• Сегодня в клубе «Центравр» пятеро ребятишек занимаются на постоянной основе.
  • Михайловы пасут табун лошадей по очереди. Младшему пастуху Богдану даже выплачивается зарплата.
  • Олег и Настя прокатили журналиста АП на фаэтоне по одному из туристических маршрутов.

Мы заехали в село Черемхово, где располагается клуб, случайно, по пути. Нас не ждали, но обо всем рассказали, да еще и на лошади прокатили.

Вид на строительство

— Вот здесь будет гостиный дом, — показывает строящиеся хоромы Олег Михайлов. — Поставим беседку, баню, чтобы гостям было где разместиться и отдохнуть. Земельные участки администрация сдала нам в аренду на 49 лет, так что развернуться есть где. За рекой построим турбазу, здесь озеро неподалеку, лес — так что и рыбалка будет хорошая, и охота. Фаэтоны купили — чтобы люди катались, будет и верховая езда.

Семья Михайловых — Олег, Людмила, первокурсница Настя и 12-летний Богдан — и живет галопом. В 2009-м они только открыли клуб, а сегодня у них уже табун в 30 голов и масса перспективных планов. Лошадей любят все без исключения, но у каждого есть свои любимчики.

— У папы это рысачка Планета, — рассказывает старшая Настя, запрягая в фаэтон покладистого жеребца. — У меня с Богданчиком — наши первые, на которых мы учились скакать и на которых побеждали. Мой — Аракс, у брата — Галактика. А мама любит всех.

Глава удивительного семейства с юности занимается лошадьми. И родные всегда поддерживали это нестандартное и затратное увлечение, что, согласитесь, бывает нечасто. Сначала они купили несколько голов для себя, потом к умным животным потянулись знакомые и дети знакомых — так и созрела идея открыть конный клуб. Сейчас в «Центавре» пятеро ребятишек занимаются на постоянной основе.

Скачки — дорогое удовольствие

— Со временем мы начали участвовать в соревнованиях, побеждать, — воодушевленно делится Михайлов-старший. — Адреналин на скачках бешеный — такой больше нигде не поймаешь! Но чтобы были деньги на спортивных лошадей, нужно развивать туристическое направление.

Хобби заработка не дает, а вложений требует немалых. Из последних приобретений Михайловых — два породистых племенных жеребца Аль Шариф и Аракс. За одного отдали 200 тысяч рублей, за второго — 150. Живут за счет крепкого подсобного хозяйства.

— Сразу знали, что лошади не принесут прибыли, поэтому держали овец (было 170 голов), трех коров, 50 свиней. Сейчас остался только десяток свиней, в дальнейшем и их продадим, будем жить только за счет лошадей.

Как только возможно семейство старается сокращать затраты. А они немалые — в месяц содержание одной лошади обходится минимум в пять тысяч рублей. Поэтому корма по большей части заготавливают сами — это гораздо выгоднее, чем закупать на стороне. Как-то раз взяли калькулятор, все тщательно подсчитали — и купили косилку за 180 тысяч, рулонник для сена за 200 с лишним и два трактора с аукциона.

— Чтобы держать скотину, желательно иметь свою кормовую базу, — констатируют коневладельцы. — Трактор и рулонник по деньгам мы уже отбили.

На услуги кузнеца Михайловы не тратятся — сами подковывают своих питомцев. Всю амуницию, седла, подковы, сбрую, гвозди заказывают через интернет. Так дешевле.

Ребенок и жеребенок

Туристы, желающие прокатиться с ветерком, приезжают в Черемхово уже сейчас. Маршруты разработаны вдоль Зеи, Марченковых озер и Круглого озера, по рощам и малознакомым лесным тропам. По одному из них прокатили и журналистов АП — покладистый Енисей довез пугливых городских в целости и сохранности. Однако пока массового наплыва любителей лошадей Михайловы не ждут — нужно все довести до ума.

