Нет-нет да и скрипнет покосившаяся дверь — старушка за дровами выйдет, посмотрит вдаль: не видно ли кого из знакомых. Нет, не видно, возьмет полено — и опять в свою обитель, вон ее окошко светится… Эх, знавал этот дом лучшие времена, видать, человек с достатком содержал его, и пианино, поди, стояло в большой комнате, и дворник вокруг метлой махал, и хулиганистый сын его все норовил ту самую ворону камнем из-за угла. Так ведь давно-то было, а сейчас…

А сейчас — полуповаленный забор, теплый вечер с грязным оседающим снегом. Воспоминания. Март.

Грустная картина, вызывающая целую гамму чувств, цепь каких-то смутных воспоминаний, заставляющая вдруг представить себе и ныне живущих в этом полотне людей, и тех, что ушли давно туда, откуда нет возврата. Людей этих и нет на холсте, а почему-то живо представляешь их, рисуешь в своем воображении их жизненные коллизии, сочиняешь их биографии, и даже даешь им имена.

Как смог художник найти ту тональность, что заставила душу зрителя откликнуться, затрепетать в такт сердцу автора?

И даже странно, что такую картину могла нарисовать совсем юная художница. «Теплый вечер. Март» принадлежит кисти выпускницы кафедры изобразительного искусства БГПУ Олесе Безденежной. Она написана в лучших традициях русской живописи и стоит в одном ряду с работами тех мастеров, которыми по праву гордится Россия. Безусловно, искусствоведы, маститые художники найдут в работе недостатки — их, наверное, и не может не быть в дипломной работе вчерашней студентки. Но я говорю не о силе мазка или нюансах светотени — я о чувствах, которые будит этот пейзаж. Он трогает, навевает образы. Тормошит… И это серьезная заявка на пропуск в большой мир искусства.

Таких заявок было одиннадцать — именно столько студентов защищали свои дипломные работы, и каждая из них заслуживает отдельного рассказа. Я же остановился именно на той, что попалась мне на глаза первой, когда водил меня по студенческой мастерской профессор этой кафедры В. И. Демченко. Так что если что — все претензии к нему.

А вообще-то я примеривался к музейной экспозиции работ Матисса, Шагала и Дали. Потом зашел на выставку картин, написанных обитателями психоневрологического интерната, — она расположена в областной библиотеке. Подумал, что, если б не подписи к картинам, пожалуй, спутал бы.

Возрастная категория материалов: 18+