«Только мы одни друг у друга остались», — говорят ветераны и сразу обнимаются.«Только мы одни друг у друга остались», — говорят ветераны и сразу обнимаются.

Накануне печальной даты, которая совпала с днем рождения, о своем тяжелом детстве и нелегкой судьбе корреспонденту АП рассказала жительница Благовещенского дома-интерната для престарелых и инвалидов Галина Алименко.

Только мы друг у друга остались

В комнате Галины Ивановны и ее младшего брата Геннадия всегда порядок — одежда, газеты и даже лекарства знают свои строго отведенные места. А вот черно-белые фотографии можно увидеть везде. Снимки находят себе место почти в каждом уголке комнаты.

— Вот это наша мама, посмотрите, какая красивая была! А здесь мы с Геной, маленькими еще были и худыми очень, — стараясь опередить друг друга, показывают мне свои любимые фотографии ветераны. — Мы их каждый вечер пересматриваем, когда плачем, а когда и смеемся.

Эти выцветшие снимки теперь единственное, что соединяет их с родными и близкими людьми. В 2005 году умерла мама, и начались проблемы, жалуются пенсионеры и горько добавляют — беда не приходит одна. Квартирные мошенники воспользовались доверчивостью стариков и обещали продать двухкомнатную квартиру в Белогорске. Продали, однако на руки дети войны получили всего 150 тысяч рублей. Аферистов так и не нашли. Пришлось несколько лет скитаться по казенным домам области. Сейчас брат с сестрой дорожат каждой минутой, проведенной вместе, и повторяют: «Только мы одни друг у друга остались».

Память о папе

Свой день рождения за восемь лет жизни, проведенных в интернатах, Галина Ивановна отмечала только один раз. Брат с сестрой признались, что слез в этот день всегда больше, чем радости. Обычно 22 июня начинается и заканчивается воспоминаниями о той жизни, что была когда-то давно.

— Отца в мой день рождения хотели сразу забрать на войну, но дали пару денечков отсрочки на дочь наглядеться, — вспоминает частые рассказы матери пенсионерка. — А потом он ушел, и больше мы папу никогда не видели. Он защищал Румынию и там погиб. Но мы этого не знали, мы ждали его каждый день, пока в 1947 году мама не получила похоронку.

Несмотря на то что никто из двух ветеранов не видел отца живым, говорить о нем они готовы бесконечно. До войны Иван Алименко работал в милиции, каждый день он объезжал по шесть сел в Белогорском районе. Все алкоголики, хулиганы и тунеядцы были у него на особом счету. Домой глава семейства возвращался только ночью, вспоминают рассказы своей матери Галина и Геннадий Алименко.

С первой одеждой — в школу

Война омрачила и без того несладкую жизнь семьи. Главного кормильца забрали на фронт, все заботы легли на плечи матери. Надежда Ивановна с тремя детьми получила одну комнату в бараке с земляным полом. Во время войны мать работала на мотороремонтном заводе. За усердный труд ей давали паек, который она приносила детям.

— Как сейчас помню, кусок черного хлеба, 200 граммов сливочного масла и пол-литра молочка, — со слезами на глазах говорит Галина Ивановна. — Иногда я даже отказывалась есть, говорила ей: «Мама, кушай сама, а то ты не выживешь!».

Дети войны вспоминают, что даже на улицу выйти не могли, нечего было надеть. Помогла соседка. Из своих старых платьев сшила детям юбочки и шортики. Это была большая радость, говорят пенсионеры, мечта наша сбылась, и мы смогли пойти в школу.

— Мама всегда плакала, мы видели, как ей тяжело, и мечтали скорее пойти на работу, — вспоминают брат и сестра. — Мы просились на работу на наш завод «Амурсельмаш», но до восемнадцати лет нас не хотели туда брать.

У станка до пенсии

Когда ребята повзрослели, то сразу встали за заводские станки, и работали они на заводе до пенсии. Галина попала в горячий литейный цех, Геннадия взяли сварщиком. Сейчас пенсионеры даже не помнят, какие товары делали, главное, что трудились не покладая рук.

— Мы набивали алюминиевые формы жидким стеклом и песком, нашу продукцию отправляли в Гомель и Москву, — говорит Галина Ивановна. — Я стояла у станка в одних чулках, на всю жизнь ноги в красных пятнах остались.

— А у меня один раз каску украли, пришлось без нее варить, — вспоминает Геннадий Иванович. — После рабочего дня я уже ничего не видел, такие глаза красные стали! Сидел плакал и ждал, пока сестра придет и отведет меня домой.

Вот уже несколько лет пенсионеры живут в Благовещенском доме престарелых. Сюда их уговорили переехать работники соцзащиты Белогорска. Слишком горькие воспоминания остались в этом городе. Сейчас брат и сестра Алименко посвящают друг другу все свободное время, стараются больше гулять вместе. И очень любят обедать в столовой, которая находится в здании правительства Амурской области. «Там очень вкусно готовят, не то что у нас в интернате», — вздыхают старики.

Кажется, дети войны навсегда останутся детьми. Их не наряжали в разноцветные комбинезоны, они не играли в игрушки. Они повзрослели раньше своих родителей. Сегодня Галина и Геннадий вместе отметят день рождения Галины. День, который навсегда изменил их жизнь. 

Более 100 000 воинов-амурцев защищали рубежи нашей Родины во время Великой Отечественной войны.

Возрастная категория материалов: 18+