— Думаете, прокат лошадей дело легкое? Нет? А многие так и думают. Поэтому и травматизм в этом бизнесе большой, — замечает Олег. — А у нас падения по вине лошади исключены. Нельзя для проката брать взрослую, нужно вырастить свою, с детства ручную лошадь. Чтобы она не билась задом, не кусалась. Когда к нам дети приходят, мы никогда не сажаем их сразу верхом. Закрепляем ребенка за жеребенком — и они вместе растут. Через два года лошадь надо заезжать, а они уже едины. Да и инфраструктуры пока нет. Вот достроим все и через годик — милости просим!

Иппотерапия в действии

— У меня была первая степень сколиоза, — делится с нами Настя Михайлова, старшая дочь, студентка экономического факультета. — Начала ездить каждый день верхом. Через некоторое время пошла к врачу — тянуло спину, говорю, наверное, сколиоз дает знать. А врач вдруг отвечает: у вас идеально ровная спина! Представляете? Мне мама с детства папу в пример ставила — посмотрите, какая у него осанка.

Верховая езда действительно очень полезна для здоровья. «Динамика движения лошади, ее ритм передаются человеку и положительно воздействуют на все суставы, — утверждает Олег, который знает о лошадях практически все. — Это единственный вид спорта, при котором работают все мышцы тела, все органы и даже уши! Верховая езда укрепляет вестибулярный аппарат, развивает равновесие, лечит суставы».

Что мы узнали  лошадях во время прогулки с семьей Михайловых:

 → Просто непереносимо было смотреть, как Енисей старается, тянет изо всех сил из непроходимой грязи нашу повозку — с четырьмя взрослыми, в меру упитанными персонажами на борту. Однако тяжелые изнурительные нагрузки этим животным необходимы. Есть даже такое испытание: лошадь должна протащить на определенное расстояние и на скорость груз до полутонны — в санях по земле. Это называется тяговое усилие. И это совсем не издевательство, а обычная наработка мышц.

 → Лошади живут в среднем 25 лет. 4 человеческих года приравниваются к одному лошадиному.

→ У каждой лошади во рту есть беззубая часть. Вензеля уздечки должны располагаться только там. Тогда животное никогда не прикусит это место. Но у лошади очень чувствительный рот, мягкие губы, и эту особенность используют при дрессировке.

 → Лошади валяются в грязи, чтобы избавиться от оводов и комаров. Грязь покрывает кожу, и насекомые их не донимают. Июль — самый страшный месяц для скота именно из-за обилия оводов.

 → Лошадь хорошо чувствует, если человек ее боится. Но нормальная здоровая лошадь никогда вас из-за этого не укусит и не лягнет. 

→ Раньше считали: если лошадь спит лежа, то у нее больные ноги. Это неправда. Лошадь должна отдыхать так, как ей удобно. Но в основном они спят, действительно, стоя.

→ Лошади нужно показать, кто в доме хозяин. Когда ее объезжаешь, один из стратегических приемов кобылы или жеребца — упасть на спину и по возможности придавить наглого людишку. Опытный наездник на ходу разгадывает смертельный маневр и при падении откатывается в сторону. И пока лошадь не встала — снова запрыгивает на нее. Она встает и понимает: он снова на ней? Что делать? Остается только смириться.

→ После того как лошадь отработала — возила туристов, груз, участвовала в скачках, она должна не менее 800 метров пройти шагом. Успокоиться, восстановить дыхание. Когда видите в фильмах, как разгоряченного скакуна с разбегу ставят в стойло, знайте — режиссер или изверг, или у него глупые советники по коням. Так делать категорически нельзя.

 → Самый животрепещущий вопрос, который наш фотокор Андрей Оглезнев припас напоследок: «Что у лошади булькает в животе?» Оказывается, действительно, булькает, но исключительно у жеребцов. Система конского телосложения такая, что при движении во внутренних органах «рождается» необычный звук. Это связано с особенностями мужского мочевого пузыря.

50 тысяч рублей в среднем стоит обычная лошадь. Но эта сумма неограниченна. Ценник на породистого племенного скакуна может зашкаливать за пару миллионов.

Возрастная категория материалов: 18+