них хорошо знает, владеет информацией. Мы говорили и о роли Гонконга.

Это был очень специфический по своему формату визит. Обычно патриарха приглашает церковь. Но в данном случае патриарх получил приглашение светских, официальных властей. И внешне, формально, визит носил характер политический. Этой встречи хотел председатель КНР Си Цзиньпин, и это первый случай, когда глава встретился с религиозным лидером. Видимо, это должно демонстрировать миру новый курс китайского руководства — открытость и готовность к контактам. Для патриарха была важна тема православия в Китае, и он ее постоянно поднимал. Эта тема прозвучала в Шанхае.

— Уже есть последствия визита?

— Рано об этом говорить. Думаю, что высота уровня визита гарантирует внимание властей к вопросу. Основная работа ложится на людей, которые ежедневно занимаются православием в Китае. Импульс дан.

Китай не запрещает православие

— Вы сказали, что в Харбине есть храм, но нет священника. Вы туда выезжаете и проводите службы?

— Нет, я не могу там служить. По законодательству я могу там служить для иностранцев. Для китайцев — нет, здесь службы должен возглавлять китайский священник.

— Правда, что православие в Китае официально запрещено?

— Многие говорят, и ошибочно говорят, что православие в Китае запрещено. Нет, это серьезная ошибка. Православие в Китае разрешено и имеет легальный юридический статус в форме четырех открытых приходов на северо-западе и северо-востоке страны. Это приходы Китайской автономной православной церкви. Она существует как модель, но ни епископов, ни действующих священников в настоящее время нет. Китайские власти ее не регистрируют, поскольку там нет достаточных количественных показателей. Причина в слабости и разобщенности этой церкви.

Обмен кольцами —  часть китайской свадьбы

— Китайцы во что верят?

— Доминирующей религиозной традиции в Китае вообще никогда не было. Для языческого сознания характерен синкретизм. Они могут одновременно ходить в буддийские и христианские храмы. В буддийские — вспоминать об умерших предках. А в христианские — по более радостным поводам, например повенчаться, в даосские — чтобы каких-нибудь духов задобрить или изгнать. Но христиан становится больше, и динамика достаточно серьезная. Хотя православных среди них ничтожно мало.

В Китае очень популярен христианский обряд венчания: белое платье, цветы, арка. Стало модно устраивать что-то типа венчания — в церковь люди не идут, но совершают обмен кольцами, признаются друг другу в верности, то есть произвольно составленный светский чин. Писк моды — пригласить на это мероприятие настоящего, желательно иностранного священника. Меня дважды приглашали. Один раз венчались православные китайцы — сначала я их в храме обвенчал, а чуть позже они устроили такую же церемонию для широкого круга людей. А второй раз попросили провести молебен с благословением — невеста не была крещеной. Но для них был обязателен момент обмена кольцами, задавание вопросов. На одном католическом храме я даже видел рекламу «Венчание в храме — модно, креативно, мощно!», на баннере — китайская невеста в белом платье, какие-то птички-цветочки.

— Для эмигрантов православные церкви за границей были своеобразной малой родиной. А что ваш приход для сегодняшних эмигрантов?

— Эта тема отчасти есть — люди приходят, чтобы пообщаться между собой на русском языке, попадают в привычную среду. Но люди сегодня отходят от стереотипа, что это родина, национальные вещи отодвигаются на второй план. Церковь нужна для того, чтобы объединять людей, преодолевая их национальную ограниченность, а не для того чтобы их обосабливать.

Учить русский язык заставил Чебурашка

— Ваша семья живет с вами в Гонконге? Чем занимаются ваша жена и дети?

— Супруга много лет поет на клиросе, но у нее есть и светская работа: пишет в журналы, сотрудничала с новостным агентством. Дети заканчивают в этом году школу, дальше планируют учиться в Канаде. Россия для них родная страна, мы каждое лето приезжаем в Россию, где живут дедушки и бабушки.

— В Гонконге у вас большой храм?

 — 120 квадратных метров, из которых одну треть занимает офисная часть. Храм в офисном помещении на 7-м этаже. Без куполов и колоколов. Зазываем через объявления в интернете, через свои странички на фейсбуке. Соседям мы не мешаем, разве что иногда слишком интенсивно пахнет ладаном. Справа от нас компания, продающая электрические батарейки, слева — католическая организация, помогающая семьям, сбоку — компания, продающая вино «Бордо». У нас есть иконостас, хор — все как полагается. И за перегородкой — центр русского языка, который я же и возглавляю. Мы преподаем русский как иностранный для всех желающих и русский как родной для детей соотечественников. У нас около 100 учеников. Для студентов дневных отделений вузов и для русских детей у нас уроки бесплатные. Учат язык для бизнеса или в случае смешанных браков.

Кстати, одна девушка учила у нас русский язык, потому что ей нравился Чебурашка.

— Не планируете построить свой храм?

— Если бы у нас было несколько миллионов долларов! Приходы сами организовывают свою финансовую жизнь. Ежемесячная аренда нашего храмового помещения составляет три тысячи евро. Гонконг — дорогой город.

1934 год — открыт Петропавловский приход в Гонконге, его прихожанами были эмигранты из России. В 1972 году в связи со смертью настоятеля протоиерея Дмитрия Успенского он закрылся, а в 2004 году возобновил свою деятельность.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Вместо известных поп-групп Благовещенск со 163-летием поздравит хабаровский «Диапазон»Общество
Слухи о пьяных пострадавших в пожаре в благовещенском частном доме не подтвердилисьПроисшествия
Воркаут-площадка и безопасные беговые дорожки появятся в горпарке Зеи осеньюОбщество
Дальневосточники вошли в число лидеров по тратам в майские праздникиЭкономика
«Умный детский сад» позволит родителям Белогорска следить за ребенком через мобильное приложениеОбщество
Оборудование для охлаждения газа установили на первом пусковом комплексе Амурского ГПЗЭкономика

Читать все новости

Общество

Циклон потушил в Амурской области все лесные пожары Циклон потушил в Амурской области все лесные пожары
Вместо известных поп-групп Благовещенск со 163-летием поздравит хабаровский «Диапазон»
Воркаут-площадка и безопасные беговые дорожки появятся в горпарке Зеи осенью
«Умный детский сад» позволит родителям Белогорска следить за ребенком через мобильное приложение
Речные круизы к строящему мосту через Амур запустили в Хэйхэ
Система Orphus