• До появления «мыльниц» фотографией занимались только профессионалы.
  • Профессиональные фотоцентры работают на аппаратах для «мокрой» цифровой печати.
  • В Благовещенске работает единственный в области автоматический центр фотопечати.

История благовещенца Вячеслава Запольского — классический случай для салона-однодневки. Три года назад молодой человек решил открыть центр фотопечати по весьма распространенной причине — увлекся фотографией.

— Купил себе фотоаппарат, начал снимать на заказ, вот и решил зарабатывать на распечатке фото, — объясняет Вячеслав. — Только получать прибыль в таком деле очень сложно.

Одна фотопечать, как правило, не может покрыть даже расходов аренды. Предприятие выживало, по сути, за счет школьных, свадебных и выпускных фотосессий. В итоге молодой предприниматель решил и вовсе свернуть бизнес: «Возни много, а доходов практически нет», — вздыхает он.

Но не пройдет и полугода, как на его месте окажется новый фотограф-любитель — несмотря на то что фотопечать не считается прибыльным делом, новые салоны открываются с завидной регулярностью: фотографов-любителей в Благовещенске хватает.

Сегодня распечатать дорогие сердцу изображения можно примерно в 30 компаниях города. Эту услугу предлагают как отделы с копи-услугами, так и те, кто занимается наружной рекламой. И только в трех салонах города печать фотографий — профильное направление.

— Наш фотоцентр был одним из первых в Благовещенске, он открылся в середине девяностых. Тогда рынок города делили между собой три компании, причем все были франшизными — «Фуджи», «Коника» и «Кодак-экспресс», — вспоминает инженер-технолог благовещенского центра «Кодак-экспресс» Александр Павлов. — И заказов хватало всем. В день проявляли по сто пленок и печатали две-две с половиной тысячи фотографий. В самые горячие периоды, например, после Нового года, заказы доходили до трех-четырех тысяч фото за день.

Причиной массового фотобума стали обычные пленочные фотоаппараты. В советское время фотографией занимался ограниченный круг людей, и все они в той или иной мере были профессионалами. Соответственно, и фотографии проявляли самостоятельно — ночью в гараже или в ванной.

Недорогие «мыльницы» дали возможность каждому почувствовать себя фотографом. Никаких заморочек с композицией, выдержкой и диафрагмой — просто вставляй батарейки и жми на кнопку.

— Но увидеть такие фотографии можно лишь после распечатки. Не будете же вы всем знакомым демонстрировать пусть даже проявленную пленку, — продолжает Александр Павлов. — А печатать фотографии, да еще цветные, даже для профессиональных фотографов дело хлопотное и недешевое. Вот тогда людям и понадобились салоны печати.

В ответ на спрос рынок откликнулся целым веером предложений. Фотоцентры росли как грибы после дождя, и работы хватало всем. А потом до них добралась «эпоха цифровой информации».

Попавшие в сети

— На самом деле бизнес фотосалонов пострадал не из-за цифровых фотоаппаратов. Нас подкосили социальные сети, — утверждает инженер-технолог благовещенского центра «Кодак-экспресс». — Речь о новых способах приема фотографий — на электронных носителях — обсуждалась в Москве еще с двухтысячного года. У нас понимали, что скоро все перейдут на новые фотоаппараты, и решили заранее подготовиться: закупили оборудование для цифровой печати.

В первый год работы нового цифрового аппарата пленочных фотографий в «Кодаке» печатали больше. Через 12 месяцев количество пленочников и цифровиков стало равным, а к третьему году последние взяли верх. Однако на количестве фотографий это не сказывалось.

Резкий обвал произошел в 2005 году. Объемы заказов тогда упали в два раза. К этому времени компьютеры были уже у большинства благовещенцев, и оказалось, что все изображения можно хранить и показывать прямо там, причем абсолютно бесплатно. Масла в огонь подлили и социальные сети. Загрузить в интернет фотографии — дело пары минут, а посмотреть их таким образом смогут большинство друзей, знакомых и родственников.

Кроме того, на рынок неожиданно вышли конкуренты — струйные принтеры.

— Считайте сами: на 500 фотографий профессиональной аппаратуре нужно только чернил тысяч на восемь, а струйный можно заправить китайскими. Тот же объем фотографий изготовителю обойдется в 150 рублей, — объясняет директор фотоцентра «Коника» Наталья Шалаева. — Понятно, что стоимость наших фотографий при таких расходах 8 рублей, а обладатели принтеров могут снизить цену до трех, а то и двух.

Причем разницы между фотографиями первое время не видно. Понятно, что при таком раскладе значительная часть амурчан предпочла экономить, уменьшив расходы на распечатку.

В поисках прибыли

— Тогда, после 2005-го, многие фотосалоны позакрывались. Оборудование дорогое, химия для проявки и печати тоже недешевая, а заказов практически не было, — вспоминает инженер-технолог Александр Павлов. — Выжили те, кто сумел вовремя найти дополнительные источники дохода.

Например, «Кодак-экспресс» стал торговать бытовой техникой. Утюги, пылесосы и чайники в прямом смысле кормили фотосалоны — первые годы после падения доходы выходили в лучшем случае в ноль. А вот «Фуджи» решил сконцентрироваться только на печати — и в итоге был вынужден закрыться. Последний из старожил фотобизнеса — «Коника» — нашел третий путь.

— Наш главный продукт — фотография, и мы стараемся предложить клиентам максимальный спектр всех возможных услуг для этого товара, — говорит Наталья Шалаева. — Например, большой популярностью пользуется широкоформатное фото. Мы можем печатать фотообои, самоклеющиеся изображения шириной до 1,2 метра и любой длины.

Сначала, говорит директор «Коники», большие фотографии не пользовались особым успехом. Тогда в центре открыли багетную мастерскую. Идея получить готовую фотокартину в рамке приглянулась благовещенцам, и теперь эта услуга одна из самых популярных.

Кроме того, «Коника» сделала ставку на дизайнера — при желании он может перенести вашего ребенка из кроватки на цветущую лужайку, приделать крылья любимой девушке для открытки или реставрировать и даже сделать цветными старые черно-белые семейные фотографии.

 С надеждой на возвращение

— Не стоит думать, что фотографии скоро канут в прошлое и их перестанут распечатывать. Детсадовские, школьные и выпускные групповые фото, фото на документы и распечатка профессиональных фотосессий для портфолио есть и будут всегда, — продолжает Наталья Шалаева. — Любительские фотографии тоже продолжают печатать. Конечно, не в тех объемах, как прежде, но самые важные этапы в жизни человека все равно предпочитают переносить на бумагу.

Времена распечатки фотографий медленно, но верно возвращаются, уверены в профессиональных фотоцентрах. Цифровые фото рано или поздно теряются — диски, флешки не вечны, а хорошая фотография служит около ста лет. И когда людям надоедает искать среди гигабайт изображений дорогие сердцу воспоминания, они отправляются в фотоцентр — покупать знакомый с детства фотоальбом, который всегда можно достать с верхней полки.

Проверка на качество

Сейчас в Благовещенске существует два вида фотоцентров — те, что работают на струйных принтерах, и те, кто использует традиционный «мокрый» цифровой вариант. У каждого свои преимущества. Первые берут ценой, вторые — качеством.

— Фотографии на струйном принтере внешне ничем не отличаются от напечатанных на дорогом профессиональном оборудовании, иногда «принтеровские» даже немного четче, — рассказал АП профессиональный фотограф. — Но они и выцветают через несколько лет.

Кроме того, фото, отпечатанные на струйном принтере, стираются. Это особенно актуально для тех, кто хранит снимки в альбомах — вскоре картинка становится размытой.

Самый простой и надежный способ проверить качество фотографии — опустить ее в воду и потереть. Той, что напечатана на профессиональном оборудовании, влага не страшна. А вот отпечатанное на принтере изображение обязательно «потечет». Протестировав одну фотографию, можно отправляться распечатывать всю пачку.

Сам себе фотоцентр

Сегодня в Благовещенске работает единственный в области  автоматический центр фотопечати. Его создал «Кодак-экспресс». Клиент вставляет флешку и на сенсорном мониторе выбирает фото, которые он хочет распечатать. Тут же можно добавить на фото рамку, убрать эффект красных глаз и тому подобное. Выбрав размер, количество изображений, человек жмет кнопку «заказать» и идет на кассу оплачивать счет. Через час фотографии готовы.

10 процентов клиентов «Кодак-экспресса» приносят на распечатку пленочные фотографии. Сегодня только эта компания предлагает в Благовещенске такую услугу. В основном, говорят сотрудники фотоцентра, «мыльницы» используют сельские жители.

800 рублей стоит широкоформатная фотография размером метр на метр.

100 лет хранится качественно напечатанная фотография.

Возрастная категория материалов: 18+